Местное самоуправление и управление
Организация местного самоуправления в Германии весьма разнообразна. Немецкие исследователи выделяют четыре типа общин, классифицируя их с точки зрения соотношения представительного органа и администрации. Южногерманская модель, применяемая, в частности, в Баден-Вюртемберге, Баварии, характеризуется слиянием верхушки представительной корпорации и администрации. Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и т. п.) избирается непосредственно населением. Так же избирается и глава администрации — бургомистр, который одновременно по должности председательствует в представительной корпорации. Эту модель называют конституцией совета. Другая модель применяется в городах таких земель, как Гессен и Шлезвиг-Гольштейн, а также в городах-землях Берлине, Бремене и Гамбурге. Она характеризуется тем, что избранный населением представительный орган формирует свой коллегиальный исполнительный орган — магистрат или сенат, который состоит из бургомистра и почетных (т. е. работающих на общественных началах) членов. Такая же модель действует в самоуправляющихся городских округах; например, в округах Берлина избираются окружные собрания депутатов (Bezirksverordneten-versammlungen), каждое из которых избирает окружное управление (Bezirksamt) в составе бургомистра и окружных советников (один из них — заместитель бургомистра). Известна эта модель под названием конституции магистрата. Третья модель характерна для земель Рейнланд-Пфальц, Саар, Шлезвиг-Гольштейн (сельские общины). Она предусматривает, что избранный населением представительный орган, в свою очередь, избирает бургомистра, который возглавляет и представительную корпорацию, и местную администрацию, соединяя функции главы общины и главы администрации. Такую модель именуют конституцией бургомистра. Наконец, четвертая модель, существующая в землях Северный Рейн — Вестфалия и Нижняя Саксония, сложилась под влиянием британских оккупационных властей и напоминает англосаксонскую систему «совет — управляющий». Представительный орган, как и везде, избирается непосредственно населением. Однако создаваемый этим органом исполнительный комитет не является местной администрацией, а готовит лишь решения представительного органа. Наряду с исполнительным комитетом представительный орган избирает директора общины (города и т. д.). Директор является главой администрации. Это так называемая северогерманская конституция, или конституция директора. В уездах органами самоуправления служат представительный орган — крайстаг (уездный съезд) или крайсрат (уездный совет) и администрация во главе с ландратом (земским советником), который избирается либо населением, либо представительным органом. Конституции земель, как отмечалось, предписывают общинам и уездам формировать их представительные органы путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов, а в случае конкуренции списков кандидатов — на основе пропорциональной избирательной системы, обеспечивая в необходимых случаях представительство обособленных частей общины. В правительственных округах действуют правительственные президиумы во главе с правительственными президентами, которые осуществляют на местах полномочия земель. Органы местного самоуправления создают в масштабе страны свои общественные организации — Германский съезд городов, Германский съезд сельских уездов, Германский союз городов и общин и др. Эти организации обеспечивают сотрудничество органов местного самоуправления и представляют их перед федеральными органами и учреждениями. Литература Арльт Р. Правовые проблемы преобразования восточногерманского сельского хозяйства в условиях рыночной экономики// Государство и право, 1994, № 3. Волман Г. Чем объясняется стабильность политического и экономического развития ФРГ// Государство и право, 1992, № 11. Государственное право Германии. Т. I, II. М.: ИГП РАН, 1994. Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления в ФРГ// Государство и право, 1992, № 10. Жданов А.А. Административное право Федеративной Республики Германии// Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. М.: СПАРК, 1996 (гл. 4). Зайффуст В. Правовые и экономические проблемы, после объединения Германии// Государство и право, 1993, № 11. Кнемайер Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (основные структуры, особенности, недостатки)// Государство и право, 1995, № 4. Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. М.: Бек, 1997. Кряжков В.А. Конституционные суды земель Германии// Государство и право, 1995, № 5. Урьяс Ю.П. Судебная система ФРГ//Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. IV). Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1991. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981. Шнапп Ф. Е. Аппарат главы окружной администрации в землях ФРГ// Государство и право, 1994, № 4. Эзер А. Ассимиляция уголовного права в процессе объединения двух Германий// Государство и право, 1993, № 9. Контрольные вопросы и задания
1. Из каких актов складывается действующая конституция Германии? 2. Чем германская конституция отличается от французской и итальянской? 3. Какой порядок реализации права собраний установлен Основным законом? 4. Кто является субъектом основных прав, записанных в ст. 9 Основного закона? 5. Обратите внимание на те права и свободы, которые признаются только за немцами, и те, субъектом которых может стать каждый. Какой вывод можно сделать из этого разграничения? Сравните с гл. 2 Конституции России и сделайте вывод. 6. В чем заключается социальная функция собственности (ч. 2 ст. 14 Основного закона), как практически она может быть реализована? 7. Истолкуйте содержание ч. 3 ст. 20 Основного закона. Объясните, в частности, почему здесь говорится не только о законе, но о законе и праве. 8. Можно ли считать ХДС конфессиональной и клерикальной партией? 9. Сравните порядок формирования Бундестага и Бундесрата, с одной стороны, и палат российского Федерального Собрания — с другой. Выявите черты сходства и различия. 10. Почему в Бундестаге считают членов, а в Бундесрате голоса? 11. Каков численный состав Совместного комитета? 12. Сколько раз одно и то же лицо может избиратьсяна должность федерального президента? 13. Чем Федеральное собрание Германии отличается от одноименного органа в России? 14. Как Вы оцениваете компетенцию Федерального президента? 15. В чем различие полномочия Федерального президента распускать Бундестаг по ст. 63 и по ст. 68 Основного закона? 16. Федерация в Германии симметричная или асимметричная? Обоснуйте свой ответ. 17. Сравните конституционные формулировки презумпции законодательной компетенции субъектов федерации в Германии и России. 18. Какой институт российского конституционного права аналогичен институту федеральной рамочной компетенции (ст. 75 Основного закона) в Германии? 19. Сравните компетенцию Федерального конституционного суда и Конституционного Суда Российской Федерации. 20. Сопоставьте территориальное устройство Германии и России.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|