В.3.2. Стандарты ИСО серии 9000
Каждая конкретная единица выпускаемой продукции должна соответствовать стандартам, и каждый этап производственного процесса должен быть нацелен на то, чтобы выпуск дефектных изделий был минимален. Почему же производство продукции, отвечающей единым техническим требованиям, на одних предприятиях более эффективно, чем на других? Очевидно, что многое лежит в сфере управления производством, потому что каждый конкретный дефект появился в результате особых причин. Несмотря на различия в технологических процессах и видах выпускаемой продукции, подходы к поиску причин появления дефектных изделий весьма универсальны. Производство — это процессы и управлять следует процессами. Одним из действенных методов такого подхода к управлению является использование в деятельности предприятий стандартов серии ИСО 9000. Требования, содержащиеся в настоящих стандартах, являются универсальными и применимы ко всем организациям, предоставляющим товары или услуги, независимо от их типа, размера и конкретной отрасли. Их цель состоит в обеспечении общего руководства качеством и выработке требований к управлению организацией в целом. Разрабатываются они таким образом, чтобы быть совместимыми с другими международными стандартами и не препятствовать работе организации излишним дублированием функций управления. Стандарты ИСО не являются обязательными и степень использования их предприятиями той или иной страны во многом зависит от объемов внешнеэкономических связей. Область применения стандартов серии 9000 достаточно широка и включает в себя: • организации, стремящиеся добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества; • организации, желающие быть уверенными, что их требования к продукции будут выполнены поставщиками; • пользователей продукции; • тех, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в управлении качеством (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы, органы управления и т. п.); • стороны (внутренние или внешние по отношению к организации), которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям данных стандартов (например, аудиторы, органы по сертификации/регистрации) ; • стороны (внутренние или внешние по отношению к организации), которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации; • разработчиков соответствующих стандартов. В основу новой версии стандартов ИСО серии 9000 положен процессный подход при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. На рис.3.1 приведена модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе,
Рисунок 3.1 – Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». Приведенная на рисунке 1.8 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами . Эта модель показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон требует оценки информации о восприятии заинтересованными сторонами выполнения их требований . Прежде чем останавливаться на экономической стороне процессного подхода, рассмотрим сам процесс, его структуру и его место в системе менеджмента качества. В качестве процесса может рассматриваться любая «деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы».На рис. 3.2 представлена модель процесса.
Рисунок 3.2 – Общая модель процесса
Процесс преобразует входные потоки в выходные, используя при управлении ресурсы. Входные потоки(вход) включают информацию, сырье, материалы и покупные комплектующие изделия, преобразуемые процессом для создания выходных потоков. Выходные потоки(выход) – результат преобразования входных потоков. Они включают: § то, что соответствует требованиям: § продукция, информация о процессе; § то, что не соответствует требованиям; § отходы, брак. Часто выходной поток одного процесса является непосредственно входным потоком другого процесса. По отношению к организации входы и выходы могут быть внутренними или внешними. Управляющие воздействия(процедура) – входные потоки, определяющие, регулирующие или влияющие на процесс. Они охватывают: · законодательство; · государственные стандарты; · стандарты предприятия; · технические условия; · рабочие инструкции; · должностные инструкции; · прочие документы, регламентирующие процессы финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Ресурсы – содействующие факторы, не преобразуемые, чтобы стать выходными потоками. К ним относятся: · персонал; · оборудование; · инструмент; · техническая оснастка; · конструкторская и технологическая документация. Входные потоки, управляющие воздействия или выходные потоки могут быть материальными или нематериальными. Для прояснения взаимосвязи, распределения ответственности и полномочий, а также для постоянного улучшения очень важно по каждому процессу назначить ответственного – хозяина процесса. Хозяином (владельцем) процессаназывают «лицо, несущее полную ответственность за процесс и наделенное полномочиями в отношении этого процесса» . Согласно теории процессного подхода технологией менеджмента качества, обеспечивающей наиболее эффективное управление процессами на основе их постоянного улучшения, является классический цикл менеджмента качества Шухарта-Деминга, известный так же как цикл PDCA: 1) планируй (Plan); 2) выполняй процесс (Do); 3) контролируй (Check); 4) выполняй корректирующие действия (Action). На этапе «Р» планируются действия по выполнению процесса и значения показателей его качества Q. На этапе «D» реализуются запланированные действия с учетом экономного использования всех ресурсов и достигаются некоторые фактические значения показателей качества процесса Q. На этапе «С» проводится сравнение фактических результатов показателей качества с запланированными. На этапе «А» анализируется возможность улучшения полученных результатов, и проводятся корректирующие и предупреждающие действия по улучшению показателей процессов . Таким образом, мы будем каждый раз получать продукт, который по качеству будет лучше предыдущего. Поэтому, для улучшения деятельности предприятия необходимо постоянное совершенствование его процессов, которое основано на проведении предупреждающих и корректирующих действий Предупреждающее действие– действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации. Отличие предупреждающих действий от корректирующих состоит в том, что первые предпринимаются, с целью предотвратить возможное возникновение несоответствия, тогда как вторые – для предотвращения его повторения. Оба вида действий должны бьпъ адекватны воздействию потенциальных проблем. Коррекция – действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия. Как и все гениальное, подход Деминга кажется достаточно простым. Среди отечественных предприятий, скорее всего, уже нет таких, которые не имели бы тех или иных планов развития. Почему же многие из них терпят неудачи на производстве? Основная ошибка заключается в том, что, успешно реализовав первые два этапа цикла PDCA, руководители большинства предприятий не удосуживаются перейти к следующим этапам. А именно в извлечении уроков из проделанного, в пересмотре и исправлении политики и задач руководства, в составлении на их основе новых планов, новых систем управления Деминг видел успех организации в достижении качества. Перечисленные особенности новой версии стандартов серии ИСО 9000:2000 являются весьма важными при формировании системы качества, основанной на процессном подходе. Ориентация же процессного подхода на постоянное совершенствование требует не только специальной подготовки, но и хорошо организованной текущей работы организации. Выделение отдельных измеримых элементов производственного процесса (например, транспортировки, складирования, переформирования грузовых единиц и т. п.) требует серьезных изменений не только в системе учета и контроля, но и определенных корректив в структуре управления организацией. Трудности, связанные с внедрением стандартов серии ИСО 9000:2000, во многом касаются существенных отличий от предыдущей версии. Поэтому при переходе на новую концепцию международных стандартов предприятию предстоит достаточно длительная подготовка ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|