Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛУДИТ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ



Цельюаудиторской проверки операций с денежными средства­ми является установление соответствия применяемой в проверяемой; организации методики учета операций по движению денежных средств действующим в Российской Федерации нормативным документамВ ходе аудита осуществляется проверка правильности ведения учета кассовых операций, а также операций по расчетным и валют­ным счетам.

Для достижения цели аудита операций с денежными средствами решаются следующие задачи: проверка соблюдения кассовой дисциплины (соблюдение сро­ков и условий хранения денежных средств, норматива расчетов на­личными, лимита остатка денежных средств в кассе и т. п.); установление количества открытых расчетных и валютных сче­тов в банкахпроверить законность совершения операций по каждому сче­ту; — определить обоснованность операций по поступлению и сли­янию средств с банковских счетов предприятия;

— оценить состояние платежно-расчетной дисциплины. Источниками информациипо данному направлению аудита явл: приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга, тчеты кассира, книга регистрации приходных и расходных кассо-ix ордеров, выписки банка с приложенными первичными докумен­тами, платежные поручения, платежные требования-поручения, объяв­ления на взнос наличными, чековые книжки, реестры чеков, аккреди­тивы, кредитные договора; регистры синтетического и аналитическо­го учета: Главная книга; журналы-ордеры № 1, № 2; ведомости № 1и № 2.Кассовые операцииобычно проверяются сплошным методом. Аудит кассовых операций включает проверку взаимосвязи меж­ду регистрами бухгалтерского учета и проверяемыми первичными документами. При этом проверяется соответствие:данных кассовых отчетов с данными первичных документов; данных журнала-ордера № 1 и ведомости № 1 с кассовыми отчетами и кассовой книгой; данных журнала-ордера 1 и ведомости № 1 оборотам и сальдо за каждый месяц, отраженным в Главной книге;месячных оборотов по кредиту счета 50 «Касса», отражающих расходы, отнесенные в дебет других счетов, с записями в Главной книге по дебету соответствующих счетов;данных журнала-ордера № 1 данным за отчетный период, отра­женным в форме № 4 приложения к балансу.В соответствии с «Положением о правилах организации налич­ного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998, размер сумм наличных денег в кассе организаций ог­раничен лимитом, ежегодно устанавливаемым обслуживающим бан­ком по согласованию с организацией. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, стипендии в течение трех рабочих дней, включая День получения денег в банке.

Кроме того, в аудит кассовых операций также входит проверка правильности документального оформления хозяйственных опера­ции. При этом следует проверить:наличие приказа руководителя о назначении кассира на рабо-ТУ> договор о полной материальной ответственности с кассиром, ознакомление кассира с Порядком ведения кассовых операций в РФ ^.наличие расписки)порядок приема наличных денег. Согласно п. 3 Порядка веде-ия кассовых операций в РФ прием наличных денег организациям,'И осуществлении расчетов с населением за товары, работы, услуги Роизводится с обязательным применением контрольно-кассовых

шин. При расчетах наличными деньгами с юридическими лицами применение ККМ не требуется, прием наличных денег от юридиче! ских лип оформляется приходным кассовым ордером. При этом це~| обходимо проверить соблюдение предельно допустимого размера'! расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по од! ному платежу.Аудитор также должен помнить, что кассовые операции оформля-1 ются типовыми межведомственными формами первичной учетной до­кументации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом России по согласованию с ЦБ РФ и Минфином Рос-1 сии. Неправильно оформленные первичные документы, фиксирую­щие совершение кассовых операций, свидетельствуют о неудовлетво­рительном внутреннем контроле организации.

Согласно п. 23 Порядка ведения кассовых операций в РФ каж­дое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мас­тичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется под­писями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. При наличии у организации кассовых операций с иностранной валю­той, они должны отражаться в одной кассовой книге с рублевыми операциями (в рублевом и валютном эквивалентах).

Синтетический учет кассовых операций ведется на счете 50 «Кас­са».При проверке операций но расчетным счетамособое внимание следует обратить на соблюдение действующего законодательства. В ходе аудита сверяются остатки по счетам, выпискам банка и по учет­ным регистрам, а также обороты и остатки по счетам в учетных реги­страх и Главной книге. Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем анализа выписок банка с приложен­ными к ним платежными документами.Обслуживающий аудируемую организацию банк обязан зачис­лять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платеж­ного документа, если более короткий срок не предусмотрен догово­ром банковского счета. Он также обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня следующего за днем поступления в банк соответствующе­го платежного документа, если иные сроки не предусмотрены зако­ном.

Если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет в сро­ки, предусмотренные договором, а в случае если такие сроки не пре­дусмотрены, — по истечении каждого квартала.

 

 

27. АУДИТ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Цельюаудита учета основных средств является проверка пра­вильности учета операций по движению основных средств, начисле­нию амортизации, отражению затрат на ремонт.

Для достижения цели аудита необходимо решить следующие за­дачи: изучение условий хранения и эксплуатации основных средств, их состав и структуру; проверка правильности ежемесячного начисления амортиза­ции по основным средствам; контроль соблюдения предприятием налогового законодатель­ства по операциям, связанным с приобретением и выбытием основ­ных средств у физических и юридических лиц; оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт основных средств;рвичнои у! акт (накладная) приемки-передачи основных; проверка результатов произведенной инвентаризации и пере­оценки основных средств.Источники информации,используемые при аудите основных оедств, зависят от учетной политики предприятия и принятой пред­приятием организационной формы бухгалтерского учета. Это выра­жается в выборе организацией форм учета (журналыю-ордерной, %1ёмориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной), а также в перечне применяемых регистров, их построении, последова­тельности и способах записей в них. Следует помнить, что при любой форме учета движение основных средств должно оформляться унифи­цированными межведомственными формами первичной учетной до­кументации. К их числу относятся:форма ОС-1 средств;форма ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, рекон­струированных и модернизированных объектов;форма ОС-4 — акт на списание основных средств;форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств;форма ОС-б — инвентарная карточка учета основных средств;форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования.

Важным моментом в организации аналитического учета основ­ных средств является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет правильность проведения по­следней инвентаризации, выявленные при этом ошибки и их исправ­ление. Если инвентаризация основных средств не проводилась в те­чение последних 2 — 3 лет, аудитор может потребовать ее проведения с целью снижения аудиторского риска.Для проверки правильности отнесения амортизации на счета за­трат или на другие источники устанавливают, к какому виду относят­ся основные средства: производственного или непроизводственного назначения. Амортизацию по основным средствам производственно­го назначения относят на издержки производства и обращения (сче­та 20, 25, 26 и др.), а непроизводственного назначения — на счет 29.Нарушения, встреч-е аудитором: нач-е аморт. 1 р. в квартал, прод-е нач-я аморт. По об-м с истекшим сроком норм-й экспл-ии, спис-е 50% бал. Стоим. В 1 мес. Или кварт. посл

 


28.аудит учета операций с материально-про­изводственными запасами (МПЗ

Цельюаудиторской проверки учета операций с материально-про­изводственными запасами (МПЗ) является определение правильно­сти организации учета их поступления и использования на пред­приятии.

Для достижения поставленной цели аудитор должен решить сле­дующие задачи:изучить состав МПЗ;ознакомиться с условиями их хранения;подтвердить правильность оценки МПЗ; изучить порядок отражения в учете операций по поступлению, использованию и реализации МПЗ; оценить качество проводимых инвентаризаций МПЗ.Источники информации:положение об учетной политике пред­приятия; договоры поставки; номенклатура-ценник; книга покупок; книга продаж; договоры с материально-ответственными лицами; пер­вичные документы по движению МПЗ (накладные, товарно-транс­портные накладные, счета-фактуры, доверенности; приходные ордера, акты о приемке материалов, накладные-требования на отпуск (внут­реннее перемещение) материалов, лимитно-заборные карты, карточки складского учета материалов, реестры карточек); инвентаризацион­ные описи МПЗ; учетные регистры по счетам 10, 15, 19, 20, 25, 26, 41, 60, 76, 91 и др.; Главная книга.

Основные этапы аудита операций с МПЗ.

1. Оценка организации учета операций с МПЗ. На этом этапе изучаются состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; перечень используемых нормативных документов; наличие графи­ков (схем) документооборота; обоснованность выбора в учетной по­литике организационных, методических и технических аспектов по данному разделу учета; наличие схем отражения на счетах бухгал­терского учета хозяйственных операций с МПЗ; используемые мето­ды внутреннего контроля (инвентаризация, документирование, парти­онный раскрой и др.) для проверки отклонений фактического расхо­да материалов от норм; соблюдение сроков проведения инвентариза­ций товарно-материальных ценностей и порядок оформления их ре­зультатов. В ходе аудита следует убедиться в наличии оформленных договоров с материально-ответственными лицами, журналов регист­рации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и порядке проведения инвен­таризации.2. Оценка систем внутреннего контроля и бухгалтерского учетаМПЗ. На этом этапс аудитор на основе полученной информации добирает ответ заранее разработанных тестов. По результатам тести-пования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования ауди­та. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходи­мо скорректировать объем и порядок проведения других аудитор­ских процедур. В ходе аудита определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют ауди­торский риск.3. Проверка сохранности и использования товарно-материаль­ных ценностей на предприятии. На данном этапе аудитор проводит проверку состояния складского хозяйства на предприятии; склад­ских помещений, их емкость, наличие условий для хранения ценнос­тей, обеспеченность пожарно-охраниой сигнализацией, весо-измери-тельным оборудованием, тарой и т. д. определяет количество и мес­торасположения.4. Проверка правильности отражения в учете операций по при­ходу, использованию и реализации МПЗ. Данные операции можно классифицировать на типичные (стандартные для проверяемого пред­приятия) и нетипичные (редкие, нехарактерные для проверяемого предприятия). Типичные операции проверяются выборочно, а нети­пичные подвергаются сплошному изучению.На основе изучения и сопоставления данных первичных расчет-но-платежных документов (счетов-фактур, накладных и т. д.) и учет­ных регистров для МПЗ (карточек складского учета, отчетов о дви­жении материальных ценностей и т. д.) устанавливается полнота оприходования производственных запасов, правильность их класси­фикации и оценки, обоснованность списания в расход.Обоснованность списания материальных ресурсов в расход ус­танавливается по данным соответствующих первичных документов (накладных, лимитно-заборных карт и др.). ПБУ 5/01 предоставля­ет организациям право выбрать вариант оценки материально-произ­водственных запасов при их списании. Пункт 16 ПБУ 5/01 опреде­ляет возможность выбора следующих методов оценки материалов, готовой продукции, товаров, учитываемых по покупной цене, при спи­сании и ином выбытии:по себестоимости каждой единицы;по средней себестоимости; но себестоимости первых по времени приобретения материаль-н°щроизводственных запасов (метод ФИФО);

— по себестоимости последних по времени приобретения матери-ально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Организация может применять в течение отчетного года как эле-ецт учетной политики один метод оценки по каждому отдельному ИДУ (группе) материально-производственных запасов.

 

 


31. Аудиторское заключение

это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванным стандартом по результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения или отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

В безоговорочно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не отражает во всех существенных аспектах активы и пассивы экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен как "бухгалтерская отчетность" с полным наименованием экономического субъекта и указанием проверяемого периода. Под словами "бухгалтерская отчетность" понимается вся совокупность форм бухгалтерской отчетности, установленная действующим законодательством Российской Федерации.

В аудиторском заключении должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

К аудиторскому заключению прилагается бухгалтерская отчетность экономического субъекта с пометкой аудитора (подпись или специальный штамп аудиторской фирмы).

Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.