В.3.3 Управление на основе версии стандартов ИСО 9000:2000
Учитывая серьезные изменения в концепции и содержании стандартов версии ИСО 9000:2000, Комитетом ИСО по стандартизации, Техническим комитетом ИСО-176 и Международным форумом по аккредитации в сентябре 1999 г. было принято коммюнике, продлевающее действие стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003 издания 1994 г. на три года с момента официального принятия новой версии стандартов. Это достаточный срок для подготовки и апробации системы качества с учетом процессного подхода, а сертифицирующим организациям подтверждения себя в новой компетенции. В предыдущем параграфе были выделены основные характеристики, положенные в основу новой версии стандартов. Отметим основные преимущества пересмотренных стандартов. • Стандарты ИСО 9000:2000 значительно сокращены в сравнении с версией 1994 г., более просты в пользовании. • Стандарт ИСО 9004, содержащий рекомендации по улучшению деятельности предприятия, направлен на развитие системы менеджмента качества, содержащей требования стандарта ИСО 9001. • Стандарты являются пригодными для всех видов продукции, всех отраслей и организаций любого размера. • В стандартах предусмотрены основы для нужд и интересов организаций, функционирующих в специфических секторах экономики (например, медицинское оборудование, телекоммуникации, автомобилестроение и т. п.). • В стандартах установлена связь системы менеджмента качества с организационными процессами. • В стандартах предусмотрена связь с другими системами управления (например, охраной окружающей среды). • В стандартах рассмотрены потребности и польза (выгода) для всех заинтересованных сторон. • Стандарты ориентированы на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей. Перечисленные преимущества позволяют правильно выбрать систему управления качеством предприятия, но необходимо учесть, что наиболее эффективные современные системы качества, отвечающие требованиям рынка, интегрируются в единое понятие Total Quality Management (TQM). Данное понятие может иметь различную трактовку в зависимости от конкретных ; методов и подходов — всеобщий менеджмент качества, общефирменный контроль качества, тотальное управление качеством и т. п. Также имеют отличия концепции TQM, связанные с национальными стереотипами (например, европейская или американская школы). Единым остается то, что система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. При этом не только руководство, но и каждый работник предприятия должны осознавать, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, следует «постоянно улучшать качество». В системе TQM существенно возрастает роль каждого работника и обучение персонала. Обучение должно превратиться в часть мотивации работников; при этом используются специальные приемы развития творческих способностей каждого из сотрудников. Систему TQM следует рассматривать как часть общей системы управления предприятием, получившей название «системы делового превосходства». Обобщенная практика работы на принципах TQM положена в основу стандартов серии ИСО 9000:2000 и сформулирована в виде восьми принципов менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества (TQM): 1. Ориентация на потребителя.Организации зависят от сво 2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, обеспечивающую полное вовлечение работников в решение задач организации. 3.Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. 4.Подход к системе как к процессу. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. 5.Системный подход к управлению. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. 6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. 7. Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. 8.Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Именно эти восемь принципов менеджмента качества и положены в основу стандартов на системы управления качеством, входящих в семейство ИСО 9000. Влияние производства выходит за рамки изучения потребностей и четкого соблюдения стандартов на выпускаемую продукцию. Когда политика руководства включает перечисленные принципы TQM, позволяющие сотрудникам успешно работать в будущем и связывать всех заинтересованных лиц единой целью — фирма способна эффективно функционировать в конкурентной среде. При стабильной работе предприятия, когда каждый из сотрудников, во-первых, представляет себе цели организации, во-вторых, понимает, что эти цели реалистичны и измеримы, усиливается и влияние всех заинтересованных сторон на фирму, так как от успехов фирмы зависит и их благополучие. Для усиления заинтересованности в деятельности предприятия всех сторон, указанных в принципах TQM, его руководству следует придерживаться следующих подходов к управлению: • политика, выработанная высшим руководством, должна быть стабильной хотя бы на ближайший период; • политика организации должна быть доведена до каждого из сотрудников; • задачи, стоящие перед фирмой, следует формулировать доступным и простым языком; • задачи, поставленные перед каждым из сотрудников, должны быть выполнимыми на его уровне, учитывая особенности и личные качества конкретного работника. При функциональном подходе к управлению организация реализует ряд функций, распределенных по подразделениям, в которых работают сотрудники, обладающие необходимыми компетенциями для выполнения соответствующих функций. Функциональная структура управления организацией пришла на смену линейной структуре. С появлением крупных предприятий работа настолько усложнилась, что стало нерациональным держать в штате универсальных работников. Поэтому каждый работник специализировался на выполнении отдельных операций, что способствовало повышению производительности труда. Это привело к созданию функциональных отделов (линейно-функциональной структуры управления). Функциональная система позволяла сотрудникам специализироваться на выполнении определенных работ, совершенствовать профессиональные навыки и добиваться высоких результатов в работе. Централизация разных функций в определенных подразделениях способствовала сокращению затрат организации, безопасности труда. Однако впоследствии специализация привела к обособлению функциональных подразделений и ослаблению нефункциональных связей. Такая ситуация возникла в связи с тем, что каждое функциональное подразделение оптимизировало свою деятельность в области своей функциональной ответственности. Прежде чем приступить к внедрению требований стандартов ИСО 9000:2000 на предприятии, следует: • изучить нормативные документы для понимания целей сертификации на данную группу стандартов; • определить, какие преимущества будут у организации, если система качества будет внедрена; • обеспечить участие руководства в процессе подготовки внедрения; • спланировать и организовать подготовку к внедрению системы качества; • подготовить необходимые кадры; • провести обучение всего персонала; • разработать и внедрить документацию по качеству; • провести предварительную оценку системы качества; • выбрать сертифицирующий орган; • провести сертификационный аудит. При внедрении процессной модели на основе стандартов ИСО 9000:2000 российские предприятия уже столкнулись с рядом трудностей, основные из которых можно объединить в три группы. Первая группа касается непосредственно процедуры выделения процессов, так как подавляющее большинство российских предприятий работают на основе линейно-функциональных организационных структур управления, деятельность которых не нацелена на конечный результат. Построение управления на основе процессного подхода возможно только при горизонтальных структурах управления, а это требует длительной подготовки и обучения персонала для работы в совершенно иных условиях. Отсюда вытекает вторая группа проблем, связанная с неготовностью и нежеланием ряда руководителей и специалистов преодолевать трудности, связанные с переходом на организацию деятельности в соответствии с процессным подходом. Третья группа проблем касается собственно отсутствия состава руководителей, способных руководить такими интегрированными управленческими структурами. Подготовка и внедрение системы качества — сложный и долгий процесс, требующий усилий всего персонала организации. Но даже если предприятие уже успешно внедрило у себя систему качества, всегда следует помнить, что соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 — это непрерывный процесс, который требует постоянного улучшения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|