Здавалка
Главная | Обратная связь

Происхождение аудита и этапы его развития. Роль независимого аудита в системе финансово-экономического контроля.



Слово аудит происходит от латинского аudio, что означает буквально "он слышит". Первоначально оно означало "выслушивающий", то есть человек, который что-либо выслушивает. От него возникло слово аудитор, означающее в переводе "слушатель". В средневековой Европе грамотные и умеющие писать люди встречались крайне редко и поэтому аудитором называли служащего, который должен был выслушивать отчеты должностных лиц.
Интересно отметить, что в те далекие времена люди искренне полагали, что устная форма отчета даже лучше письменной, ведь любой документ можно подделать, а солгать, когда на тебя смотрят строгие глаза начальника-аудитора, невозможно или по крайней мере значительно сложнее. Нельзя сказать, что аудит доселе был нам неизвестен. Напротив, специалисты по бухгалтерскому учету и экономическому анализу, интересующиеся зарубежной учетно-аналитической практикой, знали о таком явлении, как аудиторская деятельность, выполняемая специалистами по аудиту. Исследуя функции, выполняемые аудиторскими фирмами в США, они писали, что сама идея этой службы заслуживает самого серьезного внимания, ее применение в наших условиях могло бы дать огромный социальный, организационный, экономический эффект в деле совершенствования учета и управления производством.
Потребность в аудите создали следующие условия: разделение интересов администрации предприятий и инвесторов, приводящие к необъективности информации; принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, что может повлечь за собой негативные экономические последствия; отсутствие доступа к учетным записям компании из-за охраны "коммерческой тайны", а также специальных знаний у пользователей информации для оценки ее достоверности; усложнение хозяйственных операций, а следовательно, процесса отражения их в учете, что увеличивает вероятность получения недостоверной информации; возрастание количества промежуточных звеньев между первоисточниками информации и ее пользователем, что ведет к сознательной подтасовке данных и к неосознанной интерпретации информации составителем в свою пользу

Возникшие сложности в оценке и получении необходимой информации устраняет аудиторская служба, обязанность которой в том и состоит, чтобы донести до потребителя информации непредвзятое мнение специалиста о достоверности представленных отчетов. Аудиторы обязаны взять на себя эту функцию, так как располагают должными знаниями и опытом, имеют право проверять необходимые документы и собирать подтверждающие данные. Кроме того, они не зависят от администрации компании.

1 этап - Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит.

2 этап - После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита — его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.