Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственные музеи, Берлин.



«классический» дух, присущий всем великим периодам развития искусст­ва. Их идейный вдохновитель фило­соф и теоретик искусства Конрад Фидлер (1841 — 1895) считал глаз художника органом особого чувст­венного восприятия, которое помо­гает людям открыть первозданное совершенство форм. Художник дол­жен не копировать повседневность, а изучать её, постигая таящиеся в глу­бине «хаоса действительности» ритм и гармонию, которые составляют суть подлинного искусства.

Взгляды Фидлера воплотил один из руководителей кружка — живопи­сец Ханс фон Маре (1837—1887), автор фресок, украшающих стены библиотечного зала Зоологической станции в Неаполе (1873—1874 гг.): Фон Маре изобразил само здание станции на морском берегу, учёных, отдыхающих под навесом, рыбаков, развесивших сети, лодочников. В будничной тематике художник не видит ничего случайного, его персонажи держатся со спокойным достоинством.

В 80—90-х гг. в Германии рас­пространился импрессионизм; это течение возглавил живописец Макс Либерман (1847—1935). Повышен­ный драматизм, чёткость форм и резкость красок отличают картины Ловиса Коринта (1858—1925), в частности «Отелло» (1884 г.). Его работы предвосхитили искусство начала XX столетия.

 

ЖИВОПИСЬ АНГЛИИ

В живописи Англии главенствующее положение сохранила академическая школа. Неглубокие, слащавые, с надуманными сюжетами работы членов лон­донской Королевской академии искусств пользовались большой популяр­ностью у невзыскательной викторианской публики. Однако на протяжении второй половины XIX столетия академия не дала ни одного интересного художника.

Наиболее ярким явлением той эпохи стало творчество «Братства прера­фаэлитов» — первого в истории английской живописи объединения худож­ников.

Тогда же в Англии работал один из самых независимых и своеобразных художников XIX в. — Джеймс Уистлер. Его творческие поиски, как и у пре­рафаэлитов, были направлены против академизма; он пытался отобразить на холсте непосредственное восприятие окружающего мира.

К концу века и неоклассицизм, и академическая живопись, и поиски обра­зов в искусстве Средневековья и Возрождения исчерпали себя. В двери сту­чалось новое, XX столетие — век художников-революционеров и безгранич­ных творческих экспериментов.

ПРЕРАФАЭЛИТЫ

В 1849 г. три английских живопис­ца выставили на суд публики кар­тины, подписанные монограммой «PRB». Полотна были столь же та­инственны, сколь необычны. В залах Королевской академии искусств сре­ди привычных парадных портретов, сентиментальных бытовых сценок и скучных мифологических компо­зиций две картины: «Риенци» и «Иза­белла» — притягивали взор яркими красками и странными сюжетами. Отдельно, в галерее Портланд на углу Гайд-парка, была выставлена ещё одна работа — «Юность Марии».

Вскоре тайна монограммы от­крылась: это был символ творческо­го объединения художников — «Братства прерафаэлитов» {англ. PreRaphaelite Brotherhood, от лат. ргае — «перед», «впереди», итал. Rafael — «Рафаэль» и англ. brother­hood — «братство»).

История «Братства» началась в 1848 г., когда познакомились сту­денты школы Королевской акаде­мии Уильям Холмен Хант (1827— 1910), Данте Габриэл Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Миллес (1829—1896). Им не нравились си­стема академического образования, модные живописцы и консерватив­ные вкусы викторианского общества. Молодые художники не хотели изо­бражать людей и природу отвлечён­но красивыми, а события — далёки­ми от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных мифологических, исторических и религиозных произведений.

Осенью того же года было осно­вано «Братство прерафаэлитов». Определение «прерафаэлиты» они выбрали, чтобы подчеркнуть проти­востояние стилю итальянского ху­дожника Высокого Возрождения Ра­фаэля Санти и выразить интерес к творчеству итальянских мастеров

Проторенессанса и XV столетия. В этой эпохе их привлекали «наив­ное простодушие», а также истинная духовность и глубокое религиозное чувство. Романтики по своей сути, прерафаэлиты открыли и мир обра­зов средневековой английской лите­ратуры, ставшей для них постоянным источником вдохновения. Слово «братство» передавало идею закрыто­го, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орде­нам. Увлечение Средневековьем за­ставило прерафаэлитов изменить отношение и к декоративно-при­кладному искусству, противопоставив бездушным изделиям промышлен­ного производства высокое качество вещей, сделанных ими вручную.

Эти идеи члены «Братства» изло­жили в статьях, рассказах и поэмах, которые они публиковали в своём

*Монограмма (от греч. «монос» — «один» и «грам­ма» — «буква») — сплетённые в виде вензеля начальные буквы имени, фамилии.

ДЖОН РЁСКИН (1819—1900)

Писатель, историк и критик искусства Джон Рёскин стал известен, когда опубликовал в 1843 г. первый том книги «Современные жи­вописцы» (впоследствии дополненный ещё четырьмя томами). На страницах этого сочинения Рёскин подробно разбирал английскую пейзажную живопись. Критик отвергал грубость и несовершенст­во реальной природы. В частности, он превозносил Уильяма Тёрнера как величайшего пейзажиста XIX в., считая, что его творче­ство основано только на воображении и чистом вымысле. Нападая на другого английского пейзажиста, Джона Констебла, Рёскин го­ворил: «...если вы желаете промокнуть под дождём, то можете пой­ти и промокнуть без помощи Констебла». Через тридцать лет по­сле его смерти Рёскин яростно ополчился на молодого Джеймса Уистлера, продолжившего живописные поиски пейзажистов нача­ла XIX в. По словам Рёскина, Уистлер «швырнул банку с краской в лицо публике».

Религиозные и символические мотивы, появившиеся в рабо­тах молодых художников-прерафаэлитов, показались Рёскину важ­ным открытием в искусстве. Благодаря его поддержке «Братство прерафаэлитов» быстро получило признание.

Викторианское общество с готовностью восприняло идеи Джо­на Рёскина. Долгие годы его субъективные, эмоциональные и под­час нелогичные оценки владели умами англичан.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.