Здавалка
Главная | Обратная связь

Местное самоуправление и управление



Организация местного самоуправления в Германии весьма разнообразна. Немецкие исследователи выделяют четыре типа общин, классифицируя их с точки зрения соотношения представительного органа и администрации.

Южногерманская модель, применяемая, в частности, в Баден-Вюртемберге, Баварии, характеризуется слиянием верхушки представительной корпорации и администрации. Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и т. п.) избирается непосредственно населением. Так же избирается и глава администрации — бургомистр, который одновременно по должности председательствует в представительной корпорации. Эту модель называют конституцией совета.

Другая модель применяется в городах таких земель, как Гессен и Шлезвиг-Гольштейн, а также в городах-землях Берлине, Бремене и Гамбурге. Она характеризуется тем, что избранный населением представительный орган формирует свой коллегиальный исполнительный орган — магистрат или сенат, который состоит из бургомистра и почетных (т. е. работающих на общественных началах) членов. Такая же модель действует в самоуправляющихся городских округах; например, в округах Берлина избираются окружные собрания депутатов (Bezirksverordneten-versammlungen), каждое из которых избирает окружное управление (Bezirksamt) в составе бургомистра и окружных советников (один из них — заместитель бургомистра). Известна эта модель под названием конституции магистрата.

Третья модель характерна для земель Рейнланд-Пфальц, Саар, Шлезвиг-Гольштейн (сельские общины). Она предусматривает, что избранный населением представительный орган, в свою очередь, избирает бургомистра, который возглавляет и представительную корпорацию, и местную администрацию, соединяя функции главы общины и главы администрации. Такую модель именуют конституцией бургомистра.

Наконец, четвертая модель, существующая в землях Северный Рейн — Вестфалия и Нижняя Саксония, сложилась под влиянием британских оккупационных властей и напоминает англосаксонскую систему «совет — управляющий». Представительный орган, как и везде, избирается непосредственно населением. Однако создаваемый этим органом исполнительный комитет не является местной администрацией, а готовит лишь решения представительного органа. Наряду с исполнительным комитетом представительный орган избирает директора общины (города и т. д.). Директор является главой администрации. Это так называемая северогерманская конституция, или конституция директора.

В уездах органами самоуправления служат представительный орган — крайстаг (уездный съезд) или крайсрат (уездный совет) и администрация во главе с ландратом (земским советником), который избирается либо населением, либо представительным органом.

Конституции земель, как отмечалось, предписывают общинам и уездам формировать их представительные органы путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов, а в случае конкуренции списков кандидатов — на основе пропорциональной избирательной системы, обеспечивая в необходимых случаях представительство обособленных частей общины.

В правительственных округах действуют правительственные президиумы во главе с правительственными президентами, которые осуществляют на местах полномочия земель.

Органы местного самоуправления создают в масштабе страны свои общественные организации — Германский съезд городов, Германский съезд сельских уездов, Германский союз городов и общин и др. Эти организации обеспечивают сотрудничество органов местного самоуправления и представляют их перед федеральными органами и учреждениями.

Литература

Арльт Р. Правовые проблемы преобразования восточногерманского сельского хозяйства в условиях рыночной экономики// Государство и право, 1994, № 3.

Волман Г. Чем объясняется стабильность политического и экономического развития ФРГ// Государство и право, 1992, № 11.

Государственное право Германии. Т. I, II. М.: ИГП РАН, 1994.

Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления в ФРГ// Государство и право, 1992, № 10.

Жданов А.А. Административное право Федеративной Республики Германии// Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. М.: СПАРК, 1996 (гл. 4).

Зайффуст В. Правовые и экономические проблемы, после объединения Германии// Государство и право, 1993, № 11.

Кнемайер Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (основные структуры, особенности, недостатки)// Государство и право, 1995, № 4.

Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. М.: Бек, 1997.

Кряжков В.А. Конституционные суды земель Германии// Государство и право, 1995, № 5.

Урьяс Ю.П. Судебная система ФРГ//Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. IV).

Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1991.

Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981.

Шнапп Ф. Е. Аппарат главы окружной администрации в землях ФРГ// Государство и право, 1994, № 4.

Эзер А. Ассимиляция уголовного права в процессе объединения двух Германий// Государство и право, 1993, № 9.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Из каких актов складывается действующая конституция Германии?

2. Чем германская конституция отличается от французской и итальянской?

3. Какой порядок реализации права собраний установлен Основным законом?

4. Кто является субъектом основных прав, записанных в ст. 9 Основного закона?

5. Обратите внимание на те права и свободы, которые признаются только за немцами, и те, субъектом которых может стать каждый. Какой вывод можно сделать из этого разграничения? Сравните с гл. 2 Конституции России и сделайте вывод.

6. В чем заключается социальная функция собственности (ч. 2 ст. 14 Основного закона), как практически она может быть реализована?

7. Истолкуйте содержание ч. 3 ст. 20 Основного закона. Объясните, в частности, почему здесь говорится не только о законе, но о законе и праве.

8. Можно ли считать ХДС конфессиональной и клерикальной партией?

9. Сравните порядок формирования Бундестага и Бундесрата, с одной стороны, и палат российского Федерального Собрания — с другой. Выявите черты сходства и различия.

10. Почему в Бундестаге считают членов, а в Бундесрате голоса?

11. Каков численный состав Совместного комитета?

12. Сколько раз одно и то же лицо может избиратьсяна должность федерального президента?

13. Чем Федеральное собрание Германии отличается от одноименного органа в России?

14. Как Вы оцениваете компетенцию Федерального президента?

15. В чем различие полномочия Федерального президента распускать Бундестаг по ст. 63 и по ст. 68 Основного закона?

16. Федерация в Германии симметричная или асимметричная? Обоснуйте свой ответ.

17. Сравните конституционные формулировки презумпции законодательной компетенции субъектов федерации в Германии и России.

18. Какой институт российского конституционного права аналогичен институту федеральной рамочной компетенции (ст. 75 Основного закона) в Германии?

19. Сравните компетенцию Федерального конституционного суда и Конституционного Суда Российской Федерации.

20. Сопоставьте территориальное устройство Германии и России.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.