Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль, формы и функции контроля в условиях рыночной экономики. Значение независимого контроля и его экономическая обусловленность.



Важнейшим элементом системы эффективного управления особенно в финансово-хозяйственной сфере является финансовый контроль (аудит) –который представляет собой специфическую деятельность направленный на проверку обоснованности, стоимостного распределения, ВНП по соответствующим денежным фондам и их расходование на определенные цели. Контроль - это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности звеньев экономики.

Как только человечество стало осознавать себя организованным сообществом и до наших дней, для любой страны актуальна задача создания и совершенствования системы гласного, всеобъемлющего контроля за состоянием «государственного кармана», за использованием бюджетных средств. Таким образом, финансовый контроль неотъемлемая составная часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Цель финансового контроля – содействие успешной реализации финансовой политики и эффективного использования финансовых ресурсов.

Задачи финансового контроля:

1. проверка выполнения финансовых обязанностей перед государством, организацией и населением;

2. обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц;

3. контроль правильности ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономических субъектов;

4. контроль правильности составления и исполнения бюджетов всех уровней;

5. проверка состояния и эффективности использования ресурсов: финансовых; трудовых; материальных (предприятий и учреждений).

6. выявление резервов увеличения финансовых ресурсов, ускорение оборачиваемости основных средств, повышения рентабельности и повышения производительности труда;

7. проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчеты, формирование и использование денежных средств организации;

8. выявление, устранение и профилактика нарушений финансовой дисциплины и связанных с ними негативными последствиями.

Формы финансового контроля.В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы. В зависимости от субъекта контроля различают следующие его виды.

Государственный финансовый контроль – неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Его цель – контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот; а также контроль над своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита госбюджета, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, в том числе на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Негосударственный финансовый контроль необходим государству как информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. С этой целью создан новый вид контроля – аудит. Аудит построен на принципе полного хозрасчета, проводимого на основе договора между хозяйствующим субъектом и аудитором.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РК.

В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимизации прибыли и рентабельности.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы. Основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков.

К негосударственному контролю относится контроль со стороны коммерческих банков, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны контролировать соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

В случае предоставления ссуды контролировать, платежеспособность и ликвидность клиента для большей вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банков – важный элемент управления кредитным риском.

Функции финансового контроля:

Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.

Профилактическаяфункция заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения; злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшеё работе.

Мобилизующая функция контроля заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства. Предприятие должно обеспечить рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов. Целевое использование средств означает, что они должны расходоваться в соответствии с конечной целью функционирования данного предприятия, с планами, сметами и договорами. Рациональное использование средств - достижение наиболее высоких показателей производства при наименьших затратах ресурсов и труда. Предприятие должно мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы для достижения поставленной цели и эффективного ведения производства.

Контроль выполняет также важную воспитательную функцию; приобщая людей к управлению производством, он воспитывает у работников предприятий потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей. Контроль, являясь важным средством в борьбе с бесхозяйственностью, учит соблюдать дисциплину, воспитывает сознательное отношение к труду и собственности предприятия.

С

Система контроля качества. Основные принципы контроля качества работы аудитора. Политика и процедуры контроля качества аудита. Внешний и внутренний контроль качества работы аудитора. МСА 220 «Контроль качества работы аудита исторической финансовой информации».

Качественным признается аудит, который соответствует принятым в данной стране стандартам и принципам работы. МСА 220 “Контроль качества работы в аудите” посвящен вопросам организации контроля качества внутри аудиторской фирмы (тематика внешнего контроля качества здесь не затрагивается). Аудиторским фирмам предписывается применение кадровой политики, направленной на комплектацию ее персонала компетентными и опытными сотрудниками, которые могут обеспечить выполнение поручаемых им заданий с должной тщательностью. Основными принципами контроля качества аудиторской работы являются: информирование ассистентов о характере бизнеса клиента и возможных учетных проблемах, руководство и надзор за ходом их работы, а также проведение обзорной проверки результатов процедур, выполненных ассистентами аудитора. Кроме того, к процедурам контроля качестваотнесена оценка целесообразности принятия клиентов, исходя из таких критериев: реальная независимость аудиторской фирмы в отношении конкретного клиента (отсутствие заинтересованности в делах клиента, обусловленной статусом акционера, учредителя и т. п.); наличие у аудиторской фирмы специалистов, способных оказать данному клиенту качественные услуги (с учетом отраслевой специфики и индивидуальных особенностей компании); уровень доверия, который может быть оказан руководству компании (предполагаемому клиенту).

Контроль качества внутри фирмы - контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов.

В МСА 220 отмечено, что политика и процедуры контроля качества должны быть реализованы как на уровне аудиторской фирмы, так и на уровне отдельных аудиторских проверок. В разделе «Аудиторская фирма» подчеркивается важность соблюдения полити­ки и процедур контроля качества, призванных обеспечить проведение всех ауди­торских проверок в соответствии с МСА, применимыми национальными стандарта­ми или практикой. Указываются обязательные цели политики контроля качества, к которым отнесены: профессиональные требования, навыки и компетентность; поручение заданий; делегирование полномочий; принятие и сохранение клиентов; мониторинг (необходимо постоянно контролировать адекватность и операци­онную эффективность политики и процедур контроля качества).В разделе «Отдельные аудиты» рассматриваются различия между контролем качества конкретных проверок и общим контролем качества услуг аудиторской фирмы. Подчеркивается, что общий контроль качества дополняет контроль качества конкретных аудиторских проверок и способствует ему, хотя и не заменяет его.

Внешний контроль качестваработы аудиторов может осуществляться госорганами. Однако этот контроль является косвенным, поскольку имеет целью проверку не работы аудиторов, а правильности уплаты налогов, совершения предприятиями противоправных действий и др. Некоторые экономисты считают, что убедиться в качестве работы аудиторской фирмы можно, лишь проводя повторную проверку (перепроверку) того же клиента силами другой аудиторской организации. Может быть такая мера, как перепроверка и является одним из вариантов проверки качества, но вряд ли она окажется эффективной. Обычно те, кто проверяет качество, проводят выборочный контроль нескольких аудиторских файлов, в основном тех, по результатам которых у клиентов не было замечаний. Проводить повторный полный аудит большого числа клиентов данной аудиторской фирме было бы и расточительно и нецелесообразно.

Согласно МСА 220 "Контроль качества аудиторской работы" требуется, чтобы во всех аудиторских организациях существовала надлежащим образом формализованная внутренняя система контроля качества аудита. Каждая аудиторская фирма должна разработать и регулярно применять систему внутренних стандартов или инструкций, выполнение которых позволяло бы обеспечивать необходимое качество работы. Именно эту систему и следует изучать в ходе проверки качества аудита: убедиться в наличии необходимых инструкций и соответствии их содержания стандартам, а также в том, что предусмотренные документами мероприятия и процедуры надлежащим образом применяются. Такая проверка обычно занимает всего один - два дня, т. е. не требует значительных людских и материальных ресурсов. При этом наличие или отсутствие некоторых внутрифирменных регламентирующих документов и их выполнение – свидетельство качества проведения аудита. В целом принято рассматривать две стороны процедур: имеющие отношение к качеству работы аудиторской фирмы в целом; относящиеся к качеству проведения конкретного аудита.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан об аудиторской деятельности. Назначение и классификация МСА, их применение в Казахстане. Права, обязанности и ответственность аудиторов.

Нормативно-правовое регулирование – это исследование функционирования объекта аудиторской проверки относительно норм и правил, предусмотренных законом, нормативными документами, правилами (внутреннего распорядка, распределения обязанностей и др.). Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности ФО клиента во всех существенных аспектах. Нормативно-правовое регулирование – Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК, Законом РК “О лицензировании”, Закон РК “Об аудиторской деятельности”, Кодекс "Об административных правонарушениях", Конституция РК, Кодекс РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, закон” Об акционерных обществах”, “О банкротстве”, “Об иностранных инвестициях”, “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственности”, “О Национальном банке РК”.

Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 г. №304-1 “Об аудиторской деятельности” с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 февраля 2009 г.; - данный Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Он содержит 6 глав и 25 статей.

Международные стандарты аудита (МСА) разработаны Комитетом по Международной аудиторской практике (КМАП). КМАП представляет собой постоянный комитет Совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ), который был учрежден в 1997г. и основан в Нью-Йорке. Членство в МФБ автоматически дает право на членство в Комитете по международным бухгалтерским стандартам (КМБС), основанном в Лондоне. Две организации независимы друг от друга, первая имеет дело с аудитом, последняя - с бухгалтерским учетом. Другие постоянные комитеты МФБ рассматривают вопросы этики, образования, финансового и управленческого учета, государственного сектора, информационной технологии и членства.

Версия «Международные стандарты аудита в Казахстане» решением Международной региональной федерации бухгалтеров и аудиторов Евразия рекомендована странам СНГ для принятия за основу.

Классификация МСА.На сегодняшний день стандарты делятся на 9 групп; десятая группа представляет собой Положения по международной аудиторской практике. Первая группа, которая называется «Введение», включает в себя такие разделы, как предисловие, терминологический словарь, концептуальная основа стандартов. Предисловие способствует пониманию задач и методов работы Комитета по международным стандартам, а также объема и статуса документов, создаваемых этим комитетом. Глоссарий призван ввести единообразие терминов, используемых в МСА, количество которых на сегодняшний день составляет 110.

Вторая группа стандартов, получившая название «Обязанности», объединяет стандарты, в которых раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и на руководство аудируемого лица накладываются определенные обязанности.

«Планирование» и «Система внутреннего контроля» – третья и четвертая группы стандартов. Эти две группы посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучению деятельности клиента, определению уровня существенности и аудиторских рисков. Документы пятой группы «Аудиторские доказательства» и шестой «Использование работы третьих лиц» содержат рекомендации по получению аудитором доказательств и по привлечению к работе третьих лиц – аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов. В стандартах седьмой группы «Аудиторские выводы и заключения» и восьмой «Специальные области аудита» представлены правила составления аудиторских заключений по результатам аудита ФО и проверки другой информации. Девятая группа «Сопутствующие услуги» раскрывает цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые необходимо соблюдать при выполнении аудитором сопутствующих услуг (выполнение заданий по обзору, подготовке ФО, проведению согласованных процедур).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.