Здавалка
Главная | Обратная связь

В.3.4 Связь систем управления качеством с системами управления окружающей средой на основе стандартов ИСО



В 1993 г. в рамках ИСО был создан ТК-207 «Управление ох­раной окружающей среды» (Environmental management), кото­рый в 1996 г. принял комплекс стандартов ИСО серии 14000 для построения эффективной системы управления окружающей сре­дой и менеджмента экологическими аспектами деятельности предприятий. Основополагающим стандартом серии ИСО 14000 является стандарт ИСО 14001:1996 «Системы управления окру­жающей средой. Требования и руководство по применению». В семействе стандартов данной серии отражены следующие аспек­ты в области управления окружающей средой:

1) термины и определения;

2) системы экологического менеджмента;

3) экологический аудит и исследования в области экологии;

4) оценка продукции на различных стадиях жизненного цикла;

5) экологическая маркировка продукции;

Как и стандарты серии ИСО 9000:2000, данная группа стан­дартов применима к предприятиям различных форм, размеров и видов деятельности и может быть использована в государствах с самыми различными географическими и политическими усло­виями. В отличие от других природоохранных стандартов семей­ство ИСО 14000 не регламентирует количественные показатели воздействия предприятий на окружающую среду. Основное со­держание их сводится к содействию организации системы эко­логического управления предприятием.

На сегодняшний момент ряд предприятий Европы и Азии по­лучили сертификаты на системы управления окружающей средой.

В числе лидеров — Япония, Великобритания и Германия. Среди секторов экономики, получивших наибольшее количество серти­фикатов, можно выделить производство электрического и опти­ческого оборудования, химическое производство, машинострое­ние и строительную индустрию. С 1998 г. организации в Россий­ской Федерации также стали проходить сертификацию на соот­ветствие международным стандартам серии ИСО 14000. По цело­му ряду причин таких предприятий пока еще не много: на начало 2002 года их число составляло четырнадцать.

При разработке стандартов ИСО 9000:2000 имелись опасе­ния, что различные системы управления в одной организации могут привести к дублированию функций, неоправданным за­тратам и трудностям в проведении проверок и аудита. Одним из путей для решения данных проблем было предложение — объе­динить в единое семейство стандарты серий ИСО 9000 и ИСО 14000. Для этого в 1998 г. в ИСО была создана Техниче­ская консультативная группа (Technical Advisory Group, TAG), в задачи которой входила разработка рекомендаций о целесооб­разности такого объединения этих серий стандартов. Выводы, сделанные специалистами TAG, заключались в том, что такое объединение несвоевременно, но существует необходимость в увеличении совместимости стандартов двух групп. Поэтому при подготовке стандартов серии ИСО 9000:2000 одним из требова­ний являлась их согласованность и совместимость со стандарта­ми в области управления окружающей средой в интересах со­общества пользователей. Стандарты в области обеспечения ка­чества не содержат конкретных требований к другим системам менеджмента, таких как управление охраной окружающей среды или управление профессиональным здоровьем и безопасностью на предприятии. Однако они позволяют согласовать собствен­ную систему управления качеством с другими системами ме­неджмента в рамках одной организации.

Работа в области совместимости стандартов серий ИСО 9000 и ИСО 14000 ведется по следующим основным направлениям:

• единство терминологии стандартов;

• совместимость систем управления качеством и охраной окружающей среды в рамках одной организации;

• проведение совместных проверок и аудита систем качест­ва и окружающей среды.

Системы управления на основе стандартов серии ИСО 14000 требуют пересмотра функционирования всех объектов предприятия, так или иначе связанных с воздействием на окружающую среду. Поэтому разработка и внедрение таких систем во многом перекликается с элементами построения системы управления каче­ством. В справочном Приложении А к стандарту ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) приводится соответствие элементов данного стандарта элементам стандарта ИСО 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98). Следует выделить такие основные группы эле­ментов:

• политика организации в области управления качеством (охраны окружающей среды);

• цели, задачи, планирование деятельности организации;

• измерение, анализ и улучшение;

• корректирующие и предупреждающие воздействия;

• анализ со стороны руководства;

• структура и ответственность;

• мониторинг и измерение;

• постоянное улучшение.

Все перечисленные аспекты необходимы при внедрении как системы управления качеством, так и системы управления ок­ружающей средой. Обе системы призваны улучшать имидж ор­ганизации, ориентировать ее деятельность на потребителя, сни­жать полную себестоимость ее товаров и услуг, обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества на рыночном про­странстве. Ежегодно тысячи предприятий во всем мире получа­ют сертификаты на внедрение международных стандартов ИСО серии 14000. На сегодняшний день популярность стандартов ИСО 14000 не уступает востребованности стандартов ИСО се­рии 9000. При этом следует принять во внимание, что ИСО 9000 существуют с 1987 г., а ИСО 14000 — сравнительно моло­дая группа стандартов и принята только в 1996 г.

Получение сертификата в области управления охраной ок­ружающей среды, так же как и сертификация предприятия на стандарты серии ИСО-9000, не является гарантией успеха и пропуском в мир высоких прибылей и доверия потребителя. Только каждодневная работа всей организации в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать зало­гом будущего успеха.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте деятельность ИСО в области обеспечения каче­ства.

2. Чем была вызвана необходимость разработки международных стандартов ИСО серии 9000?

3. В чем заключаются особенности версии стандартов ИСО 9000:2000 и каково ее отличие от предыдущей версии?

4. Каковы сложности перехода к версии стандартов ИСО 9000:2000?

5. В чем заключается взаимосвязь подходов в организации систе­мы качества по стандартам ИСО серии 9000 с системами управления окружающей средой по стандартам ИСО серии 14000?

6. Составьте схему процесса для своей сферы деятельности (см.пример Приложение А)

 

ТЕМА№4 ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

План

В.4.1 Сущность и принципы планирования качества продукции

В.4.2 Основные задачи планирования качества продукции

В.4.3 Планирование повышения качества продукции на предприятии

В.4.4 Планирование внедрения системы управления качеством

В.4.5 Планирование качества на малых предприятиях

В.4.6 Планирование качества продукции в договорах и контрактах

В.4.1 Сущность и принципы планирования качества продукции

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с тре­буемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного интервала времени.

Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. Для правильного обоснования планов повы­шения качества следует использовать данные о результатах экс­плуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактическом уровне ее качества.

Предметом планирования качества продукции являются, в ко­нечном итоге, различные показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т.д.

Важнейшими принципами планирования повышения качества продукции являются:

• научная разработка планов, предполагающая учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существу­ющих, так и перспективных);

комплексность, предполагающая увязку в планах по качеству всех сторон деятельности предприятия (создание новой тех­ники, внедрение стандартов, увеличение объема производства и др.). Комплексность планирования означает также, что зада­ния по повышению качества конечной продукции должны быть увязаны с планами хозяйственных партнеров предприятия по повышению качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей и других компонентов конечной продукции.

В.4.2 Основные задачи планирования качества продукции

Главными задачами планирования повышения качества продукции являются:

• обеспечение выпуска продукции с максимальным соответст­вием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

• повышение технического уровня и качества продукции до уровня
лучших отечественных и зарубежных образцов;

• установление экономически оптимальных заданий по повыше­нию качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспе­чения и запросов потребителей;

• совершенствование структуры выпускаемой продукции путем
оптимизации ее типоразмерного ряда;

• увеличение выпуска сертифицированной продукции;

улучшение отдельных потребительских свойств уже выпуска­емой

 

• продукции (надежность, долговечность, безопасность, экономичность и др.);

• своевременное сокращение выпуска или снятие с производства
морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

• обеспечение строгого соблюдения требований стандартов,
технических условий и другой нормативно-технической документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

• разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечи­вающих достижение заданного уровня качества;

• увеличение экономической эффективности производства и использования продукции улучшенного качества.

Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а пла­нируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.

В.4.3 Планирование повышения качества продукции на предприятии

Планирование повышения качества продукции на пред­приятии должно быть основано, прежде всего, на:

• тщательном изучении текущего и перспективного спроса на продукцию;

• анализе отзывов потребителей о поведении продукции в экс­плуатации;

• проработке договоров с заказчиками.

Планы повышения качества должны учитывать также:

• результаты сертификации продукции;

• прогрессивные требования действующих стандартов и техни­ческих условий;

• результаты научных исследований;

• патентные материалы;

• лицензии;

• данные научно-технической информации;

• требования потребителей.

Крупные фирмы, имеющие собственные научно-исследо­вательские подразделения, осуществляют не только текущее, но и перспективное планирование качества своей продукции, а также его прогнозирование. При этом источниками информации служат фактические показатели качества и эффективности продукции, нормативно-техническая документация, патенты, научные разра­ботки и материалы экспертных оценок. В зависимости от времен­ного периода, стоящих задач и типа продукции могут применяться различные методы прогнозирования:

• моделирование;

• экспертные оценки;

• математическая статистика;

• экстраполяция и др.

Планируемые изменения себестоимости продукции, прибыли, рентабельности производства, численности работников, их зара­ботной платы, суммы капитальных вложений и т. д., связанные с проведением мероприятий по повышению качества продукции, должны быть подтверждены соответствующими расчетами. Пла­нируемые задания и обязательства по повышению качества про­дукции должны быть согласованы с другими разделами планов предприятия, а также обеспечены необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

В виде самостоятельных направлений планирования повыше­ния качества продукции на предприятии выделяют:

• внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование
качества продукции;

• планирование внедрения системы управления качеством на
предприятии;

• планирование кадрового обеспечения повышения качества
продукции;

• планирование потерь предприятия от внутреннего и внешнего
брака;

• планирование качества продукции в договорах и контрактах.
В последние годы одним из важнейших направлений планиро­вания повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

Предприятия-изготовители конечной продукции должны ока­зывать разнообразную помощь предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции (сырья, материалов, полуфабри­катов, комплектующих изделий и др.). Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом плани­рования повышения качества продукции на предприятии.

Планирование повышения качества продукции на пред­приятии в целом должно дополняться внутрипроизводственным планированием. При этом могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифферен­цируются с учетом особенностей планирования по видам (перспек­тивное, текущее) и по уровням (предприятия, цех, участок, отдел).

Планы основных цехов должны содержать задания по повышению качества заготовок, деталей и сборочных единиц в соответствии с производственным процессом данного цеха. Это могут быть следующие задания:

• увеличение показателей точности и чистоты обработки;

• расширение выпуска деталей со специальными видами по­крытий;

• освоение производства новых изделий и т.д.

Для сборочных цехов целесообразно планировать показатели качества продукции, которые установлены на уровне предприятия, а также уровни сдачи продукции с первого предъявления и сни­жения потерь от брака и рекламаций. Два последних показателя могут применяться для механообрабатывающих цехов, участков и бригад. Для данных цехов целесообразно планировать также уменьшение количества возвратов деталей и узлов из цехов-потребителей.

Для каждого цеха вспомогательного производства целесооб­разно планировать как показатели, так и мероприятия, которые должны обеспечить высокое качество продукции в цехах основ­ного производства. Например, для ремонтного цеха важнейшим показателем может быть доля оборудования (в общем объеме от­ремонтированных станков и машин), достигшего после ремонта заданной технологической точности.

Наряду с планами повышения качества продукции для цехов и участков целесообразно разрабатывать соответствующие планы для функциональных отделов и служб.

В планы конструкторских отделов могут быть включены следу­ющие задания:

• разработка новых видов продукции;

• повышение качества продукции, подлежащей модернизации;

• повышение уровня агрегатирования и унификации и т.п.

Для технических служб (отделов главного технолога, главного механика и др.) целесообразно планировать мероприятия, отвеча­ющие профилю этих подразделений. Так, например, план отдела главного технолога должен содержать задания по:

• внедрению современных технологических процессов;

• ликвидации (снижению) брака;

• оснащению производства различными приспособлениями и т.д.
Объектом внутрифирменного планирования может быть каче­ство изготовления продукции и качество работы. В цехах — это доля продукции, сданной с первого предъявления, снижение потерь от брака, сокращение количества рекламаций и возврата изделий из цехов-потребителей. В проектно-конструкторских и технологических службах — сдача документации с первого предъявления и процент возврата технической документации на доработку. В отделе технического контроля — уменьшение коли­чества рекламаций, состояние контрольно-измерительной техни­ки и др.

Показатели повышения качества должны обязательно увязы­ваться с другими показателями оценки деятельности структурных подразделений предприятия, а также с системой стимулирования и ответственности их работников.

 

В.4.4 Планирование внедрения системы управления качеством продукции на предприятии

Основными документами при планировании внедрения системы управления качеством в данном случае являются техни­ческое задание на разработку и внедрение системы, а также ее технический и рабочий проекты.

Техническое задание содержит, как правило, следующие раз­делы:

• цели разработки и внедрения системы управления качеством
продукции на предприятии;

общая характеристика предприятия; принципы построения системы управления качеством; стандарты предприятия на разрабатываемую систему; организационно-технические мероприятия; основные нормативные и методические источники, регламен­тирующие требования к разрабатываемой системе управления качеством;

• этапы работ и сроки их выполнения.

Технический и рабочий проекты системы управления качест­вом продукции на предприятии разрабатываются специалистами соответствующих служб для детализации и конкретизации основ­ных положений технического задания на разработку и внедрение системы.

Технический проект включает в себя следующие основные разделы:

• главные задачи системы управления качеством продукции;

• принципы и общая структурно-функциональная схема системы;

• средства обеспечения функционирования системы;

• стандарты предприятия по управлению качеством;

• меры по повышению организационно-технического уровня
предприятия.

Рабочий проект системы управления качеством продукции на предприятии содержит, как правило, следующую документацию:

• международные, государственные и отраслевые стандарты, технические условия и другую межотраслевую и отраслевую нормативно-техническую документацию, используемую на данном предприятии;

• стандарты предприятия по разрабатываемой системе уп­равления качеством и другие действующие на предприятии документы и положения, касающиеся вопросов управления качеством;

• подготовленные и утвержденные планы мероприятий по внед­рению каждого нормативного документа, входящего в состав рабочего проекта разрабатываемой системы управления каче­ством.

В.4.5 Планирование качества продукции на малых предприятиях

На малых предприятиях обычно отсутствуют специальные структурные подразделения или отдельные работники, профес­сионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате нередко возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки.

Планы повышения качества продукции малых предприятий содержат ограниченное число разрабатываемых показателей и нередко являются условиями заключенных договоров на по­ставку продукции (выполнение работ, оказание услуг). Зачастую вопросы повышения качества на малых предприятиях не находят должного отражения в разрабатываемых ими бизнес-планах собственного развития (особенно, в таких разделах, как «виды товаров и услуг», «план производства», «организационный план», «правовое обеспечение деятельности фирмы», «финансовый план» и др.).

Научно обоснованный подход требует разработки на малом предприятии самостоятельного документа — плана повышения качества продукции (работ, услуг). Применительно к малому пред­приятию он может включать следующие разделы:

• плановые показатели и задания по повышению качества про­дукции для предприятия в целом;

• плановые показатели и задания по повышению качества про­дукции для внутренних подразделений предприятия;

• плановые мероприятия по материально-техническому обеспе­чению повышения качества продукции;

• плановые мероприятия по организационному обеспечению
повышения качества продукции;

• плановые мероприятия по кадровому обеспечению повышения
качества продукции.

На малых предприятиях из-за отсутствия в их структуре управ­ления некоторых технических и экономических служб строгое построение системы управления качеством продукции по функци­ональному признаку весьма затруднительно. Поэтому в зависи­мости от организационной структуры малого предприятия одно подразделение может быть назначено ответственным за реализа­цию двух или более специальных функций управления качеством, соответствующих его профилю и задачам. В подобных случаях один стандарт предприятия может разрабатываться на две или более функции управления качеством продукции.

В.4.6 Планирование качества продукции в договорах и контрактах

Необходимый уровень качества продукции может быть совместно установлен (запланирован) ее изготовителем и потре­бителем в договоре.

Различные аспекты установления, обес­печения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различных видов регламентированы такими документами, как:

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• Уголовный кодекс Российской Федерации;

• Кодекс Российской Федерации об административных право­
нарушениях;

• закон «О защите прав потребителей»;

• закон «О техническом регулировании» и др.

Требуемый уровень качества продукции в договорах и контрак­тах можно определять следующими способами;

• по стандартам;

• по техническому описанию;

• по образцам, каталогам и проспектам продавца.

По стандартам обычно обозначают качество достаточно простых изделий. При этом в соответствующей статье договоров указывают: «качество соответствует стандартам, установленным в Российской Федерации».

Качество сложной технической продукции и продукции, на кото­рую отсутствуют стандарты (но к которой предъявляются специ­альные требования), определяется техническими условиями. Обычно технические условия даются в приложении к договору.

Качество продовольственных товаров подтверждается серти­фикатом соответствия, ветеринарным сертификатом, выдава­емым ветеринарной службой, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на каждую партию товара.

При определении качества по образцу поставщик предостав­ляет потребителю образец продукции. Если потребителя удовлет­воряет качество данного образца, он становится эталоном. При этом в контракт вносят сведения о количестве отобранных образ­цов и порядке их сравнения с поставляемым товаром. В дого­ворных взаимоотношениях поставщиков и потребителей нередко возникают конфликтные ситуации, поэтому отобранные образцы зачастую хранятся не только у договаривающихся сторон, но и в нейтральной фирме, наименование которой фиксируется в контракте.

В числе требований предъявляемых к качеству изделий, про­изводство которых организовано одновременно на нескольких предприятиях, стороны договора (торговые посредники) могут указывать в тексте контракта конкретного изготовителя про­дукции.

Проверка качества товара всегда зависит от его характера и назначения. Так, сложную техническую продукцию необходимо проверить в работе. Для этого потребителю должно быть предо­ставлено право заявить свои претензии (предъявить рекламацию) в течение достаточно длительного срока. Если же товаром явля­ется продовольствие, то контроль качества обычно состоит из внешнего осмотра и экспертизы. Такая приемка проводится на основании документов, подтверждающих качество товара, дату и место его производства, срок хранения и т.д.

Для отдельных видов обязательств порядок проверки качества товара регламентирован положениями Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации (напр., ст. 474 ГК РФ устанавливает правила проверки качества товара при заключении и исполнении договора купли-продажи).

Гарантии качества товара обычно указывают в отдельной статье договора или вносят в раздел о приемке-сдаче товара. Сторонами договора, как правило, согласуются:

• сроки гарантий;

• обязанности сторон в течение гарантийного периода;

• порядок предъявления претензий;

• порядок удовлетворения рекламаций;

• случаи, на которые гарантия не распространяется

Вопросы:

1. В чем заключаются сущность и назначение планирования качества на предприятиях?

2. Назовите основные задачи планирования качества на предприятиях.

3. В чем заключаются особенности планирования качества на малых предприятиях?

4. Назовите основные документы, используемые при планировании внедрения системы менеджмента качества на предприятии.

5. Какие аспекты планирования качества продукции оговариваются в договорах и контрактах?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.