Здавалка
Главная | Обратная связь

Музыкальная психотерапия



Воздействуя на эмоции человека, музыка способна создавать настроение, благотворно действующее на его состояние, пробуждающее энергию и требующее актуализации в деятельности. Музыка оказывает целенаправленное мотивирующее воздействие только тогда, когда она выражает или «содержит» эмоции, определенным образом согласованные или соотносящиеся с темпераментом или эмоциональным состоянием слушателя.

В. Петрушин, московский музыковед и музыкант, предложил схему определения эмоций, выражаемых музыкой, показанную на рисунке (В. Петрушин, 1999). Возможны два подхода к организации воздействия музыки, выражающей ту или иную эмоцию, на человека того или иного темперамента или находящегося в том или ином состоянии, а именно:

- компенсационный;

- резонансный.

Компенсационный подход основан на том, что эмоциональное состояние человека, соответствующее указанному в одном из квадрантов схемы, приведенной на рисунке, нейтрализуется воздействием музыки, выражающей эмоцию, наименование которой в схеме располагается по диагонали.

Резонансный подход базируется на изопринципе, разработанном в 1941 году Д. Альтшуллером, и состоит в том, что человек подвергается воздействию музыки, однонаправленной с его психологическим состоянием. Идея подхода основывается на явлении, отраженном в античном постулате «Подобное нужно лечить подобным» или в русском аналоге «Клин клином вышибают». В нашем случае это означает, что на человека с определенным темпераментом или находящегося в определенном эмоциональном состоянии, соответствующем наименованию, указанному в одном из квадрантов схемы, нужно воздействовать музыкой, выражающей эмоцию, соответствующую тому же квадранту.

Имея всю эту информацию, при необходимости расширяя ее и принимая во внимание, что резонансный подход существенно сильнее, чем компенсационный, далее музыкотерапией можно уже пользоваться практически.

Грамотно подобранная музыка и правильно организованное музыкотерапевтическое занятие дают возможность пожилым людям, несмотря на возраст, почувствовать, что жизнь не кончается, и их проблемы либо преодолимы, либо не столь уж значимы.

Схема определения эмоций, выражаемых музыкой, в зависимости от темпа музыки и лада

Описанные методы мотивирования жизненной активности в поздних возрастах существенно отличаются друг от друга, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения. Последняя зависит прежде всего от особенностей «реципиентов», но, одновременно, и от тех, кто эти методы реализует. Все описанные методы достаточно современны и результативны, однако эффективность их во многом определяется квалификацией психолога, психотерапевта, социального работника, его умением и желанием работать, его личными склонностями и пристрастиями.


Заключение

В данной работе нами предпринята попытка осмыслить процесс освоения человеком своего возраста, уяснить его природу и механизмы. В геронтологической литературе часто цитируется фраза неизвестного автора: «О старости много написано, но мало известно». Мы искренне надеемся, что наше исследование позволило получить результаты, проясняющие некоторые вопросы, связанные со старением. В частности, мы ставим себе в заслугу расширение границ понимания и использования феномена толерантности; выявление интегративной характеристики, выступающей предпосылкой толерантности к старению, а также ее компонентно-уровневого характера; разработку методики исследования возрастно-временных изменений и готовности к ним; систематизацию стратегий адаптации к старению; выделение наиболее результативных психотехнологий работы с пожилыми людьми, направленных на формирование готовности к освоению возрастно-временных изменений как основания толерантности к старению в современных условиях.

 

Безусловно, все аспекты, связанные со старением и формированием готовности к нему, невозможно охватить в рамках одного исследования и, тем более, представить в ограниченных рамках одного издания. Так, мы практически не касались обширной области, описываемой биологией старения, обошли популярные вопросы, связанные с изменениями интеллектуальной сферы и психоэмоционального статуса в поздних возрастах. Наше внимание в большей степени было сосредоточенно на понимании возраста в культурно-историческом и научно-исследовательском аспектах, а также на стратегиях освоения возрастных изменений, позволяющих снизить или компенсировать негативное влияние последних, достичь так называемой «счастливой старости».

В качестве перспективы нашей работы видится комплексное лонгитюдное исследование стратегий толерантного освоения возрастно-временных изменений на протяжении жизненного пути и роли в этом процессе психологической готовности человека к выбору этих стратегий. Результаты, полученные нами, являются теоретико-методологической базой для проведения лонгитюда.

Выводы и материалы, представленные в данной книге, могут быть полезны любому человеку, заинтересованному в построении оптимистической стратегии своей жизни в целом и ее завершающего этапа, и всем людям, стремящимся обеспечить своим близким достойное освоение старшего и позднего возраста.

Наш авторский коллектив приглашает к обсуждению и исследованию данной проблемы всех заинтересованных в ее решении ученых и практических работников.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.