Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные рекомендации



 

1. Начинайте с простых, не вызывающих опасений, и значимых для респондента вопросов. Ставьте более трудные или вызывающие опасения вопросы ближе к концу вопросника. Никогда не начинайте вопросник для почтового интервью с открытого вопроса, отвечая на который требуется много писать.

2. Поскольку некоторые демографические вопросы вызывают опасения, ставьте их в конце интервью, если только ответы на них не требуется получить раньше для целей отбора. По возможности, не задавайте демографические вопросы первыми.

3. Для проведения личных интервью используйте процедуру сужения, то есть начинайте с более общих вопросов и постепенно переходите к более конкретным. Это позволяет минимизировать эффект последовательности вопросов (если сначала задают частные вопросы, в ответах на них может содержаться подсказка к общим вопросам). Если тема интервью не очень значима для респондента, прежде чем выяснять общую точку зрения, возможно, потребуется задать конкретные вопросы. (Процедура сужения не работает, когда респондент самостоятельно заполняет анкету.)

4. Если темы опроса связаны с местом проживания, работой или другими «историческими» фактами*, то вопросы следует задавать в хронологическом порядке, в прямой или обратной последовательности.

5. Если опрос проводится по нескольким темам, нужно сконцентрировать вопросы сначала на одной теме, затем на следующей и т. д.

6. Переходя от одной темы к другой, вводите связующее предложение, чтобы облегчить респондентам переключение их мыслей на новое направление.

7. Организуйте последовательность вопросов в анкете, чтобы их разнообразие нарастало (от начала к концу), а количество вариантов ответов на вопрос уменьшалось.

8. Чтобы быть уверенным, что все непредвиденные обстоятельства будут учтены, составьте блок-схему фильтрующих вопросов. Они должны быть составлены так, чтобы интервьюеру не нужно было перелистывать страницы вопросника, а респонденту – помнить ответы на предшествующие вопросы.

9. Если используются фильтрующие вопросы с множественным выбором, респонденты не должны знать, какие частные вопросы будут заданы. В противном случае респонденты сообразят, как им избежать ответов на конкретные вопросы.

10. Старайтесь сделать вопросник более коротким, исключая из него избыточные и трудные для анализа вопросы.

11. Принимая решение о продолжительности опроса, оцените, насколько значимы для респондентов вопросы, которые вы будете задавать. При проведении личных интервью на значимые для респондентов темы длительность интервью может составлять час, полтора, что для почтового интервью соответствует примерно шестнадцати страницам написанного текста. По незначимым темам почтовое интервью должно быть ограничено двумя-четырьмя страницами ответов.

* Под «историческими» фактами понимаются состояния личной жизни, которые могут изменяться с течением времени. Буквально факты, имеющие собственную историю. – Прим. ред.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.