Проблема пониженной обучаемости у дошкольниковСтр 1 из 17Следующая ⇒
Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.— М.: Педагогика, 1990.—184 с.: ил. ISBN 5-7155-0246-2 В монографии анализируются результаты экспериментального исследования особенностей формирования общей способности к учению у детей с задержкой психического развития, предлагаются методы диагностики уровня готовности к нему, даются рекомендации по организации специальных групп в дошкольных учреждениях для оказания помощи таким детям при подготовке их к школе. Для специалистов в области педагогической психологии, дефектологии, педагогики, а также практических психологов в системе народного образования. Предисловие Переход на обучение с шестилетнего возраста настоятельно требует создания психологической службы, в задачи которой должна входить диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой психического развития (ЗПР), нуждающихся в специальных формах коррекционно-педагогической работы. Однако создать такую службу в настоящее время по ряду объективных причин весьма затруднительно. Одна из главных причин — теоретическая неразработанность многих вопросов психолого-педагогической специфики задержки психического развития в дошкольном возрасте в сравнении с полноценным психическим развитием и другими видами (вариантами) отставания от него. Вследствие этого затруднена и разработка прикладных проблем ЗПР: создание банка психолого-педагогических диагностических и коррекционных средств, методических пособий и рекомендаций в помощь педагогам и психологам, учебных пособий и курсов в целях профессиональной ориентации педагогических кадров и др. Без квалифицированной педагогической помощи, как показывает опыт, дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести, но и к семи годам. К сожалению, эта детская категория не так уж малочисленна. По данным дефектологов, более 50 % неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с ЗПР (Т. А. Власова, 1978), начинающейся в раннем и дошкольном детстве. В ряде исследований приводятся факты неподготовленности к школе по важнейшим психофизическим показателям 16—17 % детей от числа поступающих в школу (Ю. Дауленскене, 1979). Проведенное нами массовое обследование шестилетних детей (около 3000 человек) — воспитанников подготовительных групп городских детских садов — показало, что не менее 20 % из них испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении программы дошкольного учреждения. Тщательное медицинское обследование в дальнейшем позволило квалифицировать ЗПР у 50 % из их числа. Отставание у остальных детей явилось следствием либо общей педагогической запущенности начиная с ясельного или младшего дошкольного возраста, либо слабого здоровья с раннего возраста. Разностороннее изучение ЗПР (в частности, психолого-педагогическое) как специфической аномалии детского развития позволило в последнее время получить ценные научные данные. Они вместе с обобщенными результатами успешно проведенного в ряде городов страны эксперимента по обучению и воспитанию детей этой категории обеспечили научную основу для введения в систему народного образования специального типа учебного учреждения — школы для детей с ЗПР. Если обратиться к тому факту, что основной контингент первоклассников уже в настоящее время (и не только в городах, но и в сельской местности) составляют выпускники дошкольных учреждений, а в них, как правило, трудятся педагоги, имеющие специальное (среднее и высшее) образование, то при соответствующей научно-методической ориентации и подготовке педагогического персонала детских садов можно с успехом обеспечить каждому ребенку с ЗПР полноценные условия для физического и психического развития еще до поступления в школу. К сожалению, дети дошкольного возраста с ЗПР изучаются пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций (главным образом познавательных): памяти (Н. Г. Лутонян, 1977; В. Л. Подобед, , 1981), речи (Е. С. Слепович, 1978; Н. Ю. Борякова, 1983), мышления (С. А. Домишкевич, 1977; Н. А. Шивирев, 1978; И. А. Коробейников, 1980; И. Н. Брокане, 1981; Т. А. Стрекалова, 1982; и др.). Описаны первые шаги по организации коррекционно-педагоги-ческой работы с дошкольниками (главным образом в плане коррекции отдельных психических функций). Однако ни в отечественной, ни в зарубежной психологии к настоящему времени не проведено значительных теоретико-экспериментальных психологических исследований, посвященных разработке научно обоснованной системы диагностической и коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР, в частности с шестилетними. Сформулированное в дефектологии принципиально ценное положение о возможностях компенсации ЗПР у детей в адекватных их состоянию педагогических условиях еще не получило широкой проверки в практике работы дошкольного учреждения. Педагогическая практика пока бессильна в решении многих насущных организационно-методических вопросов, связанных с подготовкой детей к обучению в школе: своевременного и квалифицированного психолого-педагогического отграничения ЗПР от других вариантов отставания в развитии; создания гибкой, дифференцированной системы психолого-педагогического изучения ЗПР у детей на протяжении раннего и дошкольного детства; осуществления в единой системе изучения и коррекции ЗПР у детей в дошкольном учреждении и специальной школе; организации необходимой дифференцированной помощи шестилетним детям, отстающим в усвоении программных требований дошкольного учреждения, в подготовке к обучению в школе и др. В предлагаемой вниманию читателей монографии представлен поиск решений названных проблем. Автор стремится дать теоретическую и экспериментальную разработку остроактуальных проблем онтогенеза пониженной общей способности к учению: ее психологической сущности и специфики у шестилетних детей с ЗПР; психолого-педагогической типологии пониженной обучаемости у дошкольников в целях отграничения задержки психического развития от отставаний в развитии, вызванных другими причинами; теоретических принципов дифференциальной диагностики и конкретных психологических методик, позволяющих диагностировать индивидуально-типические особенности формирования у шестилетних детей общей способности к учению; теоретического обоснования содержания, методов и конкретной программы коррекционно-педагогической работы с шестилетними детьми с ЗПР в специально смоделированных педагогических условиях — условиях целенаправленного воспитания и обучения в диагностико-коррекционных группах в дошкольном учреждении. Теоретические посылки проведенного исследования были определены на основе учета достижений возрастной и педагогической психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова, Л. А. Венгер и др.), а также современных достижений дефектологии (клинических, психологических, педагогических) в вычленении специфических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Т. В. Егорова и другие). Важнейшим методологическим положением, пронизывающим всю работу, явилось положение о том, что изучение и своевременная коррекция формирования общих умственных способностей к усвоению знаний у ребенка возможны лишь в связи и на основе изучения его как субъекта интеллектуальной (учебной) деятельности. Структура монографии обусловлена логикой исследования. Разработанная и апробированная в специальных группах дошкольных учреждений система диагностики (программа комплексного изучения детей, конкретные диагностические методики, направленные на выявление негативных и позитивных особенностей формирования общей способности к учению) и коррекции этого процесса у шестилетних детей с ЗПР (создание для каждого . ребенка адекватных его состоянию педагогических условий) может быть использована, на наш взгляд, как в работе специальных групп для детей с ЗПР, так и в массовой практике работы с детьми — в подготовительных группах и классах в учебно-воспитательных учреждениях обычного типа при организации дифференцированной помощи детям в подготовке к школе. Автор выражает искреннюю признательность педагогическим коллективам детских садов № 284 и № 1 г. Горького за участие в эксперименте, благодарность за помощь и сотрудничество коллективу лаборатории педагогики и психологии детей с задержкой психического развития НИИ дефектологии АПН СССР и ее руководителю—действительному члену АПН СССР В. И. Лубовскому. Глава I Проблема пониженной обучаемости у дошкольников ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|