Здавалка
Главная | Обратная связь

Портрет матери. Композиция в сером и чёрном. 1871—1875 гг. Музей Орсе, Париж.



В 70-х гг. XIX в. художник написал несколько портретов, в ко­торых, так же как в своих пейзажах, попытался найти сочета­ние тонов, наиболее точно отражавшее впечатление от моде­ли. На портрете женщина в чёрном платье сидит в профиль, меланхолично глядя вдаль. Этот образ отчуждён и одинок, как может быть одинока только старость. Серебристо-серая то­нальность картины полностью соответствует её настроению.

ГАЛЕРЕЯ ТЕЙТ В ЛОНДОНЕ

Это прославленное собрание англий­ской живописи XVI—XIX вв. и совре­менного искусства Европы и США но­сит имя основателя — промышленника Генри Тейта (1819—1899). В 1894 г. он подарил государству шестьдесят семь картин (в частности, «Офелию» Джо­на Эверетта Миллеса) и три скульпту­ры британских авторов XIX в. На его же средства вскоре было возведено му­зейное здание на набережной Темзы. Двери нового музея распахнулись для посетителей в августе 1897 г.

Первоначально предполагалось, что галерея Тейт станет филиалом На­циональной галереи, где разместятся произведения английского искусства XIX в. В первую экспозицию вошли со­брание Тейта и пятьдесят семь полотен Рейнолдса, Гейнсборо, Констебла и других выдающихся английских худож­ников, подаренные Национальной гале­рее коллекционером Робертом Верноном. Восемьдесят пять полотен были приобретены на средства фонда, осно­ванного в 1841 г. скульптором Фрэнси­сом Чантри, чтобы создать музей анг­лийского искусства.

В 1917 г. в галерею Тейт были пе­реданы из Национальной галереи пер­вые произведения зарубежного ис­кусства — тридцать девять картин французской школы: «Музыка в Тюильри» Эдуарда Мане, «Зонтики» Огюста Ренуара, работы Клода Моне, Эд­гара Дега и др. На пожертвования частных лиц приобретены полотно «Подавальщица пива» Мане, компози­ции Винсента Ван Гога, в том числе знаменитые «Подсолнечники», «Купа­ние в Аньере» Жоржа Сёра, картины Анри Руссо, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Жоржа Брака.

В 1937 г. в галерее Тейт открыл­ся зал скульптуры с произведениями Огюста Родена и Аристида Майоля.

В годы Второй мировой войны му­зейные фонды продолжали пополняться. В 1939—1945 гг. было приобрете­но или получено в дар свыше четырёх­сот памятников искусства, в их числе работы Уильяма Блейка, прерафаэли­тов, Василия Кандинского, Амедео Модильяни, Марка Шагала. В 1946 г. галерея Тейт совместно с Националь­ной галереей искусств (Вашингтон) провела выставку «Американская жи­вопись с XVIII в. до наших дней». Это было первое серьёзное знакомство европейской публики с искусством США.

Сейчас в фондах галереи Тейт хра­нится свыше сорока тысяч произведе­ний — это самое большое художествен­ное собрание Лондона. В 1987 г. к её корпусам пристроено новое крыло — так называемая галерея Клор. Здесь размещён «музей одного мастера» — почти полное художественное наследие Джозефа Меллорда Уильяма Тёрнера (триста картин и свыше двадцати тысяч рисунков и акварелей), завешанное ав­тором государству в 1851 г.

называл свои работы музыкальными терминами.

К концу 60-х гг. художник полно­стью посвятил себя пейзажу. Его привлекали сумерки, время тонких полутонов и множества синих оттен­ков. Но тональность работ никогда не повторялась, и в каждом случае Уистлер находил особое цветовое решение. Таковы виды Темзы: «Нок­тюрн в синем и зелёном. Челси» (1871 г.), на котором море сливает­ся с небом в единую синеватую гам­му; «Ноктюрн в синем и серебряном. Огни Креморна» (1872 г.) со вспыш­ками фейерверка в тумане над Тем­зой; «Ноктюрн в синем и золотом. Мост в Баттерси» (1872—1875 гг.), где изысканный силуэт моста рас­творяется в сумеречной мгле. По мнению современника, в этюдах Темзы Уистлер «достиг тогда высшей точки своего искусства по совершен­ству техники, лёгкости и гибкости штриха, жизненности целого».

В поисках нужного тона худож­ник заранее смешивал краски. Этот процесс длился иногда несколько дней. Вместо палитры он использо­вал крышку полированного стола. К концу сеанса стол превращался в месиво красок и напоминал его пейзажи. Уистлер долго работал над своими полотнами, часто соскребал нанесённый красочный слой и зано­во писал не понравившееся место, но в законченной вещи всегда стре­мился к ощущению лёгкости, непри­нуждённости.

Это обманчивое впечатление за­ставило Джона Рёскина обвинить живописца в том, что цена полотен завышена и не соответствует вло­женному в них труду. Разразился скандал, закончившийся судебным процессом. В 1878 г. Уистлер впервые в истории европейского общест­ва подал иск в защиту прав худож­ника. Он писал адвокату: «Предмет спора заключается не просто в лич­ных разногласиях между мной и мистером Рёскином, но это бой, ко­торый ведут художники... а Уистлер в данном случае является Дон Кихо­том». Художник выиграл процесс, но судебные издержки оказались

 

 

Джеймс Уистлер.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.