В.3.4 Связь систем управления качеством с системами управления окружающей средой на основе стандартов ИСО
В 1993 г. в рамках ИСО был создан ТК-207 «Управление охраной окружающей среды» (Environmental management), который в 1996 г. принял комплекс стандартов ИСО серии 14000 для построения эффективной системы управления окружающей средой и менеджмента экологическими аспектами деятельности предприятий. Основополагающим стандартом серии ИСО 14000 является стандарт ИСО 14001:1996 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». В семействе стандартов данной серии отражены следующие аспекты в области управления окружающей средой: 1) термины и определения; 2) системы экологического менеджмента; 3) экологический аудит и исследования в области экологии; 4) оценка продукции на различных стадиях жизненного цикла; 5) экологическая маркировка продукции; Как и стандарты серии ИСО 9000:2000, данная группа стандартов применима к предприятиям различных форм, размеров и видов деятельности и может быть использована в государствах с самыми различными географическими и политическими условиями. В отличие от других природоохранных стандартов семейство ИСО 14000 не регламентирует количественные показатели воздействия предприятий на окружающую среду. Основное содержание их сводится к содействию организации системы экологического управления предприятием. На сегодняшний момент ряд предприятий Европы и Азии получили сертификаты на системы управления окружающей средой. В числе лидеров — Япония, Великобритания и Германия. Среди секторов экономики, получивших наибольшее количество сертификатов, можно выделить производство электрического и оптического оборудования, химическое производство, машиностроение и строительную индустрию. С 1998 г. организации в Российской Федерации также стали проходить сертификацию на соответствие международным стандартам серии ИСО 14000. По целому ряду причин таких предприятий пока еще не много: на начало 2002 года их число составляло четырнадцать. При разработке стандартов ИСО 9000:2000 имелись опасения, что различные системы управления в одной организации могут привести к дублированию функций, неоправданным затратам и трудностям в проведении проверок и аудита. Одним из путей для решения данных проблем было предложение — объединить в единое семейство стандарты серий ИСО 9000 и ИСО 14000. Для этого в 1998 г. в ИСО была создана Техническая консультативная группа (Technical Advisory Group, TAG), в задачи которой входила разработка рекомендаций о целесообразности такого объединения этих серий стандартов. Выводы, сделанные специалистами TAG, заключались в том, что такое объединение несвоевременно, но существует необходимость в увеличении совместимости стандартов двух групп. Поэтому при подготовке стандартов серии ИСО 9000:2000 одним из требований являлась их согласованность и совместимость со стандартами в области управления окружающей средой в интересах сообщества пользователей. Стандарты в области обеспечения качества не содержат конкретных требований к другим системам менеджмента, таких как управление охраной окружающей среды или управление профессиональным здоровьем и безопасностью на предприятии. Однако они позволяют согласовать собственную систему управления качеством с другими системами менеджмента в рамках одной организации. Работа в области совместимости стандартов серий ИСО 9000 и ИСО 14000 ведется по следующим основным направлениям: • единство терминологии стандартов; • совместимость систем управления качеством и охраной окружающей среды в рамках одной организации; • проведение совместных проверок и аудита систем качества и окружающей среды. Системы управления на основе стандартов серии ИСО 14000 требуют пересмотра функционирования всех объектов предприятия, так или иначе связанных с воздействием на окружающую среду. Поэтому разработка и внедрение таких систем во многом перекликается с элементами построения системы управления качеством. В справочном Приложении А к стандарту ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) приводится соответствие элементов данного стандарта элементам стандарта ИСО 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98). Следует выделить такие основные группы элементов: • политика организации в области управления качеством (охраны окружающей среды); • цели, задачи, планирование деятельности организации; • измерение, анализ и улучшение; • корректирующие и предупреждающие воздействия; • анализ со стороны руководства; • структура и ответственность; • мониторинг и измерение; • постоянное улучшение. Все перечисленные аспекты необходимы при внедрении как системы управления качеством, так и системы управления окружающей средой. Обе системы призваны улучшать имидж организации, ориентировать ее деятельность на потребителя, снижать полную себестоимость ее товаров и услуг, обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества на рыночном пространстве. Ежегодно тысячи предприятий во всем мире получают сертификаты на внедрение международных стандартов ИСО серии 14000. На сегодняшний день популярность стандартов ИСО 14000 не уступает востребованности стандартов ИСО серии 9000. При этом следует принять во внимание, что ИСО 9000 существуют с 1987 г., а ИСО 14000 — сравнительно молодая группа стандартов и принята только в 1996 г. Получение сертификата в области управления охраной окружающей среды, так же как и сертификация предприятия на стандарты серии ИСО-9000, не является гарантией успеха и пропуском в мир высоких прибылей и доверия потребителя. Только каждодневная работа всей организации в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать залогом будущего успеха. Вопросы: 1. Охарактеризуйте деятельность ИСО в области обеспечения качества. 2. Чем была вызвана необходимость разработки международных стандартов ИСО серии 9000? 3. В чем заключаются особенности версии стандартов ИСО 9000:2000 и каково ее отличие от предыдущей версии? 4. Каковы сложности перехода к версии стандартов ИСО 9000:2000? 5. В чем заключается взаимосвязь подходов в организации системы качества по стандартам ИСО серии 9000 с системами управления окружающей средой по стандартам ИСО серии 14000? 6. Составьте схему процесса для своей сферы деятельности (см.пример Приложение А)
ТЕМА№4 ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ План В.4.1 Сущность и принципы планирования качества продукции В.4.2 Основные задачи планирования качества продукции В.4.3 Планирование повышения качества продукции на предприятии В.4.4 Планирование внедрения системы управления качеством В.4.5 Планирование качества на малых предприятиях В.4.6 Планирование качества продукции в договорах и контрактах В.4.1 Сущность и принципы планирования качества продукции Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. Для правильного обоснования планов повышения качества следует использовать данные о результатах эксплуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактическом уровне ее качества. Предметом планирования качества продукции являются, в конечном итоге, различные показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т.д. Важнейшими принципами планирования повышения качества продукции являются: • научная разработка планов, предполагающая учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных); комплексность, предполагающая увязку в планах по качеству всех сторон деятельности предприятия (создание новой техники, внедрение стандартов, увеличение объема производства и др.). Комплексность планирования означает также, что задания по повышению качества конечной продукции должны быть увязаны с планами хозяйственных партнеров предприятия по повышению качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей и других компонентов конечной продукции. В.4.2 Основные задачи планирования качества продукции Главными задачами планирования повышения качества продукции являются: • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка; • повышение технического уровня и качества продукции до уровня • установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей; • совершенствование структуры выпускаемой продукции путем • увеличение выпуска сертифицированной продукции; улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой
• продукции (надежность, долговечность, безопасность, экономичность и др.); • своевременное сокращение выпуска или снятие с производства • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества; • увеличение экономической эффективности производства и использования продукции улучшенного качества. Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности. В.4.3 Планирование повышения качества продукции на предприятии Планирование повышения качества продукции на предприятии должно быть основано, прежде всего, на: • тщательном изучении текущего и перспективного спроса на продукцию; • анализе отзывов потребителей о поведении продукции в эксплуатации; • проработке договоров с заказчиками. Планы повышения качества должны учитывать также: • результаты сертификации продукции; • прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий; • результаты научных исследований; • патентные материалы; • лицензии; • данные научно-технической информации; • требования потребителей. Крупные фирмы, имеющие собственные научно-исследовательские подразделения, осуществляют не только текущее, но и перспективное планирование качества своей продукции, а также его прогнозирование. При этом источниками информации служат фактические показатели качества и эффективности продукции, нормативно-техническая документация, патенты, научные разработки и материалы экспертных оценок. В зависимости от временного периода, стоящих задач и типа продукции могут применяться различные методы прогнозирования: • моделирование; • экспертные оценки; • математическая статистика; • экстраполяция и др. Планируемые изменения себестоимости продукции, прибыли, рентабельности производства, численности работников, их заработной платы, суммы капитальных вложений и т. д., связанные с проведением мероприятий по повышению качества продукции, должны быть подтверждены соответствующими расчетами. Планируемые задания и обязательства по повышению качества продукции должны быть согласованы с другими разделами планов предприятия, а также обеспечены необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. В виде самостоятельных направлений планирования повышения качества продукции на предприятии выделяют: • внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование • планирование внедрения системы управления качеством на • планирование кадрового обеспечения повышения качества • планирование потерь предприятия от внутреннего и внешнего • планирование качества продукции в договорах и контрактах. Предприятия-изготовители конечной продукции должны оказывать разнообразную помощь предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др.). Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества продукции на предприятии. Планирование повышения качества продукции на предприятии в целом должно дополняться внутрипроизводственным планированием. При этом могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по видам (перспективное, текущее) и по уровням (предприятия, цех, участок, отдел). Планы основных цехов должны содержать задания по повышению качества заготовок, деталей и сборочных единиц в соответствии с производственным процессом данного цеха. Это могут быть следующие задания: • увеличение показателей точности и чистоты обработки; • расширение выпуска деталей со специальными видами покрытий; • освоение производства новых изделий и т.д. Для сборочных цехов целесообразно планировать показатели качества продукции, которые установлены на уровне предприятия, а также уровни сдачи продукции с первого предъявления и снижения потерь от брака и рекламаций. Два последних показателя могут применяться для механообрабатывающих цехов, участков и бригад. Для данных цехов целесообразно планировать также уменьшение количества возвратов деталей и узлов из цехов-потребителей. Для каждого цеха вспомогательного производства целесообразно планировать как показатели, так и мероприятия, которые должны обеспечить высокое качество продукции в цехах основного производства. Например, для ремонтного цеха важнейшим показателем может быть доля оборудования (в общем объеме отремонтированных станков и машин), достигшего после ремонта заданной технологической точности. Наряду с планами повышения качества продукции для цехов и участков целесообразно разрабатывать соответствующие планы для функциональных отделов и служб. В планы конструкторских отделов могут быть включены следующие задания: • разработка новых видов продукции; • повышение качества продукции, подлежащей модернизации; • повышение уровня агрегатирования и унификации и т.п. Для технических служб (отделов главного технолога, главного механика и др.) целесообразно планировать мероприятия, отвечающие профилю этих подразделений. Так, например, план отдела главного технолога должен содержать задания по: • внедрению современных технологических процессов; • ликвидации (снижению) брака; • оснащению производства различными приспособлениями и т.д. Показатели повышения качества должны обязательно увязываться с другими показателями оценки деятельности структурных подразделений предприятия, а также с системой стимулирования и ответственности их работников.
В.4.4 Планирование внедрения системы управления качеством продукции на предприятии Основными документами при планировании внедрения системы управления качеством в данном случае являются техническое задание на разработку и внедрение системы, а также ее технический и рабочий проекты. Техническое задание содержит, как правило, следующие разделы: • цели разработки и внедрения системы управления качеством общая характеристика предприятия; принципы построения системы управления качеством; стандарты предприятия на разрабатываемую систему; организационно-технические мероприятия; основные нормативные и методические источники, регламентирующие требования к разрабатываемой системе управления качеством; • этапы работ и сроки их выполнения. Технический и рабочий проекты системы управления качеством продукции на предприятии разрабатываются специалистами соответствующих служб для детализации и конкретизации основных положений технического задания на разработку и внедрение системы. Технический проект включает в себя следующие основные разделы: • главные задачи системы управления качеством продукции; • принципы и общая структурно-функциональная схема системы; • средства обеспечения функционирования системы; • стандарты предприятия по управлению качеством; • меры по повышению организационно-технического уровня Рабочий проект системы управления качеством продукции на предприятии содержит, как правило, следующую документацию: • международные, государственные и отраслевые стандарты, технические условия и другую межотраслевую и отраслевую нормативно-техническую документацию, используемую на данном предприятии; • стандарты предприятия по разрабатываемой системе управления качеством и другие действующие на предприятии документы и положения, касающиеся вопросов управления качеством; • подготовленные и утвержденные планы мероприятий по внедрению каждого нормативного документа, входящего в состав рабочего проекта разрабатываемой системы управления качеством. В.4.5 Планирование качества продукции на малых предприятиях На малых предприятиях обычно отсутствуют специальные структурные подразделения или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате нередко возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки. Планы повышения качества продукции малых предприятий содержат ограниченное число разрабатываемых показателей и нередко являются условиями заключенных договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг). Зачастую вопросы повышения качества на малых предприятиях не находят должного отражения в разрабатываемых ими бизнес-планах собственного развития (особенно, в таких разделах, как «виды товаров и услуг», «план производства», «организационный план», «правовое обеспечение деятельности фирмы», «финансовый план» и др.). Научно обоснованный подход требует разработки на малом предприятии самостоятельного документа — плана повышения качества продукции (работ, услуг). Применительно к малому предприятию он может включать следующие разделы: • плановые показатели и задания по повышению качества продукции для предприятия в целом; • плановые показатели и задания по повышению качества продукции для внутренних подразделений предприятия; • плановые мероприятия по материально-техническому обеспечению повышения качества продукции; • плановые мероприятия по организационному обеспечению • плановые мероприятия по кадровому обеспечению повышения На малых предприятиях из-за отсутствия в их структуре управления некоторых технических и экономических служб строгое построение системы управления качеством продукции по функциональному признаку весьма затруднительно. Поэтому в зависимости от организационной структуры малого предприятия одно подразделение может быть назначено ответственным за реализацию двух или более специальных функций управления качеством, соответствующих его профилю и задачам. В подобных случаях один стандарт предприятия может разрабатываться на две или более функции управления качеством продукции. В.4.6 Планирование качества продукции в договорах и контрактах Необходимый уровень качества продукции может быть совместно установлен (запланирован) ее изготовителем и потребителем в договоре. Различные аспекты установления, обеспечения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различных видов регламентированы такими документами, как: • Гражданский кодекс Российской Федерации; • Уголовный кодекс Российской Федерации; • Кодекс Российской Федерации об административных право • закон «О защите прав потребителей»; • закон «О техническом регулировании» и др. Требуемый уровень качества продукции в договорах и контрактах можно определять следующими способами; • по стандартам; • по техническому описанию; • по образцам, каталогам и проспектам продавца. По стандартам обычно обозначают качество достаточно простых изделий. При этом в соответствующей статье договоров указывают: «качество соответствует стандартам, установленным в Российской Федерации». Качество сложной технической продукции и продукции, на которую отсутствуют стандарты (но к которой предъявляются специальные требования), определяется техническими условиями. Обычно технические условия даются в приложении к договору. Качество продовольственных товаров подтверждается сертификатом соответствия, ветеринарным сертификатом, выдаваемым ветеринарной службой, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на каждую партию товара. При определении качества по образцу поставщик предоставляет потребителю образец продукции. Если потребителя удовлетворяет качество данного образца, он становится эталоном. При этом в контракт вносят сведения о количестве отобранных образцов и порядке их сравнения с поставляемым товаром. В договорных взаимоотношениях поставщиков и потребителей нередко возникают конфликтные ситуации, поэтому отобранные образцы зачастую хранятся не только у договаривающихся сторон, но и в нейтральной фирме, наименование которой фиксируется в контракте. В числе требований предъявляемых к качеству изделий, производство которых организовано одновременно на нескольких предприятиях, стороны договора (торговые посредники) могут указывать в тексте контракта конкретного изготовителя продукции. Проверка качества товара всегда зависит от его характера и назначения. Так, сложную техническую продукцию необходимо проверить в работе. Для этого потребителю должно быть предоставлено право заявить свои претензии (предъявить рекламацию) в течение достаточно длительного срока. Если же товаром является продовольствие, то контроль качества обычно состоит из внешнего осмотра и экспертизы. Такая приемка проводится на основании документов, подтверждающих качество товара, дату и место его производства, срок хранения и т.д. Для отдельных видов обязательств порядок проверки качества товара регламентирован положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (напр., ст. 474 ГК РФ устанавливает правила проверки качества товара при заключении и исполнении договора купли-продажи). Гарантии качества товара обычно указывают в отдельной статье договора или вносят в раздел о приемке-сдаче товара. Сторонами договора, как правило, согласуются: • сроки гарантий; • обязанности сторон в течение гарантийного периода; • порядок предъявления претензий; • порядок удовлетворения рекламаций; • случаи, на которые гарантия не распространяется Вопросы: 1. В чем заключаются сущность и назначение планирования качества на предприятиях? 2. Назовите основные задачи планирования качества на предприятиях. 3. В чем заключаются особенности планирования качества на малых предприятиях? 4. Назовите основные документы, используемые при планировании внедрения системы менеджмента качества на предприятии. 5. Какие аспекты планирования качества продукции оговариваются в договорах и контрактах?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|