Здавалка
Главная | Обратная связь

Вводная часть вопросника



 

Необходимость участвовать в опросе может вызвать у многих респондентов недоверие или опасение, которые необходимо устранить. Известно, что распространители энциклопедий и некоторых других товаров иногда проводят псевдоопросы, пытаясь таким образом продать эти товары. Чтобы избежать недоразумений, нужно в начале интервью коротко и ясно объяснить цели исследования. Эту функцию могут также выполнить первые вопросы анкеты.

Исследователи не всегда уверены в том, стоит ли им сообщать во введении о своих этических обязательствах по отношению к респонденту. При проведении личного интервью необходимо представиться и назвать организацию, которая проводит исследование, а затем в двух-трех предложениях рассказать о его цели. Иногда уместны разъяснения по поводу вопросов, которые будут заданы, особенно если они могут вызывать опасения респондентов. Ниже приводится введение, написанное Элеанор Сингер для исследования, затрагивающего некоторые «чувствительные» для респондентов темы.

 

Здравствуйте! Меня зовут ___________. Япредставляю Национальный центр исследования общественного мнения. Мы проводим национальный опрос для выяснения того, как люди в целом оценивают свою жизнь и как они проводят досуг, то есть чем они занимаются в нерабочее время. У нас есть вопросы о Ваших настроениях, о времени, которое Вы проводите за телевизором или расходуете на посещение спортивных мероприятий, о Вашем участии в социальной жизни, а также об употреблении алкогольных напитков. Кроме того, мы хотим задать несколько вопросов о сексе [13].

 

Сингер сравнила этот вариант введения с версией, в которой были оставлены только первые два предложения. По свидетельству Сингер, никаких различий в общении с респондентами в случае использования более длинного и подробного введения она не заметила. Однако очень длинное введение заставляет нервничать как респондента, так и интервьюера. Упоминание о конкретных вопросах нужно откладывать до соответствующих разделов анкеты. Во введении нет необходимости пересказывать ее содержание.

Иногда респонденты хотят получить дополнительную информацию об исследовании. Эту информацию дают интервьюеры либо сам исследователь – в письме или по телефону. Опытный интервьюер лишь в редких случаях не может сразу же разрешить все вопросы.

Обычно респонденты интересуются продолжительностью интервью. Если вопросник простой и в нем мало или вовсе нет инструкций перехода, длительность интервью может быть оценена достаточно точно. В этом случае можно сказать во введении: «Обычно интервью занимает около _______ минут, все зависит от того, насколько много Вы собираетесь говорить». Длительность интервью может изменяться при наличии фильтрующих вопросов, которые есть, например в вопроснике для жителей определенной местности. Тогда вначале не стоит упоминать о затратах времени, а на вопросы респондентов можно сказать, что все зависит от их ответов. Интервьюер должен вести себя честно и не говорить, что интервью займет несколько минут, если понимает, что на него уйдет не менее получаса. Он не должен допускать ситуации, когда респондент прерывает ответ, с тем чтобы продолжить в другое, более удобное время.

В почтовых опросах обоснование исследования прилагается к анкете в сопроводительном письме. Диллман [24] кратко описал содержание такого письма по пунктам:

 

Тема исследования и его социальная полезность

Важность участия респондента

Гарантии конфиденциальности и пояснения к идентификационному номеру

Вознаграждение за участие

Действия респондента при появлении вопросов во время заполнения анкеты

Слова благодарности.

 

Письмо должно занимать не более одной страницы. Иначе респондент только просмотрит его или вообще не будет читать. Письмо, направляемое вместе с анкетой, должно быть длиннее введения к личному интервью, потому что некому будет ответить на возможные дополнительные вопросы.

 

Первые вопросы

 

Как мы уже отмечали, интервью – это социальное взаимодействие и ни один респондент не хочет с самого начала произвести плохое впечатление. Поэтому первые вопросы должны быть легкими, не вызывать опасения респондентов и, если это возможно, быть для них интересными. Некоторые исследователи предлагают в качестве первого использовать, например, простой и занимающий всех вопрос о просмотре телевизионных программ. Причем его можно задавать, даже если он не имеет отношения к теме интервью и не подлежит регистрации. Но, вообще-то, ненужные вопросы лучше исключать, потому что они занимают время, увеличивают стоимость работы и требуют дополнительных вводных фраз для перехода. К тому же для начала интервью почти всегда можно подобрать нетрудные и целесообразные вопросы.

Личные интервью полезно начинать с простых открытых вопросов, непосредственно связанных с основной темой (например вопросы 2 и 3, Приложение Б). Эти вопросы акцентируют внимание на теме исследования и дают респонденту возможность высказать наиболее значимые для него представления. Если интервьюер ведет себя заинтересованно, респондент обычно расслабляется и получает удовольствие от интервью. Установив взаимопонимание, можно переходить к более трудным и «чувствительным» вопросам.

При составлении анкет для письменных опросов существуют свои правила. Чтобы респондент не опасался сделать грамматические ошибки при ответе, начинать следует не с открытых, а с простых закрытых вопросов. Тем не менее в конце анкеты принято оставлять место для возможных комментариев.

 

Когда следует задавать демографические вопросы?

 

Демографические вопросы о возрасте, трудоустройстве и особенно доходе воспринимаются некоторыми респондентами как личные и могут вызвать опасения. Их лучше задавать не в начале, а в конце интервью. Если вопрос о доходе последний, отказ отвечать на него не может повлиять на другие ответы.

Проблема может возникнуть в тех случаях, когда демографические вопросы используются в качестве фильтрующих. Так, если изучаются пропуски работы или школы членами семьи по причине болезни, необходимо сначала определить, кто именно работает, а кто посещает школу. Но и тогда лучше начинать с нескольких недемографических вопросов, как это сделано в Вопроснике для жителей определенной территории (Приложение Б). Вопрос о доходах семьи следует задавать в конце интервью, даже если о других характеристиках домохозяйства спрашивают раньше.

Иногда респонденты плохо воспринимают демографические вопросы, так как не понимают, зачем нужна эта информация, поэтому полезно их предварять вступлением, как, например, в вопроснике по использованию энергии ветра (Приложение В): «Теперь, когда мы можем сопоставить Ваше мнение с мнениями других людей, нам бы хотелось получить некоторую информацию о Вас».

Если демографические вопросы задаются в начале опроса, особенно важно объяснить респонденту, зачем это необходимо. Так, в исследовании о здоровье до выяснения состава семьи можно сказать: «Мне нужно получить информацию о здоровье всех членов вашей семьи, а также о количестве дней, в течение которых они пропускали работу или школу».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.