Анализ развития торговли в России
Формирование в России рыночной системы производственных отношений и вступление в ВТО радикально изменяет характер воспроизводства отечественной экономики. Как показывает опыт стран, ранее ставших членами этой организации, в них наблюдается глобализация национальных экономик, технологий, инноваций и способов организации производства, распределения, обмена и потребления. Резко обостряется борьба за рынки, управляемые покупателями, она становится гиперконкурентной. Сокращается жизненный цикл товаров и повышается скорость торговых процессов..[13] Экономическая ситуация меняется и делает неэффективной привычную модель торговли времён первоначального накопления капитала – купить дешевле и продать дороже, вызывает необходимость её продвижению к новому более сложному типу — интеллектуальной коммерческой деятельности. В условиях возрастающих возможностей превращения торговли в мощный фактор расширенного воспроизводства и совершенствования рыночной системы хозяйствования растет интерес к вопросам её современной организации и развития. Согласно результатам анализа развития торговли в Российской Федерации и зарубежных странах можно выделить основные показатели, характеризующие отставание российского ритейла от развитых стран (таблица 3):
Таблица 3 Ключевые показатели торговли в России[14]
<1> На примере продовольственной торговли. <2> На примере Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Дании, Нидерландов и др.и др. странах.
Основные проблемы сферы обращения России отражены в таблице 4 Таблица 4 Проблемы сферы обращения России[15]
До последнего времени регулирование отрасли торговли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства. Такая регуляторная политика привела и к целому ряду как положительных, так и отрицательных результатов, как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жесткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов. Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сферы торговли в России, является недостаточный уровень инфраструктуры, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры, созданной до 1990-х годов, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибьюторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.. Важной проблемой для торговых организаций всех товарных сегментов является низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов и в некоторых случаях отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Это не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие регионы, нарушает процесс товарообмена между регионами. Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами. Часто подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строительства до трех раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность отрасли и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.[16] Кроме того, в настоящее время технологические потребности производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей произведенная продукция частично хранится в малоприспособленных или неприспособленных помещениях, в которых невозможно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате такого хранения значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых предприятий. Около 5% населения России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов. Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения страны с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по стране. Однако, в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены главным образом быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в российских вузах. Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. Текучесть персонала данной категории может доходить до 80% в год, а спрос может превышать предложение в отдельных случаях в два раза. Россия существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран. Так, вклад предпринимателей в ВВП России не превышает 12 процентов, тогда как в США этот показатель - более 50 процентов. Среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли следует выделить: -наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий; - дефицит финансовых ресурсов; - сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений; - проблемы подключения к инженерным коммуникациям. Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса. Действующие механизмы государственной поддержки - субсидирование процентных ставок, предоставление госгарантий по кредитам и т.д. - эффективны, если малая компания работает на рынке хотя бы несколько лет. Для начала деятельности получить ссуду достаточно сложно. Поэтому необходимо совершенствовать механизмы финансовой поддержки стартовых этапов, предполагающих раздел рисков между государством и коммерческими банками. К числу одного из наиболее эффективных методов повышения конкурентоспособности малых и средних торговых предприятий относится франчайзинг (коммерческая концессия). Рынок франчайзинга в России оценивается примерно в 4 - 5 миллиардов долларов. Около половины рынка приходится на хозяйствующие субъекты, занятые в сфере розничной торговли, больше четверти - в общественном питании, около 12% приходится на сферу услуг.[17] К факторам, которые препятствуют более активному развитию франчайзинга на российском рынке, следует отнести: - отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное отсутствием законодательно утвержденных терминов "франчайзинг" и "франчайзинговый договор"; - неоднородность развития франчайзинга. Можно выделить 11 субъектов Российской Федерации, в которых сложились наиболее благоприятные условия как для сетевой торговли, так и для франчайзинговых отношений, среди которых: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области; - кредитование начинающих франчайзи. Если в зарубежных странах банки представляют льготы для данной категории предпринимателей, то в России франчайзи попадает под категорию малого предпринимателя, которому весьма трудно, а порой и невозможно получить доступ к кредитным ресурсам; - закрытость франчайзинговых предложений. Большинство предприятий, которые могут и готовы вступить во франчайзинговую систему, не могут сделать выбор из-за отсутствия информации о существующих франшизах и опыте их использования, что связано с ограниченностью информации, которые представляют франчайзеры.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|