Здавалка
Главная | Обратная связь

В.5.1 Сущность и назначение контроля качества продукции



Особое место в управлении качеством продукции зани­мает контроль качества. Именно контроль качества как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпо­сылок и условий для выпуска продукции высокого качества.

Техническому контролю отводится заслуженно большая роль в современном производстве и управлении качеством продукции. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.

В процессе контроля осуществляется сопоставление факти­чески достигнутых результатов в области качества с заплани­рованным. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.

Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, преду­преждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспе­чивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов.

Положительные результаты действенного контроля качества можно выявить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.

Основные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом общих подсистем, в число которых входят, прежде всего, подсистемы:

• планирования;

• инспекционного контроля;

• стимулирования и ответственности субъектов контроля каче­ства.

Дополнительные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом специальных и обеспечивающих подсистем. При этом выделяются следующие специальные подсистемы:

• профилактики брака и низкого качества в процессе разработки
и производства продукции;

• испытаний продукции;

• сертификации продукции, работ, услуг, систем качества и про­изводств;

• аттестации технологических процессов, рабочих мест и испол­нителей производственных операций;

• государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов, метрологическим обеспечением производства и другими условиями и факторами выпуска продукции требу­емого качества;

• самоконтроля качества в производстве (основных и вспомога­тельных рабочих, бригад, участков, цехов);

• стандартизации методов и средств контроля качества про­дукции;

• использование вневедомственных форм контроля качества
(заказчиком, продавцами, потребителями и др.).
Эффективность системы контроля качества продукции во мно­гом определяется эффективностью функционирования подсистем, обеспечивающих правильное и своевременное решение задач контроля качества на различных уровнях управления и стадиях жизненного цикла изделий. В составе названных подсистем необ­ходимо выделять подсистемы методологического, материально-технического, технологического, кадрового, информационного, метрологического, математического, правового, финансового и организационного обеспечения контроля качества.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.