Здавалка
Главная | Обратная связь

Федеральные стандарты аудита



Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Стандарты определяют:

общий подход к проведению аудита,

масштаб аудиторской проверки,

виды отчетов аудиторов,

вопросы методологии и базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий проведения аудита.

Значение стандартов состоит в том, что они:

обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

создают общественный имидж профессии;

устраняют контроль со стороны государства;

помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Главная особенность стандартов по мысли их создателей заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с него (аудитора) может быть снята значительная часть ответственности. Этот факт впервые нашел отражение в практике английских и американских судов, которые, как правило, отклоняли иски клиентов к аудиторам, если последним удавалось доказать, что в своей работе они четко следовали общепринятым стандартам.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время Постановлениями Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696 утверждено 34 Правила (стандарта) аудиторской деятельности:

ПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

ПСАД № 2 «Документирование аудита»;

ПСАД № 3 «Планирование аудита»;

ПСАД № 4 «Существенность в аудите»;

ПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;

ПСАД №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

ПСАД №9 «Связанные стороны»;

ПСАД №10 «События после отчетной даты»;

ПСАД №11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;

ПСАД №12 «Согласование условий проведения аудита»;

ПСАД №15 «Понимание деятельности аудируемого лица»; (утратил силу)

ПСАД №16 «Аудиторская выборка»;

ПСАД №17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;

ПСАД №18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;

ПСАД №19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;

ПСАД №20 «Аналитические процедуры»;

ПСАД №21 «Особенности аудита оценочных значений»;

ПСАД №22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;

ПСАД №23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»;

ПСАД №24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»;

ПСАД №25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация»;

ПСАД №26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

ПСАД №27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность»;

ПСАД №28 «Использование результатов работы другого аудитора»;

ПСАД №29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»;

ПСАД №30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;

ПСАД №31 «Компиляция финансовой информации».

ПСАД №32 «Использование аудитором результатов работы эксперта»;

ПСАД №33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

ПСАД №34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»

В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» на саморегулируемые организации аудиторов возлагается обязанность разрабатывать и утверждать стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, которые являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов – членов таких организаций.

Таким образом, исходя из необходимости членства в саморегулируемой организации, каждая аудиторская фирма, помимо ФПСАД, будет обязана придерживаться в своей деятельности также и стандартов саморегулируемых организаций аудиторов, которые

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

 

Внутрифирменные стандарты аудита

Внутрифирменные стандарты аудиторской организации - это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям национальных стандартов аудиторской деятельности и внутренним стандартам, разработанным в аудиторских объединениях.

Однако тем же ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено право аудиторской организации самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе ФПСАД, что дает возможность аудиторским фирмам формировать и свои внутрифирменные стандарты аудита в части не превышающей и не противоречащей как ФПСАД, так и стандартов саморегулируемых организаций аудиторов.

Очевидно, что грамотно сформированный пакет внутрифирменных стандартов способствует повышению производительности труда работников аудиторской организации на всех его этапах. Отсутствие такого пакета ставит под сомнение соответствие аудиторских услуг, оказываемых организацией, общеустановленным стандартам, уровень профессионализма ее руководства, ведущих аудиторов. И наоборот, наличие пакета внутрифирменных стандартов, их методологического сопровождения служит показателем высокого профессионализма аудиторов.

Применение внутрифирменных стандартов позволяет аудиторским организациям:

- полнее соблюдать требования ФПСАД;

- сделать технологию и организацию аудита более рациональной, менее трудоемкой, обеспечить дополнительный контроль за работой аудиторов;

- содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;

- обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;

Внутрифирменные стандарты аудита содержат единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантий результатов аудиторской проверки. Они определяют общий подход аудиторской организации к проведению аудита независимо от условий, в которых проводится аудит.

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание является закрытой информацией. Внутрифирменные стандарты - это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения. Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик, инструкций и конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.

Внутрифирменные стандарты по своему назначению могут быть объединины в следующие группы:

А) стандарты, содержащие общие положения по аудиту;

Б) стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита (рабочие стандарты);

В) стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов (стандарты отчетности);

Г) специализированные стандарты.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

- целесообразность - при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

- преемственность и непротиворечивость - стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

- полнота и детализация - внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

- единство терминологической базы - обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Внутрифирменные стандарты являются частью организационно - распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации и должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутрифирменные стандарты - интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу - хау. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутрифирменные стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.