Здавалка
Главная | Обратная связь

В.3.2. Стандарты ИСО серии 9000



Каждая конкретная единица выпускаемой продукции должна соответствовать стандартам, и каждый этап производственного процесса должен быть нацелен на то, чтобы выпуск дефектных изделий был минимален. Почему же производство продукции, отвечающей единым техническим требованиям, на одних пред­приятиях более эффективно, чем на других? Очевидно, что мно­гое лежит в сфере управления производством, потому что каж­дый конкретный дефект появился в результате особых причин. Несмотря на различия в технологических процессах и видах вы­пускаемой продукции, подходы к поиску причин появления де­фектных изделий весьма универсальны. Производство — это процессы и управлять следует процессами. Одним из действен­ных методов такого подхода к управлению является использование в деятельности предприятий стандартов серии ИСО 9000. Требования, содержащиеся в настоящих стандартах, являются универсальными и применимы ко всем организациям, предос­тавляющим товары или услуги, независимо от их типа, размера и конкретной отрасли. Их цель состоит в обеспечении общего руководства качеством и выработке требований к управлению организацией в целом. Разрабатываются они таким образом, чтобы быть совместимыми с другими международными стандар­тами и не препятствовать работе организации излишним дубли­рованием функций управления.

Стандарты ИСО не являются обязательными и степень исполь­зования их предприятиями той или иной страны во многом зави­сит от объемов внешнеэкономических связей. Область применения стандартов серии 9000 достаточно широка и включает в себя:

• организации, стремящиеся добиться преимущества по­средством внедрения системы менеджмента качества;

• организации, желающие быть уверенными, что их требо­вания к продукции будут выполнены поставщиками;

• пользователей продукции;

• тех, кто заинтересован в едином понимании терминоло­гии, применяемой в управлении качеством (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы, органы управления и т. п.);

• стороны (внутренние или внешние по отношению к ор­ганизации), которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям данных стандартов (например, аудиторы, органы по сер­тификации/регистрации) ;

• стороны (внутренние или внешние по отношению к ор­ганизации), которые консультируют или проводят обуче­ние по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации;

• разработчиков соответствующих стандартов.

В основу новой версии стандартов ИСО серии 9000 положен процессный подход при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества. Преимущест­во процессного подхода состоит в непрерывности управления с целью повышения удовлетворенности потребителей путем вы­полнения их требований. На рис.3.1 приведена модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе,

 

ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 

Рисунок 3.1 – Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». Приведенная на рисунке 1.8 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами .

Эта модель показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон требует оценки информации о восприятии заинтересованными сторонами выполнения их требований .

Прежде чем останавливаться на экономической стороне процессного подхода, рассмотрим сам процесс, его структуру и его место в системе менеджмента качества.

В качестве процесса может рассматриваться любая «деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы».На рис. 3.2 представлена модель процесса.

 

 
 

 

 


Рисунок 3.2 – Общая модель процесса

 

Процесс преобразует входные потоки в выходные, используя при управлении ресурсы.

Входные потоки(вход) включают информацию, сырье, материалы и покупные комплектующие изделия, преобразуемые процессом для создания выходных потоков.

Выходные потоки(выход) – результат преобразования входных потоков. Они включают:

§ то, что соответствует требованиям:

§ продукция, информация о процессе;

§ то, что не соответствует требованиям;

§ отходы, брак.

Часто выходной поток одного процесса является непосредственно входным потоком другого процесса. По отношению к организации входы и выходы могут быть внутренними или внешними.

Управляющие воздействия(процедура) – входные потоки, определяющие, регулирующие или влияющие на процесс. Они охватывают:

· законодательство;

· государственные стандарты;

· стандарты предприятия;

· технические условия;

· рабочие инструкции;

· должностные инструкции;

· прочие документы, регламентирующие процессы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Ресурсысодействующие факторы, не преобразуемые, чтобы стать выходными потоками. К ним относятся:

· персонал;

· оборудование;

· инструмент;

· техническая оснастка;

· конструкторская и технологическая документация.

Входные потоки, управляющие воздействия или выходные потоки могут быть материальными или нематериальными.

Для прояснения взаимосвязи, распределения ответственности и полномочий, а также для постоянного улучшения очень важно по каждому процессу назначить ответственного – хозяина процесса.

Хозяином (владельцем) процессаназывают «лицо, несущее полную ответственность за процесс и наделенное полномочиями в отношении этого процесса» .

Согласно теории процессного подхода технологией менеджмента качества, обеспечивающей наиболее эффективное управление процессами на основе их постоянного улучшения, является классический цикл менеджмента качества Шухарта-Деминга, известный так же как цикл PDCA:

1) планируй (Plan);

2) выполняй процесс (Do);

3) контролируй (Check);

4) выполняй корректирующие действия (Action).

На этапе «Р» планируются действия по выполнению процесса и значения показателей его качества Q.

На этапе «D» реализуются запланированные действия с учетом экономного использования всех ресурсов и достигаются некоторые фактические значения показателей качества процесса Q.

На этапе «С» проводится сравнение фактических результатов показателей качества с запланированными.

На этапе «А» анализируется возможность улучшения полученных результатов, и проводятся корректирующие и предупреждающие действия по улучшению показателей процессов .

Таким образом, мы будем каждый раз получать продукт, который по качеству будет лучше предыдущего. Поэтому, для улучшения деятельности предприятия необходимо постоянное совершенствование его процессов, которое основано на проведении предупреждающих и корректирующих действий

Предупреждающее действие– действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации. Отличие предупреждающих действий от корректирующих состоит в том, что первые предпринимаются, с целью предотвратить возможное возникновение несоответствия, тогда как вторые – для предотвращения его повторения. Оба вида действий должны бьпъ адекватны воздействию потенциальных проблем. Коррекциядействие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.

Как и все гениальное, подход Деминга кажется дос­таточно простым. Среди отечественных предприятий, скорее все­го, уже нет таких, которые не имели бы тех или иных планов раз­вития. Почему же многие из них терпят неудачи на производст­ве? Основная ошибка заключается в том, что, успешно реализо­вав первые два этапа цикла PDCA, руководители большинства предприятий не удосуживаются перейти к следующим этапам. А именно в извлечении уроков из проделанного, в пересмотре и исправлении политики и задач руководства, в составлении на их основе новых планов, новых систем управления Деминг видел успех организации в достижении качества.

Перечисленные особенности новой версии стандартов серии ИСО 9000:2000 являются весьма важными при формировании системы качества, основанной на процессном подходе. Ориен­тация же процессного подхода на постоянное совершенствова­ние требует не только специальной подготовки, но и хорошо организованной текущей работы организации. Выделение от­дельных измеримых элементов производственного процесса (например, транспортировки, складирования, переформирова­ния грузовых единиц и т. п.) требует серьезных изменений не только в системе учета и контроля, но и определенных коррек­тив в структуре управления организацией. Трудности, связанные с внедрением стандартов серии ИСО 9000:2000, во многом ка­саются существенных отличий от предыдущей версии. Поэтому при переходе на новую концепцию международных стандартов предприятию предстоит достаточно длительная подготовка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.