ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ (В ТОРГОВЛЕ) ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Торговля - комплексный и системообразующий сектор экономики, стратегия развития которого должна обеспечивать баланс целей заинтересованных групп. К таким группам относятся: государство, потребители, производители, предприниматели в торговой сфере. Основными целями государства являются рост и повышение конкурентоспособности экономики, рост качества жизни населения. Эти цели планируется достигнуть путем реализации инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, как он представлен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Основная цель стратегии торговли - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации и способствующей модернизации экономики Российской Федерации в целом. Крупные компании имеют возможность оказывать влияние на поставщиков продукции с целью снижения цен, повышения качества товара, повышение эффективности бизнес-процессов, что приведет к росту конкурентоспособности экономики в целом, т.е. будет важным условием реализации инновационного сценария развития экономики. В настоящее время уровень конкуренции в сфере розничной торговли в целом по России близок к среднему. В то же время степень развития конкуренции различается в зависимости от территории и в крупных городах достигает достаточно высокого уровня. По всем ключевым параметрам развития отрасли торговли Россия заметно отстает от развитых стран. Прогноз ВВП на душу населения и оборота розничной торговли при инновационном сценарии развития экономики показывает, что Россия к 2015 году выйдет примерно на современный уровень Польши, Хорватии и Венгрии, а к 2020 - на уровень Чехии, Словении и Португалии. Анализ ключевых параметров отрасли торговли данных стран позволяет установить целевые ориентиры, необходимые для реализации инновационного сценария развития торговли в России. Рост оборота внутренней торговли, развитие современных форматов и сетевых форм торговли предусматривает, что размер современных продовольственных торговых площадей увеличится с 73 в 2008 году до 109 - 139 кв.м на 1000 жителей в 2015 году (215 - 281 кв. м на тыс. жителей к 2020 году). Доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% до 45 - 55% к 2015 году и до 60 - 70% к 2020 году. Рост торговых предприятий, увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции. Потребитель получит возможность выбора из более широкого ассортимента товаров, что приведет к росту оборота как внутренней торговли, так и производственных отраслей. Оборот оптовой и розничной торговли увеличится с 46,1 до 80,1 - 84,2 трлн. руб. в текущих ценах к 2015 году (118,8 - 132,7 трлн. руб. к 2020 году). Рост оборота торговли в свою очередь позволит увеличить налоговые поступления от торговой отрасли в бюджеты всех уровней Российской Федерации - совокупные налоговые поступления возрастут с 751 до 1291 - 1358 млрд. руб. в текущих ценах к 2015 году (2,1 - 2,35 трлн. руб. к 2020 году). Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли достигнет к 2015 году 35 - 45% и 55 - 65% к 2020 году против 20% в 2008 году.. Так, совокупный вклад внутренней торговли в ВВП страны к 2015 году составит около 21% и 19% к 2020 году. Торговые сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли. Производительность розничной торговли увеличится с 1 487 до 2804 - 3081 тыс. руб. на занятого в текущих ценах к 2015 году (4832 - 5206 тыс. руб. на занятого к 2020 году). Для достижения стратегических целей необходимо решить следующие задачи: 1. Повысить эффективность регулирования торговой отрасли. 2. Обеспечить развитие инфраструктуры торговли. 3. Стимулировать развитие торговли в малых и отдаленных населенных пунктах. 4. Обеспечить условия для развития конкуренции. 5. Оказывать поддержку развития малого и среднего бизнеса. 6. Снизить уровень кадрового дефицита в торговле, повысить уровень профессиональной подготовки кадров. 7. Стимулировать развития дистанционной торговли. 8. Совершенствовать традиционные форматы торговли. Приказом Минпромторга России от 15 февраля 2010 г. N 123 утверждена Ведомственная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле", целью которой является содействие снятию административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности и в торговле, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле. На региональном уровне существует множество программ поддержки малого и среднего бизнеса. На программные мероприятия выделяются значительные государственные средства. Практически в каждом регионе разработана стратегия или программа поддержки малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на среднесрочную перспективу. В данных региональных программах выделяется ряд общих мер поддержки малого и среднего бизнеса, которые стимулируют развитие предприятий торговли на территории регионов. К основным мероприятиям можно отнести: - внедрение системы "одного окна", с целью сокращения времени предпринимателей при поиске недвижимого имущества в аренду, оформлении разрешительных документов на предпринимательскую деятельность в организациях, осуществляющих контроль (надзор) деятельности малого бизнеса, сокращения времени лицензирования и предварительного согласования места размещения объекта строительства и согласования проектов строительства; - финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, посредством предоставления предпринимателям субсидий на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов, предоставления поручительств субъектам малого бизнеса за счет средств гарантийного фонда, предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга, и субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам; - имущественную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, с целью удовлетворения растущих потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям; - формирование эффективной системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства, посредством проведения просветительской работы в области финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей (круглые столы, конференции, участие в СМИ) и регулярного пополнения информационных банков данных по неиспользуемым площадям государственного имущества (свободным, сдаваемым в аренду, предлагаемым к реализации и пр.); - мероприятия по предотвращению коррупции и неэтичного поведения, с целью снижения административных барьеров. Для решения проблем малого бизнеса в Минпромторге разработан проект ведомственной целевой программы (ВЦП) «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле» на 2012-2020 годы. Данная целевая программа направлена на снятие существующих ограничений в пределах полномочий и компетенций министерства. Основой государственного регулирования рыночной экономики является использование программно-целевых методов. Повышение эффективности государственного регулирования в области внутренней торговли должно обеспечиваться путем разработки и реализации программ развития отрасли. Помимо программ федерального уровня большое значение приобретают региональные программы развития торговли и предпринимательства. Существующие в субъектах Российской Федерации региональные программы, стратегии и концепции развития торговли значительно различаются по целям, задачам, структуре и содержанию. В ряде регионов такие программы отсутствуют или истекли сроки их действия. В декабре 2009 года был принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который определил основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Закон направлен на стимулирование формирования рыночной системы реализации продовольственных товаров отечественных производителей на товарном рынке Российской Федерации.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Существуют отрасли, где малое предпринимательство имеет явные конкурентные преимущества относительно крупного, занимает доминирующее положение как по численности, так и по объему выручки. К таким отраслям относятся розничная, оптовая торговля и общественное питание. Торговля и общественное питание являются традиционно «малыми» секторами, с которым крупному бизнесу конкурировать сложно. С нашей точки зрения, приоритет в развитии малого бизнеса должен быть отдан именно этим отраслям. Во-первых, организация малого бизнеса в торговле и общепите не требует существенных капитальных вложений и человеческих ресурсов; средние размеры численности и оборотных средств в этих отраслях невелики. Промышленное предприятие скорее «вырастет» из торгового путем обратной вертикальной интеграции или диверсификации – такие процессы уже идут в ряде регионов РФ. Создание же промышленного предприятия «с нуля» – крайне рискованное начинание, особенно в условиях существующего дефицита кадров, административных барьеров и при наличии сильной конкуренции со стороны крупных предприятий. Во-вторых, технология торговли и общественного питания относительно стандартна. В отличие от технологий промышленности, торговым технологиям можно обучить широкие массы потенциальных и стартовых предпринимателей, поэтому возможности стимулирования малого бизнеса за счет общественных программ повышения квалификации в этой сфере значительно выше, чем в промышленности. В ближайшее время на развитие рынка торговли и общественного питания окажут влияние следующие тенденции: повышение жизненного уровня и изменение культуры потребления приведет к появлению новых рыночных возможностей для предпринимателей в сфере торговли и общественного питания; развитие крупных розничных и дистрибьюторских сетей значительно ослабит конкурентные позиции непрофессиональных форм розничной и оптовой торговли. «Базарные» формы торговли будут заменяться на цивилизованные, а те предприниматели, которые не смогут вовремя сориентироваться и сделать соответствующие инвестиции, будут вынуждены уйти с рынка; процессы вертикальной интеграции в промышленности будут стимулировать создание организованных форм оптовой торговли, что приведет к потере самостоятельности существующих оптовых структур. В целом прогнозируется краткосрочный (2-3 года) рост субъектов малого предпринимательства за счет развития розничной торговли и общепита. В дальнейшем появление крупных форм приведет к вытеснению малого предпринимательства из сферы торговли и к перетоку трудовых ресурсов из предпринимательской среды в сферу наемного труда в крупных торговых организациях. В соответствии с этими обстоятельствами и должна строиться конкурентная политика местных органов власти. В течение этого периода региональные и муниципальные органы власти имеют возможности оказания влияния на происходящие процессы, с тем чтобы их эффект был позитивным для экономики. Поддержка малого предпринимательства в отраслях, где имеется значительный противовес крупных и средних предприятий, должна быть тщательно обоснована. В целом мы рекомендуем органам исполнительной власти воздерживаться от финансирования такого типа поддержки, поскольку в долгосрочной перспективе данные субъекты менее конкурентоспособны по сравнению с крупными корпорациями и средства, направленные на их поддержку, могут в будущем быть потеряны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. 05.02.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 5 декабря 2010г. – №32. – ст. 3301. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. №14-ФЗ (ред. 26 января 2010г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29 января 2010г. - №5. – ст. 410. 3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" 4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный Закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Российская газета, № 164,31.07.2007. 5. Указ Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 15 мая 2008г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». 6. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. N 105 "О Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" 7. Абалкин Л. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества//Экономика и жизнь. 1991. - № 29. 8. Аблатыпов Т. Г. Система менеджмента предпринимательской структуры как средство внедрения инноваций // Ресурсоэффективность и энергосбережение: материалы V международного симпозиума. Казань: Изд-во ЦЭТ РТ при КМ РТ, 2007. - 0,3 п.л. 9. Абчук В.А. Коммерция / В.А. Абчук. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 475 с. 10. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центэкономики и маркетинга, 2000. 239 с.146 11. Айрапетов A.B. Обеспечение конкурентоспособности и развития предприятий и организаций сферы торговли (на материалах Ставропольского края: Дисс. . канд. экон. наук. Шахты, 2009.- 152с. 12. Акимов О.Ю. .Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2011.-193с. 13. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание.-СПб.: Питер, 2009.- 344с. 14. Баршевский М. Малый бизнес России: от слов к делу // Российская газета - 2007. -29 ноября. 15. Белянчев В.В. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в условиях экономического кризиса //Вопросы информатизации. 2009. №4. с. 93-96. 16. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. - 2009. – №2 17. Нотченко В. В. Основные направления обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях вступления России в ВТО. 2008. - Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061207/32.html. 18. Розничные торговые сети: стратегия, экономика и управление :. – М.: КНОРУС, 2007. – 424 с. 19. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб. / Росстат. — М., 2014. 20. Семенов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства// Экономист. 2000. - №10. - с. 75-81. 21. Социально-экономическое положение России. 2013 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru. 22. URL://http://www.bishelp.ru/ 23. URL://http://www.nbrb.ru/books/section.php?PAGENl=2&SECTIO NID=344 24. URL://http;//www.allmedia.ru/ 25. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112881/?frame=9 © КонсультантПлюс, 2014
[1] Абалкин Л. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества//Экономика и жизнь. 1991. - № 29.
[2] Акимов О.Ю. .Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2011. [3] Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса// Экономист. -1999. №2. [4] . Экономика переходного периода: сб. избр. работ, 2003-2009 / Ин-т экономики переходного периода; ред. колл. Е.Т. Гайдар [и др.]. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010.
[5] Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства — Аналитика малого предпринимательства //http// www.giac.ru/content/documentr00AA3FD 1-043D-4 А9 А-96611 C72927482F7.html. [6] Киселева, Е. Н. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения : учебное пособие / Е. Н. Киселева, О. Г. Буданова. - М. : Вузовский учебник, 2011. [7] Розничные торговые сети: стратегия, экономика и управление :. – М.: КНОРУС, 2007. – 424 с.
[8] Социально-экономическое положение России. 2013 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru.
[9] Айрапетов A.B. Обеспечение конкурентоспособности и развития предприятий и организаций сферы торговли (на материалах Ставропольского края: Дисс. . канд. экон. наук. Шахты, 2009. [10] Гайдар Е. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000–2007. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008.
[11] Денисова Н.И. Организация предпринимательства в сфере коммерции / Н.И. Денисова, С.Н. Диянова, Э.М. Штессель. – М.: Магистр, 2008. [12] . Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес 2008. - Режим доступа: http://www.mstu.edu.ru/ publish/ conf/ 1 lntk/section8/section826.html.
[13] Нотченко В. В. Основные направления обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях вступления России в ВТО. 2008. - Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061207/32.html. [14] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112881/?frame=9 © КонсультантПлюс, 2014
[15] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112881/?frame=9 © КонсультантПлюс, 2014
[16] Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства — Аналитика малого предпринимательства //http// www.giac.ru/content/documentr00AA3FD 1-043D-4 А9 А-96611 C72927482F7.html.
[17] Торговая деятельность: новые требования и правила, правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение / ред. Г.Ю. Касьянова. - М. : АБАК, 2010. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|