Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема пониженной обучаемости у дошкольников



Ульенкова У. В.

Шестилетние дети с задержкой психического развития.— М.: Педагогика, 1990.—184 с.: ил.

ISBN 5-7155-0246-2

В монографии анализируются результаты экспериментального исследо­вания особенностей формирования общей способности к учению у детей с задержкой психического развития, предлагаются методы диагностики уровня готовности к нему, даются рекомендации по организации специаль­ных групп в дошкольных учреждениях для оказания помощи таким детям при подготовке их к школе.

Для специалистов в области педагогической психологии, дефектологии, педагогики, а также практических психологов в системе народного образования.


Предисловие

Переход на обучение с шестилетнего возраста настоятельно требует создания психологической службы, в задачи которой должна входить диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой психи­ческого развития (ЗПР), нуждающихся в специальных формах коррекционно-педагогической работы. Однако создать такую службу в настоящее время по ряду объективных причин весьма затруднительно. Одна из главных причин — теоретическая неразработанность многих вопросов психолого-педагогической специфики задержки психического развития в дошкольном возрасте в сравнении с полноценным психическим развитием и другими видами (вариантами) отставания от него. Вследствие этого затруднена и разработка прикладных проблем ЗПР: создание банка психолого-педагогических диагностических и коррекционных средств, методических пособий и рекомендаций в помощь педагогам и психологам, учебных пособий и курсов в целях профессиональной ориентации педагогических кадров и др.

Без квалифицированной педагогической помощи, как показывает опыт, дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести, но и к семи годам. К сожалению, эта детская категория не так уж малочисленна. По данным дефектологов, более 50 % неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с ЗПР (Т. А. Власова, 1978), начинаю­щейся в раннем и дошкольном детстве. В ряде исследований приводятся факты неподготовленности к школе по важнейшим психофизическим показателям 16—17 % детей от числа поступающих в школу (Ю. Дауленскене, 1979). Проведенное нами массо­вое обследование шестилетних детей (около 3000 человек) — воспитанников подготовительных групп городских детских садов — показало, что не менее 20 % из них испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении программы дошкольного учреждения. Тщательное медицинское обследование в дальнейшем позволило квалифицировать ЗПР у 50 % из их числа. Отставание у остальных детей явилось следствием либо общей педагогической запущенности начиная с ясельного или младшего дошкольного возраста, либо слабого здоровья с раннего возраста.

Разностороннее изучение ЗПР (в частности, психолого-педагогическое) как специфической аномалии детского развития позволило в последнее время получить ценные научные данные. Они вместе с обобщенными результатами успешно проведенного в ряде городов страны эксперимента по обучению и воспита­нию детей этой категории обеспечили научную основу для введения в систему народного образования специального типа учебного учреждения — школы для детей с ЗПР.

Если обратиться к тому факту, что основной контингент первоклассников уже в настоящее время (и не только в городах, но и в сельской местности) составляют выпускники дошкольных учреждений, а в них, как правило, трудятся педагоги, имеющие специальное (среднее и высшее) образование, то при соответствующей научно-методической ориентации и подготовке педагоги­ческого персонала детских садов можно с успехом обеспечить каждому ребенку с ЗПР полноценные условия для физического и психического развития еще до поступления в школу.

К сожалению, дети дошкольного возраста с ЗПР изучаются пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций (главным образом поз­навательных): памяти (Н. Г. Лутонян, 1977; В. Л. Подобед, , 1981), речи (Е. С. Слепович, 1978; Н. Ю. Борякова, 1983), мышле­ния (С. А. Домишкевич, 1977; Н. А. Шивирев, 1978; И. А. Коробей­ников, 1980; И. Н. Брокане, 1981; Т. А. Стрекалова, 1982; и др.). Описаны первые шаги по организации коррекционно-педагоги-ческой работы с дошкольниками (главным образом в плане кор­рекции отдельных психических функций). Однако ни в отечествен­ной, ни в зарубежной психологии к настоящему времени не проведено значительных теоретико-экспериментальных психологи­ческих исследований, посвященных разработке научно обоснован­ной системы диагностической и коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР, в частности с шестилетними. Сформу­лированное в дефектологии принципиально ценное положение о возможностях компенсации ЗПР у детей в адекватных их состоя­нию педагогических условиях еще не получило широкой про­верки в практике работы дошкольного учреждения.

Педагогическая практика пока бессильна в решении многих насущных организационно-методических вопросов, связанных с подготовкой детей к обучению в школе: своевременного и квали­фицированного психолого-педагогического отграничения ЗПР от других вариантов отставания в развитии; создания гибкой, дифференцированной системы психолого-педагогического изуче­ния ЗПР у детей на протяжении раннего и дошкольного детства; осуществления в единой системе изучения и коррекции ЗПР у детей в дошкольном учреждении и специальной школе; организа­ции необходимой дифференцированной помощи шестилетним де­тям, отстающим в усвоении программных требований дошколь­ного учреждения, в подготовке к обучению в школе и др.

В предлагаемой вниманию читателей монографии представлен поиск решений названных проблем. Автор стремится дать теорети­ческую и экспериментальную разработку остроактуальных проб­лем онтогенеза пониженной общей способности к учению: ее психологической сущности и специфики у шестилетних детей с ЗПР; психолого-педагогической типологии пониженной обучаемости у дошкольников в целях отграничения задержки психи­ческого развития от отставаний в развитии, вызванных другими причинами; теоретических принципов дифференциальной диагно­стики и конкретных психологических методик, позволяющих диагностировать индивидуально-типические особенности форми­рования у шестилетних детей общей способности к учению; теоретического обоснования содержания, методов и конкретной программы коррекционно-педагогической работы с шестилетними детьми с ЗПР в специально смоделированных педагогических условиях — условиях целенаправленного воспитания и обучения в диагностико-коррекционных группах в дошкольном учреждении.

Теоретические посылки проведенного исследования были опре­делены на основе учета достижений возрастной и педагоги­ческой психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний (Л. С. Вы­готский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова, Л. А. Венгер и др.), а также современных достижений дефектологии (клинических, психологических, педаго­гических) в вычленении специфических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Т. В. Егорова и другие). Важнейшим методологическим положением, пронизывающим всю работу, яви­лось положение о том, что изучение и своевременная коррекция формирования общих умственных способностей к усвоению знаний у ребенка возможны лишь в связи и на основе изучения его как субъекта интеллектуальной (учебной) деятельности.

Структура монографии обусловлена логикой исследования.

Разработанная и апробированная в специальных группах до­школьных учреждений система диагностики (программа комплекс­ного изучения детей, конкретные диагностические методики, направленные на выявление негативных и позитивных особен­ностей формирования общей способности к учению) и коррекции этого процесса у шестилетних детей с ЗПР (создание для каждого . ребенка адекватных его состоянию педагогических условий) может быть использована, на наш взгляд, как в работе специаль­ных групп для детей с ЗПР, так и в массовой практике работы с детьми — в подготовительных группах и классах в учебно-воспитательных учреждениях обычного типа при организа­ции дифференцированной помощи детям в подготовке к школе.

Автор выражает искреннюю признательность педагогическим коллективам детских садов № 284 и № 1 г. Горького за участие в эксперименте, благодарность за помощь и сотрудничество коллективу лаборатории педагогики и психологии детей с задерж­кой психического развития НИИ дефектологии АПН СССР и ее руководителю—действительному члену АПН СССР В. И. Лубовскому.


Глава I

Проблема пониженной обучаемости у дошкольников







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.