Здавалка
Главная | Обратная связь

Исследование готовности к освоению возраста как основания толерантного к нему отношения



Геронтологическая психология занимается как негативными возрастными изменениями, так и поиском психологических характеристик или даже определенного типа структуры личности, позволяющих адекватно адаптироваться, увеличивающих продолжительность жизни и наполняющих ее позитивным содержанием.

В плане знаний о личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных отношениях, самооценке и содержании Я-образа в этом периоде жизни пока больше неизвестности, чем ясных концепций и теорий. Усилия исследователей в настоящее время направлены на описание и изучение субъективной реальности человека, а также на разработку средств ее измерения и осмысления психодиагностических методов, адекватных исследовательским задачам. Можно с уверенностью констатировать, что существует неудовлетворительная ситуация в отношении методик, предназначенных для изучения пожилых людей, особенно в области измерения субъектных характеристик и их детерминант.

Наиболее распространенной среди исследователей является описательная концепция диссоциации, представленная Пьером Жане в 1889 году, которая отражает недостаточность интегрированности сознания, или геронтологические изменения возраста. Предполагается, что диссоциативные расстройства могут проявляться и как изменение нормальных интенсивных функций идентичности, памяти и сознания. Принято считать, что диссоциация -это вид психической изоляции и отчуждения, осуществляемый индивидом, когда невозможна физическая изоляция. Нарастающий интерес к данному феномену породил методические подходы, которые позволяют измерять некоторые диссоциативные симптомы и переживания. Среди них такие, как перцептивная меняющаяся шкала (PAS) Сандерса (1986), опросник переживаний диссоциации (QED) Райли 919880, шкала диссоциативных переживаний (DES) Бернштайна и Патнам (1926), диссоциативный опросник (ДИС-В), модифицированный для болгарских условий (Н. X. Александрова, 2001).

Наше исследование, проводимое в русле концепции субъектной активности человека, направлено на поиск характеристик личности, определяющих формирование отношения к различным феноменам и ситуациям, в том числе к собственному старению.

Цель экспериментальной части нашей работы связана с определением и формированием готовности к возрастно-временным изменениям как предпосылки толерантности, позволяющей человеку адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и к самому себе.

Анализ различных психологических направлений и подходов (Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, С. К. Визев, Л. И. Анцыферова и др.) позволил выделить основные теоретические положения в понимании процессов старения. Наиболее важными из них являются: концепция гетерохронности зрелости (физической, гражданской, умственной, профессиональной и др.); положение о несводимости гетерохронности процессов старения только к генотипическим и вообще биологическим причинам, ее социальной детерминированности; тезис о необходимости исследования процесса старения в контексте жизненного пути человека как истории формирования личности в определенном обществе (современник определенной эпохи, сверстник определенного поколения).

При всей кажущейся разработанности проблемы старости и старения отсутствуют описания системной характеристики, учитывающей влияние как субъективных, так и средовых факторов.

По данным теоретического анализа, детерминанты толерантного отношения к собственному старению и выбора продуктивных стратегий адаптации отражаются в понятии готовности к освоению возрастно-временных изменений.

Учитывая основные подходы к пониманию готовности к деятельности, представленные в работах отечественных исследователей (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко, 1985; Л. Н. Захарова, 1997; Р. Д. Санжаева, 1997), мы понимаем под готовностью к освоению возрастно-временных изменений интегра-тивное психическое образование, определяющее осознание личностью факта собственного старения, толерантное отношение к нему и проявляющееся в активном поиске продуктивных стратегий адаптации к этому процессу.

Модель готовности к освоению возрастно-временных изменений включает в себя четыре компонента - физиологический, социальный, личностно-психологический, профессиональный - в соответствии с основными аспектами старения, которые реализуются на трех уровнях - когнитивном (осознание и понимание происходящих возрастных изменений, знание способов их преодоления и освоения), аффективном (переживание эмоционального отношения к происходящим изменениям), мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации к возрастным изменениям).

Для определения сформированности готовности к освоению возрастно-временных изменений нами был разработан опросник, позволяющий диагностировать готовность к физическим, социальным, личностно-психологическим и профессиональным изменениям на когнитивном, аффективном и мотивационном уровнях (приложение). В работе использовался также диссоциативный опросник ДИС-В (Я. X. Александрова, 2001).

В исследовании принимали участие пожилые мужчины и женщины в возрасте от 65 до 82 лет, проживающие в Екатеринбурге в семьях совместно с близкими родственниками, работавшие в прошлом учителями, врачами, инженерами. Данные, полученные с помощью диссоциативного опросника, свидетельствуют о том, что в целом большинство испытуемых сохраняют целостный и адекватный образ Я, прежде всего в отношениях гражданско-политиче-ском и профессиональном, а затем в возрастном и тендерном: низкую степень нарушения идентичности продемонстрировали 67 % испытуемых, среднюю - 18 %, высокую - 15 %.

Потеря контроля в отношении поведения, мыслей и чувств, импульсивность поведения в высокой степени представлены у 29 % мужчин и лишь у 19 % женщин. В целом по данному показателю обследуемые распределились следующим образом: низкая потеря контроля - 32 % испытуемых, средняя - 44 %, высокая - 24 %.

Полученные результаты позволили нам сделать вывод, что у обследуемых в целом не наблюдаются диссоциативные расстройства и, следовательно, существует определенный механизм адекватного реагирования на собственный возраст. Предположив, что одним из условий является готовность к старению, мы попытались определить уровень ее сформированности.

Полученные данные отражают компонентную структуру готовности и свидетельствуют о преобладании социального (34 %) и физиологического (28 %) компонентов. Менее выражены личностно-психологический (16 %) и профессиональный (22 %) компоненты. Пожилые люди достаточно хорошо осознают происходящие с ними возрастные изменения, поскольку в результатах преобладает когнитивный уровень готовности (48 %); несколько в меньшей степени они готовы искать стратегии адаптации к происходящим изменениям (мотивационный уровень - 30 %) и, к сожалению, гораздо реже демонстрируют толерантное отношение к старению, которое проявляется в несформированности аффективного уровня (22 %).

Анализ полученных данных подтверждает компонентно-уровневый характер готовности, а различия в проявлении позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленного формирования данного феномена и разработки индивидуальных стратегий адаптации, детерминированных толерантным отношением к возрасту не только на поздних этапах, но и в течение жизни. Для доказательства последнего нами было проведено исследование сформированности готовности к освоению возрасту на молодежной выборке.

Результаты исследования готовности к освоению возрастно-временных изменений на молодежной выборке (средний возраст -18,3 года) показывают, что выделенные компоненты готовности (физиологический, социальный, личностно-психологический и профессиональный) развиты примерно в равной степени, что подтверждает недифференцированность готовности к старению в ранних возрастах. Тем не менее можно отметить незначительное преобладание готовности к освоению физиологических и профессиональных изменений по сравнению с социальными и личностно-психологическими. При этом готовность реализуется главным образом на аффективном и мотивационном уровнях. Это означает, что молодежь достаточно смутно представляет себе ожидающие в старости изменения (обнаружен очень низкий когнитивный уровень), но готова толерантно относиться к ним как к неизбежным явлениям и искать способы адаптации.

Более детальный анализ соотношения структурных элементов готовности свидетельствует, что лучше всего молодые люди осознают неизбежность в будущем физиологических и профессиональных изменений, чем социальных и личностно-психологиче-ских, то есть очевидными для них являются так называемые «внешние» приметы старения, а сопровождающие их личностные изменения пока не являются актуальными. Наиболее толерантное отношение демонстрируется к профессиональным проявлениям старения, а наиболее болезненное - к физиологическим. Соответственно наблюдается наибольшая готовность искать стратегии адаптации к физиологическим изменениям и наименьшая - к профессиональным. Налицо возрастные особенности готовности к освоению возрастно-временных изменений: физиологические изменения, внешние признаки старения вызывают негативное отношение и готовность им активно противостоять, а утрата профессиональной деятельности (в которую участники исследования еще не включены) воспринимается спокойно, без особых переживаний.

Таким образом, анализ стереотипов и стратегий отношения к старению, а также полученные эмпирические данные позволяют говорить о возможности и необходимости формирования готовности к освоению возрастно-временных изменений, которая является основанием толерантности к старению.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.