Здавалка
Главная | Обратная связь

В.3.1 Деятельность ИСО в области обеспечения качества



Международная организация по стандартизации, ИСО (The International Organization for Standardization, ISO), содей­ствует развитию стандартизации и активизации роли стандартов во всем мире. Ее основной задачей является развитие сотрудни­чества и международный обмен в интеллектуальной, научной, технической и экономической сферах деятельности. Эта непра­вительственная организация, учрежденная в 1947 году, в на­стоящее время объединяет представителей из 140 стран. Резуль­татом деятельности ИСО является публикация согласованных международных стандартов во всех направлениях жизнедеятель­ности, исключая области, относящиеся к компетенции Между­народной электротехнической комиссии (МЭК).

Многие заблуждаются, полагая, что ISO — это аббревиатура. На самом деле при создании Международной организации по стандартизации было принято в основу краткого названия по­ложить производное от греческого слова isos, что значит рав­ный. К тому же приставка iso- достаточно часто употребляется в ряде терминов, например, isometric (равные измерения) или isonomy (равенство прав). Поэтому на всех языках сокращенное название этой организации звучит одинаково — ИСО.

Деятельность ИСО осуществляется следующим образом. Представители различных государств самостоятельно выбирают для себя форму участия в работе организации и могут являться действительными членами, членами с совещательным голосом и наблюдателями. Головным органом управления ИСО является Генеральная ассамблея. В промежутках между сессиями Гене­ральной ассамблеи управление осуществляется Советом.

Текущая работа организации происходит по двум вертикалям — политики развития и технического управления, представленных комитетами Совета. На сегодняшний день в ИСО присутствуют следующие основные комитеты:

• КАСКО (CASCO) — Комитет по оценке соответствия (Committee on conformity assessment);

• КОПОЛКО (COPOLCO) — Комитет по защите интере­сов потребителей (Committee on consumer policy);

• ДЕВКО (DEVCO) — Комитет по оказанию помощи раз­вивающимся странам (Committee on developing country);

• PEMKO (REMCO) — Комитет по стандартным образцам (Committee on reference materials).

Структура ИСО является достаточно гибкой и подвержена изменениям, продиктованным временем. Так, ряд лет в рамках ИСО работал Комитет по научно-технической информации (ИНФКО). В задачу данного Комитета входило построение еди­ной информационной системы ИСО. Успешно решив данную задачу, в апреле 2001 года Комитет был упразднен.

Разработка проектов международных стандартов происходит рабочими группами технических комитетов (TK). В настоящее время в ИСО работают 224 технических комитета. Представители нашей страны участвуют в работе ряда технических комитетов, а Российская Федерация является действительным членом орга­низации.

Каждое государство решает самостоятельно, в какой степени международные стандарты ИСО будут использоваться в националь­ных экономиках. Использование стандартов ИСО в российской практике осуществляется различными методами. Во-первых, приня­тие национального стандарта без какого-либо изменения текста ме­ждународного документа или «прямой метод». В этом случае текст государственного стандарта России считается аутентичным, или подлинным (от греч. authentihos). Во-вторых, принятие аутентичного международному стандарту текста с дополнительными требования­ми, отражающими национальные особенности РФ. Наконец, при­нятие национальных стандартов с использованием положений и норм международных стандартов в качестве исходной информации с различной степенью заимствования. В каждом из выделенных ва­риантов применяются различные индексы обозначения. Например, ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основ­ные положения и словарь» означает, что текст данного документа аутентичен соответствующему международному стандарту ИСО 9000-2000 и утвержден на территории России в 2001 г.

В 1979 г. в рамках ИСО был создан ТК-176 «Управление ка­чеством и обеспечение качества» (Quality management and quality assurance). Создание данного комитета было продиктовано ожес­точившимися условиями конкуренции, потребовавшими от пред­приятий внедрения и обеспечения эффективных систем управле­ния качеством. Первая версия стандартов в области обеспечения качества ИСО 9000 была разработана на основе Британских на­циональных стандартов и опубликована в 1987 г. Это была группа взаимосвязанных стандартов, касающихся общего руководства качеством. Следующая концепция 1994 г. была значительно рас­ширена за счет рекомендаций по внедрению систем качества в организации. В декабре 2000 г. была принята новая версия стан­дартов, предусматривающая принципиально отличные пути по­строения системы управления качеством на предприятии.

• ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основ­ные положения и словарь». Стандарт описывает основные по­ложения систем менеджмента качества и устанавливает терми­нологию для систем менеджмента качества.

ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требо­вания». Стандарт определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продук­цию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.

• ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Реко­мендации по улучшению деятельности». Стандарт содержит ре­комендации, рассматривающие как результативность, так и эф­фективность системы менеджмента качества. Целью этого стан­дарта является улучшение деятельности организации и удовле­творенность потребителей и других заинтересованных сторон.

• ИСО 19011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды». Стандарт содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Данные документы образуют согласованный комплекс стан­дартов на системы менеджмента качества, содействующий взаи­мопониманию в международном сотрудничестве и развитию на­циональных экономик. Усиливающиеся условия конкуренции и потребность выхода на новые рынки внутри страны и за ее пре­делы для российских предприятий диктуют единственно воз­можный путь — работу в соответствии с международными нор­мами и правилами. Следует отметить, что принятые в августе 2001 г. российские стандарты в области обеспечения качества аутентичны международным стандартам и имеют показанные выше индексы обозначения (ГОСТ Р ИСО).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.