Здавалка
Главная | Обратная связь

В.3.3 Управление на основе версии стандартов ИСО 9000:2000



Учитывая серьезные изменения в концепции и содержании стандартов версии ИСО 9000:2000, Комитетом ИСО по стандартизации, Техническим комитетом ИСО-176 и Международным форумом по аккредитации в сентябре 1999 г. было принято коммюнике, продлевающее действие стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003 издания 1994 г. на три года с момента официального принятия новой версии стандартов. Это достаточный срок для подготовки и апробации системы качества с учетом процессного подхода, а сертифицирующим организациям подтверждения се­бя в новой компетенции.

В предыдущем параграфе были выделены основные характе­ристики, положенные в основу новой версии стандартов. Отме­тим основные преимущества пересмотренных стандартов.

• Стандарты ИСО 9000:2000 значительно сокращены в сравнении с версией 1994 г., более просты в пользовании.

• Стандарт ИСО 9004, содержащий рекомендации по улучшению деятельности предприятия, направлен на развитие системы менеджмента качества, содержащей требования стан­дарта ИСО 9001.

• Стандарты являются пригодными для всех видов продук­ции, всех отраслей и организаций любого размера.

• В стандартах предусмотрены основы для нужд и интере­сов организаций, функционирующих в специфических секторах экономики (например, медицинское оборудование, телекомму­никации, автомобилестроение и т. п.).

• В стандартах установлена связь системы менеджмента качества с организационными процессами.

• В стандартах предусмотрена связь с другими системами управления (например, охраной окружающей среды).

• В стандартах рассмотрены потребности и польза (выгода) для всех заинтересованных сторон.

• Стандарты ориентированы на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей.

Перечисленные преимущества позволяют правильно выбрать систему управления качеством предприятия, но необходимо учесть, что наиболее эффективные современные системы каче­ства, отвечающие требованиям рынка, интегрируются в единое понятие Total Quality Management (TQM). Данное понятие мо­жет иметь различную трактовку в зависимости от конкретных ; методов и подходов — всеобщий менеджмент качества, обще­фирменный контроль качества, тотальное управление качеством и т. п. Также имеют отличия концепции TQM, связанные с на­циональными стереотипами (например, европейская или амери­канская школы). Единым остается то, что система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. При этом не только руководство, но и каждый работник предприятия должны осознавать, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, следует «постоянно улучшать качество». В системе TQM существенно возрастает роль каждого работника и обучение персонала. Обучение долж­но превратиться в часть мотивации работников; при этом ис­пользуются специальные приемы развития творческих способ­ностей каждого из сотрудников.

Систему TQM следует рассматривать как часть общей системы управления предприятием, получившей название «системы делово­го превосходства». Обобщенная практика работы на принципах TQM положена в основу стандартов серии ИСО 9000:2000 и сфор­мулирована в виде восьми принципов менеджмента качества.

Восемь принципов менеджмента качества (TQM):

1. Ориентация на потребителя.Организации зависят от сво­
их потребителей и поэтому должны понимать их текущие и бу­
дущие потребности, выполнять их требования и стремиться пре­
взойти их ожидания.

2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единст­во цели и направления деятельности организации. Им следует соз­давать и поддерживать внутреннюю среду, обеспечивающую пол­ное вовлечение работников в решение задач организации.

3.Вовлечение работников. Работники всех уровней составля­ют основу организации, и их полное вовлечение дает возмож­ность организации с выгодой использовать их способности.

4.Подход к системе как к процессу. Желаемый результат дос­тигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующи­ми ресурсами управляют как процессом.

5.Системный подход к управлению. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содейст­вуют результативности и эффективности организации при дос­тижении ее целей.

6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности ор­ганизации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7. Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8.Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выго­ды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Именно эти восемь принципов менеджмента качества и по­ложены в основу стандартов на системы управления качеством, входящих в семейство ИСО 9000. Влияние производства выхо­дит за рамки изучения потребностей и четкого соблюдения стандартов на выпускаемую продукцию. Когда политика руко­водства включает перечисленные принципы TQM, позволяющие сотрудникам успешно работать в будущем и связывать всех за­интересованных лиц единой целью — фирма способна эффек­тивно функционировать в конкурентной среде. При стабильной работе предприятия, когда каждый из сотрудников, во-первых, представляет себе цели организации, во-вторых, понимает, что эти цели реалистичны и измеримы, усиливается и влияние всех заинтересованных сторон на фирму, так как от успехов фирмы зависит и их благополучие.

Для усиления заинтересованности в деятельности предпри­ятия всех сторон, указанных в принципах TQM, его руководству следует придерживаться следующих подходов к управлению:

• политика, выработанная высшим руководством, должна быть стабильной хотя бы на ближайший период;

• политика организации должна быть доведена до каждого из сотрудников;

• задачи, стоящие перед фирмой, следует формулировать доступным и простым языком;

• задачи, поставленные перед каждым из сотрудников, должны быть выполнимыми на его уровне, учитывая особенности и личные качества конкретного работника.

При функциональном подходе к управлению организация реализует ряд функций, распределенных по подразделениям, в которых работают сотрудники, обладающие необходимыми компетенциями для выполнения соответствующих функций. Функциональная структура управления организацией пришла на смену линейной структуре. С появлением крупных предприятий работа настолько усложнилась, что стало нерациональным дер­жать в штате универсальных работников. Поэтому каждый ра­ботник специализировался на выполнении отдельных операций, что способствовало повышению производительности труда. Это привело к созданию функциональных отделов (линейно-функциональной структуры управления). Функциональная сис­тема позволяла сотрудникам специализироваться на выполнении определенных работ, совершенствовать профессиональные навыки и добиваться высоких результатов в работе. Централиза­ция разных функций в определенных подразделениях способствовала сокращению затрат организации, безопасности труда. Однако впоследствии специализация привела к обособлению функциональных подразделений и ослаблению нефункциональ­ных связей. Такая ситуация возникла в связи с тем, что каждое функциональное подразделение оптимизировало свою деятель­ность в области своей функциональной ответственности.

Прежде чем приступить к внедрению требований стандартов ИСО 9000:2000 на предприятии, следует:

• изучить нормативные документы для понимания целей сертификации на данную группу стандартов;

• определить, какие преимущества будут у организации, если система качества будет внедрена;

• обеспечить участие руководства в процессе подготовки внедрения;

• спланировать и организовать подготовку к внедрению системы качества;

• подготовить необходимые кадры;

• провести обучение всего персонала;

• разработать и внедрить документацию по качеству;

• провести предварительную оценку системы качества;

• выбрать сертифицирующий орган;

• провести сертификационный аудит.

При внедрении процессной модели на основе стандартов ИСО 9000:2000 российские предприятия уже столкнулись с рядом труд­ностей, основные из которых можно объединить в три группы. Первая группа касается непосредственно процедуры выделения процессов, так как подавляющее большинство российских пред­приятий работают на основе линейно-функциональных организа­ционных структур управления, деятельность которых не нацелена на конечный результат. Построение управления на основе про­цессного подхода возможно только при горизонтальных структурах управления, а это требует длительной подготовки и обучения пер­сонала для работы в совершенно иных условиях. Отсюда вытекает вторая группа проблем, связанная с неготовностью и нежеланием ряда руководителей и специалистов преодолевать трудности, связанные с переходом на организацию деятельности в соответствии с процессным подходом. Третья группа проблем касается собственно отсутствия состава руководителей, способных руководить такими интегрированными управленческими структурами.

Подготовка и внедрение системы качества — сложный и долгий процесс, требующий усилий всего персонала организа­ции. Но даже если предприятие уже успешно внедрило у себя систему качества, всегда следует помнить, что соответствие тре­бованиям стандартов ИСО серии 9000 — это непрерывный про­цесс, который требует постоянного улучшения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.