Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблемы развития малых и средних предприятий торговли в рыночных условиях хозяйствования



Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

Предприятия торговли как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы. Это обстоятельство обусловило наличие у рассматриваемой системы особых свойств:

• нестационарность отдельных параметров и стохастичность (вероятностный характер) ее поведения;

• уникальность и неопределенность поведения системы в конкретных условиях при одновременном наличии у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и структурными связями;

• способность к самоорганизации, что выражается через:

- способность изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения;

- способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и генерировать неэнтропийные тенденции (развития);

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям;**

- способность и стремление к формированию целей внутри системы, к целеобразованию.[9]

В условиях рыночных отношений торговля, осуществляемая широкой сетью малых предприятий, обеспечивает эффективный контакт производителей и потребителей на основе прямых и договорных отношений.

Введение частной собственности, отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, изменение банковской системы и другие реформы экономики, проводимые в стране, вызывают необходимость определения концепции функционирования предприятий торговли, особенно их малых форм, в новых условиях хозяйствования. При централизованной экономике подавляющая часть системы торговли являлась собственностью государства, которое регулировало деятельность торговых организаций. Сформированные в советские годы системы торговли вступают в жесткое противоречие с основными положениями коммерческой деятельности торговли в условиях рыночной экономики, основными из которых являются следующие:

- конкуренция;

- свободный выбор предмета и целей деятельности;

- пользование, владение и распоряжение имуществом;

- самостоятельность определения условия хозяйственной деятельности и др.[10]

Для эффективного функционирования и развития коммерческих организаций торговли необходимо изучение и учёт особенностей коммерческой деятельности предприятий торговли. Элементы коммерческой деятельности группируются по разным признакам, определяемым товаром, рынком и потребителем. К таким группам можно отнести следующие:

- предприятия, связанные с изучением и прогнозированием спроса на различные товары;

- предприятия коммерческой деятельности, связанные с формированием товарных ресурсов, т.е. закупкой и поставкой товаров, формированием хозяйственных связей между поставщиками, посредниками и производителями;

- предприятия, связанные непосредственно с реализацией товара.

Предприятия коммерческой деятельности подразделяются в зависимости от их места в товародвижении на предшествующие товародвижению, регулирующие этот процесс, формирующие спрос и т.д., что позволяет координировать коммерческие функции торговли в соответствии с технологическими.

В новых условиях хозяйствования коммерческая деятельность предприятий торговли должна приносить экономическую выгоду и должна быть направлена на получение прибыли. Наибольшее влияние на коммерческую деятельность торговых предприятий в условиях рынка, отличающихся нестабильностью, оказывают факторы внешней среды, к которым относятся: поставщики; государственные и законодательные органы; потребители и конкуренты; состояние экономики, влияющее на возможности получения и использования капитала; политические, социальные и культурные факторы.

Организация коммерческой деятельности торговых предприятий должна отличаться гибкостью, эффективно и быстро реагировать на изменения внешней среды, адаптируясь к новым условиям.

В современной экономической литературе рассматриваются следующие подходы к обоснованию содержания коммерческой деятельности:

- коммерция рассматривается как торговля;

- коммерция отождествляется с деятельностью, направленной на получение прибыли.[11]

В результате появляются новые виды коммерции в торговле, из которых можно выделить следующие основные:

- торговля на товарных рынках, торговля через посредников, биржевая торговля и т.д.;

- торговля продуктами интеллектуального труда: патентами, лицензиями, инновациями в области новых технологий и товаров, управления, изготовления, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции и т.д.;

- торговля инженерно-техническими и консультативными услугами;

- арендные операции;

- торговля рекреационными услугами и т.д.

Коммерцию можно рассматривать как особый вид деятельности в сфере товарного обмена, направленный на обеспечение взаимной выгодности условий, от выполнения которых зависят конечные результаты хозяйственной деятельности участков коммерческой сделки.

Для эффективного функционирования рынка торговли необходимо выполнение следующих условий:

- полная самостоятельность товаропроизводителей, т.е. полная экономическая ответственность за результаты своей деятельности;

- свободные цены, способные реагировать на рыночную конъюнктуру и экономически обоснованные.

Цены могут отражать необходимые затраты труда и потребительские свойства товара только при их свободном образовании.

Сдерживающим фактором развития коммерческой деятельности в торговле является низкая платежеспособность предприятий и населения, что создаёт проблемы для потенциального развития экономики в целом. Это объясняется многими причинами, главной из которых является неоправданно высокое обложение налогами доходов населения. Необходимо создание финансовых условий для повышения товарного оборота, которое может выражаться в следующем:

- льготном кредитовании под залог бюджета;

- возвратном бюджетном финансировании сделок и др.

При благоприятных условиях для коммерческой деятельности многие малые торговые предприятия готовы работать на минимальных торговых наценках. Но создание таких благоприятных условий во многом зависит от поддержки государством оптовых предприятий через торгово-промышленные палаты и различные объединения предпринимателей, в результате чего и государство будет получать выгоду от:

- удовлетворения потребностей населения;

- увеличения торгового оборота поступлений в бюджет от него;

- приращения доходов бюджета за счёт процентов, полученных от финансирования сделок.

Решение этих проблем возможно только путём создания экономической и правовой среды, адекватной требованиям рыночных отношений.

Традиционно малый бизнес в торговле и оказании посреднических услуг считается самым популярным видом малого бизнеса в нашей стране. Доля индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей, оказанием консультационных и посреднических услуг составляет порядка 80%, среди малых предприятий - юридических лиц более половины также занимаются торговой деятельностью. Такое неравномерное распределение по сферам деятельности малого бизнеса обусловлено, прежде всего, экономической ситуацией в нашей стране, когда для малого бизнеса в торговле существовали благоприятные условия, а для развития малого производственного бизнеса не делалось почти ничего.

В последние годы во многих городах было построено большое количество торговых центров, где без труда можно было взять в аренду площади; заброшенные заводские помещения, базы и иные объекты с успехом использовались в качестве складов для товаров; количество предлагаемых офисных помещений в многоэтажных бизнес-центрах, на тех же заводах или в НИИ превышало спрос представителей малого бизнеса торговли, риэлторских контор, разного рода консультаций и т.п.

Финансовый кризис существенным образом повлиял на сложившуюся ситуацию. Многие предприниматели, создавшие малый бизнес в торговле, теперь рассматривают варианты другого вида бизнеса, так как спрос на многие товары в России значительно снизился, и арендные платежи за торговые площади для многих стали непосильным грузом.

В начале сентября 2009 года Госдума поддержала Законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В связи с этим, малый бизнес в розничной торговле, скорее всего, будет довольствоваться только теми местами, где крупным торговым сетям будет невыгодно размещать свои магазины.

В статье 14 Закона N 381 «О торговле» принятого Госдумой 28 декабря 2009 года и вступившего в силу с 1 февраля 2010 года говорится, что размещение нестационарных торговых точек (павильонов, киосков, ларьков) будет зависеть от местоположения стационарных строений. Кроме того, необходимо будет в схемах расположения таких торговых точек обеспечить их равномерное распределение. Безусловно, розничный малый бизнес в торговле создавал конкуренцию крупному бизнесу, а теперь предприниматели уверены, что их конкурентоспособность может в значительной мере снизиться, так как удобное для покупателей местоположение торговой точки - один из ключевых моментов успешного торгового бизнеса.

Несмотря на трудности, предприятия торговли не намерены сворачивать деятельность, стремятся к развитию сети. Это магазины с расширенной кассовой линейкой, большим количеством парковочных мест. Оптимизация организации торгового процесса позволяет им решить главную задачу - довести продукцию до потребителя кратчайшим путем по минимальной цене. Кроме того, решается задача по предоставлению рабочих мест, требуются работники в «Ленту» «Магнит» и «Пятерочку».

Предприятия сетевой розницы в 2013 году сохранили практику размещения продуктов питания местного производства на так называемых «социальных полках». Кроме того, продукция производства под собственными брендами «Магнит», «Метро», «Лента», «Пятерочка» реализуется по ценам ниже сложившихся в Республике по отдельным группам продовольственных товаров.[12]

Повышение кредитных ставок повлечет за собой рост цен на товары. Кроме того, ослабление курса рубля ведет к увеличению цен на импортные товары или на товары, произведенные с привлечением импортных компонентов.

В 2013 году на фоне снижения покупательской способности населения, вследствие сокращения персонала и изменения режима работы в других отраслях экономики, а так же увеличения розничных цен, было зафиксировано снижение темпов роста оборота розничной торговли.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.