Фельтен, Юрий Матвеевич
[править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фельтен.
Мыза Ааспере — имение Фельтена (Эстония) Ю́рий Матве́евич (Георг Фридрих) Фе́льтен (нем. Georg Friedrich Veldten; 1730—1801) — архитектор, получил образование в Германии, состоял при архитекторе Растрелли помощником по сооружениюЗимнего дворца и стал ведущим архитектором в Конторе от строений Её Императорского Величества домов и садов, а с 1764 года преподавал архитектуру в Академии художеств. В 1772 годубыл возведён в звание академика, в 1785 избран в адъюнкт-ректоры Академии и в 1789 году стал её директором. По идее и по чертежам Фельтена была устроена приводившая в своё время всех в удивление машина для передвижения гранитного монолита для пьедестала статуи Петра Великого в его Фальконетовскоммонументе. Биография[править | править вики-текст] Будущий зодчий родился в семье эконома Академии наук Матиаса Фельтена (троюродный брат Иоганна Фельтена — обер-кухмейстера Петра I, который владел в Немецкой слободе участком наДворцовой набережной, ныне дом 10). После смерти Матиаса в 1736 году дела семьи идут не лучшим образом. В 1738 году старшая сестра Фельтена Екатерина вышла замуж за профессора физики и математики Г.-В. Крафта[1] и по окончании старшего класса гимназии при Академии Фельтен вместе с семьёй в 1745 году отправляется в Германию. Юный Георг в течение нескольких лет изучает вТюбингенском университете у Крафта математические и физические науки[2]. Позднее Фельтен напишет об этом времени:
Осенью 1749 года Фельтен возвращается в Петербург и вскоре проходит экзамен в Собрании Академии художеств при тогдашней Академии наук, где оказалось, что «в арифметике, геометрии и в рисовании с гипсу и с печатных фигур, так и в копировании всяких архитектурных строений, уже доброе основание имеет…». К экзаменационному листу также прилагался фасад церкви (проектПреображенского собора) — единственный сохранившийся образец графики Фельтена раннего времени[3]. Студент Фельтен обучался арифметике и геометрии у Г.-В. Рихмана, архитектуре — у И.-Я. Шумахера, рисунку — у И.-Э. Гриммеля. Дж. Валериани учил Фельтена перспективе и ордерам, а И.-Ф. Дункер — резному и лепному делу. В феврале 1752 года последовало заключение членов Собрания Академии художеств, где особо отмечалось рисовальное искусство Фельтена:
С 1756 года зачислен на постоянную службу в качестве чертёжника-рисовальщика в мастерской Франческо Растрелли при Зимнем дворце, а 16 октября 1760 года он был произведён в архитекторы. После увольнения в 1763 году обер-архитектора Растрелли, Фельтену приходится завершать начатое его наставником и приступить к самостоятельному проектированию. Зодчему, органически связанному с барочной традицией, предстояло искать рациональные основы нового стиля и стать одним из ярких представителей так называемого раннего классицизма. Как художник весьма способный и сведущий в своей специальности, пользовался расположением И. И. Бецкого, который поручал ему многие работы. В феврале 1761 года Юрий Матвеевич женился на дочери хирурга конной гвардии Христиана Паульсена Анне. Однако семейная жизнь складывалась неудачно: один за другим умерли два сына и дочь, а в июне 1774 года, в возрасте тридцати двух лет, умерла жена[4]. В 1773—1784 годах Фельтен занимал участок на набережной реки Мойки. В середине XVIII века здесь находился деревянный дом Паульсена. В 1773 году этот дом был продан архитектору, который вскоре вместо него построил трёхэтажный каменный особняк, где сам и поселился. С 1810 года участок принадлежит Певческой капелле. Леонтий Бенуа при постройке здания Певческой капеллы в 1886—1889 гг. использовал фундаменты и часть стен дома Фельтена[5]. Было у Фельтена и собственное имение — мыза Ааспере (эст. Aaspere mõis) — которой он владел с 1785 по 1796 годы. Согласно формулярному списку за 1793 год, в деревне Катентак — немецкое название мызы Ааспере вблизи Везенберга (эст. Раквере) — за Фельтеном числилось крестьян 350 душ. Невозможность продолжать творческую работу заставили стареющего Фельтена сосредоточить всё своё внимание на Академии[6]. Умер архитектор Юрий Матвеевич Фельтен 14 июня 1801 года. Канцелярия от строений и градостроительная деятельность[править | править вики-текст] После отъезда Растрелли в 1760-х годах Фельтен был главным архитектором Канцелярии от строений. Именно в это время у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы и загородных резиденций. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В числе первых мер по преобразованию Петербурга была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену. Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою, местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкойсоорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами», тот самый, который сохранился до наших дней. В 1773 году Фельтен по поручению двора переделывает «Глазовский дом», а уже 20 декабря 1778 года императрица велит преобразовать площадь«против императорского Зимнего дворца, между восточным углом Адмиралтейства и Миллионною улицею»[7]. В 1779 году Академия художествобъявляет конкурс на застройку площади. По итогам конкурса предпочтение было отдано модели «с порталом дорического ордера и антаблементом ордера коринфского… по открытии записки, приобщённой при упомянутой модели», сочинителем её оказался архитектор Фельтен[8]. Предложение Фельтена фактически явилось типовым проектом по застройке площади, согласно плану реконструкции, разработанному Алексеем Квасовым ещё в 1765 году. Фельтеновские здания выстраивались по условной дуге, которую в дальнейшем сохранит и К. Росси, возводя Главный штаб (здание Росси поглотит фельтеновские постройки, но сохранит их масштабность и ритмичность всех повторяющихся элементов). Важное градостроительное значение имело участие зодчего в благоустройстве Сенатской площади и установке памятника Петру I работы скульптораФальконе. Фельтен победил в конкурсе Академии художеств 1768 года, целью которого было уточнение местоположения памятника и всех деталей. Фельтен выполнил план площади с обозначением контуров постамента и проект гранитной набережной. Спуски-пристани решены в тех же формах, что и остальные уже построенные, но ради большей парадности здесь на парапете сделаны скульптурные акценты. В 1770 году на выставке в Академии, наряду с архитекторами Валлен-Деламотом и Старовым, «…Фельтен представил для смотрения всенародного свой труд — проект месту статуи Петра Великого…»[9]. Скорее всего,Фельтен также был непосредственным наблюдателем перевозки Гром-камня и запечатлел с натуры основные моменты происходившего (на основе именно этих рисунков созданы офорты Якова ван де Шлея), тем более, в силу своих административных обязанностей, он должен был присутствовать на месте работ. В начале 1773 года Фельиен был назначен в помощь к Фальконе. Архитектор, умевший ладить с Бецким, мог для пользы дела улаживать портившиеся отношения между скульптором и президентом Академии художеств. После отъезда Фальконе на родину в 1778 году Фельтен осуществляет общее руководство по завершению памятника. В 1776 году Фельтен занимался созданием памятника Екатерине II в Твери. Обелиск из дикого камня с шаром наверху был заложен 28 июня 1777 года на центральной площади города против здания Присутственных мест и стал единственным прижизненным монументом в честь правящей монархини. В 1784 году Фельтен, возглавлявший Контору от строений е.и.в. домов и садов, попросил отставку, жалуясь на плохое здоровье и прогрессирующую слепоту:
Педагогическая деятельность[править | править вики-текст] 24 сентября 1772 года в Публичном собрании Академии художеств Фельтен произведён в профессора архитектуры, что давало право преподавать в классах. По решению Совета Академии 30 мая 1775 года «за отъездом господина адъюнкта Деламота архитектурный класс поручается господину профессору Фельтену». С 1 июня 1775 года он был зачислен в штат Академии в звании старшего профессора с жалованьем 600 рублей в год. Некоторые его ученики становятся его ближайшими помощниками. Среди них — Егор Соколов. Среди учеников также стоит отметить самых видных:Андреян Захаров, братья Александр и Андрей Михайловы, Степан Иванов, Евлампий Цыгорев, Ифаст Матвеев, Александр Стариков, Василий Кайгородов, Павел Шрётер, Готлиб Паульсен. В июле 1785 года Фельтен был объявлен адъюнкт-ректором. Пришла известность и более широкая: ещё в 1783 году Фельтен был избран корреспондентом Французской Королевской академии. Некоторое время Фельтен, которому оказывал покровительство И. И. Бецкой, занимал пост директора Академии художеств (1789—1794). Архитектурная деятельность[править | править вики-текст] Малый Эрмитаж Большой Эрмитаж Эрмитажный мост Церковь Святой Екатерины на В.О. церковь Святой Анны Чесменская церковь Чесменский дворец Церковь Иоанна Предтечи на Каменном острове Башня-руина в Царском Селе Скрипучая беседка в Царском Селе Получив в 1760 году звание архитектора, он продолжал работать в Зимнем дворце. В феврале 1764 года проходит «апробацию» его проект Путевого дворца в Смоленске. Инициированный генерал-губернаторомСмоленска графом В. В. Фермором, этот проект мог стать типовым для такого рода построек. Фельтен был одним из первых, кто предложил использовать в отделке интерьеров цветной естественный камень. По инициативе возглавляемой Фельтеном Конторы от строений организуются экспедиции (первую из них в 1765 году возглавилЯков Данненберг) для изучения месторождений мрамора, агата, хрусталя и других минералов. 1760—1770-е годы стали периодом становления и расцвета таланта Фельтена. Будучи современником таких мастеров раннего классицизма, как А. Ф. Кокоринов и Ж-Б. Валлен-Деламот, Фельтен был ещё и представителем местной петербургской школы. А индивидуальные эклектические искания архитектора в области псевдоготики сделали его одним из ярких представителей романтизма. Храмовая архитектура[править | править вики-текст] Замечательны церковные постройки Фельтена, значительная часть которых относится к памятникам раннего классицизма, когда происходит усиление формообразующего начала архитектурного ордера. Архитектор создал особый тип небольшого однокупольного храма. Предельная лаконичность храма сочетается с завершённостью форм и выразительностью силуэта, где ордер играет активную роль. Однако, в творчестве зодчего можно встретить и храмы в приёмах ложноготического стиля. Обилие пластических элементов на фасадах смягчает строгий образ архитеткуры, придаёт этим культовым постройкам праздничность. Первый опыт работы в этой области Фельтен приобрёл в 1765 году, когда участвовал в конкурсе на проект восстановления к тому времени трижды горевшей колокольни Петропавловского собора. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквейи причастных к ним зданий. Фельтен возводит лютеранские церкви Святой Анны на Кирочной ул., 8, Святой Екатерины на Большом пр. В. О., 1 и Шведскую церковь (не сохранилась); православные церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове и Чесменскую церковь; реформатскую Французскую церковь(впоследствии существенно перестроена). Фельтен неоднократно выполнял заказы известного семейства Лазаревых, так на Невском пр., 40 была возведенаармяно-грегорианская церковь Св. Екатерины. 22 мая 1770 года по челобитной главы армянской общиныИ. Л. Лазарева «с прочими армянами» последовало повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь». Сооружение её велось быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. На сооружение храма Лазарев пожертвовал 30 000 рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу Лазареву было разрешено возвести свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым. Таким образом храм возвышался в центре участка, а по сторонам его фланкировали жилые дома. Из-за этого и главный фасад с входом в церковь неизбежно должен был быть ориентирован на Невский с южной стороны, что не соответствовало традициям. По проекту Фельтена была построена в 1779 году армянская церковь в Москве (не сохранилась). В Выборге Фельтен строит лютеранский собор Святых Петра и Павла. Возможно, по проекту Фельтена была построена лютеранская деревянная церковь в Павловске (сгорела в 1876 году) и церковь в Мариенгофе на правом берегу Луги[10]. Образовательные учреждения[править | править вики-текст] С 1760-х годов в России под влиянием идей Эпохи Просвещения развернулась деятельность по созданию воспитательных и разного рода благотворительных заведений, которую возглавил Бецкой, а неизменным исполнителем всех его замыслов оставался Фельтен. Для Опекунского совета, ведавшего делами Воспитательного дома, Фельтен строит два здания. В 1778—1779 годах он возводит здание Ломбарда и Воспитательного дома при нём. Главный фасад был обращён на Миллионную улицу и Красный канал. Чуть позже в комплекс вошли ещё два рядом расположенных дома. В 1797 году Петербургский Воспитательный дом был переведен в бывший дворец графа К. Г. Разумовскогона Мойке, 48. В 1816 году архитектор В. П. Стасов, создавая здание Павловских казарм, несколько перепланировал и «одел» постройки единым фасадом, сохраняя пропорции и частично — первый ярус фельтеновского здания. В 1764—1775 годах по проекту Юрия Матвеевича возводится здание Училища мещанских девиц близСмольного монастыря. Окончание же строительства монастыря, возводившегося по проекту Франческо Растрелли и заброшенного после его отъезда, приказом Бецкого от 29 декабря 1764 года с 1 января следующего года было поручено Фельтену. Помощником к нему назначили П. Егорова, а несколько позднее и П. Крылова. После смерти Кокоринова в 1772 году на Фельтена были возложены обязанности руководителя строительства здания Академии художеств. Непосредственно с именем зодчего связано окончание главного южного фасада здания и вестибюля с парадной лестницей. Помощниками в это время были ближайший ученик Егор Соколов и каменного дела мастер И. Руска. Дворцовые постройки[править | править вики-текст] 1770—1780-е годы — период интенсивного дворцового строительства. Возглавив Контору от строений Фельтен так или иначе имел дело со всеми постройками дворцового ведомства. Ещё в 1762 году в южной части Зимнего дворца Фельтен готовит девять комнат для наследника. Фельтен руководит работами по возведению сооружений для грандиозного фейерверка по проекту Я. Штелина, устроенного 28 июня 1763 года[11]. В 1764 году начинается возведение Малого Эрмитажа — здания, которое должно было стать символом просвещённой эпохи Екатерины II. В 1771 году Фельтен начинает строительство ещё одного дворцового корпуса в линию с Эрмитажем — зданияБольшого Эрмитажа на набережной. В 1780-х годах с возведением через Зимнюю канавку галереи-перехода кЭрмитажному театру окончательно формируется уникальный ансамбль дворцовых построек, выходящих на Неву. Редкому по смелости инженерного замысла сооружению арки через Зимнюю канавку архитектор нашёл и замечательное образное выражение, создав удивительный по красоте и законченности уголок Петербурга. На территории южнее Большого Эрмитажа, параллельно Малому Эрмитажу в период с 1764 по 1766 годы Фельтен возводит корпус Конюшен, Манеж с надстройкой «жуидепома» и флигель, выходящий фасадом наМиллионную улицу. Интерьер Манежа был отделан с большой роскошью. В 1767 году Фельтен участвовал в конкурсе на проект «Тронного зала» в Зимнем дворце, отделку которого не успел осуществить Растрелли. Тогда же была изготовлена и модель, которую подверг критике Валлен-Деламот[12]. В новом вкусе, как того требовал двор Екатерины II, Фельтен оформил залы в Петергофском дворце:Чесменский, Тронный и Белую столовую. Там же архитектор перерабатывает и другие растреллиевские интерьеры: Куропаточная гостиная, Диванная, Коронная. В Царском Селе Фельтен возводит Зубовский корпус — флигель Екатерининского дворца. А на седьмой верстедороги в Царское село в 1774 — 1777 годах был построен путевой увеселительный дворец в ложноготическомстиле — Чесменский дворец. Архитектура малых форм[править | править вики-текст] Большой комплекс разного рода работ выполнял Фельтен в императорских резиденциях под Петербургом, в том числе в Петергофе: он в 1769 году совместно с С. Волковым и П. Патоном участвует в капитальном ремонтеГрота. Знание инженерно-строительного дела помогло зодчему в работе с фонтанами Нижнего и Верхнегопарков. По чертежам Фельтена вблизи Монплезира была устроена купальня и новый облик фонтана, известный теперь как фонтан «Солнце». В собрании Государственного Эрмитажа хранится садовая серия — девятнадцать разнообразных сюжетов, составляющих парковую сюиту, относящиеся к декоративным затеям Царского Села. Значительное место в серии, выполненной в конце 1760-х годов, занимают изображения, выполненные по мотивам китайскогоискусства. Мостики и беседки вписывались в пейзаж как декоративные элементы, привлекавшие внимание силуэтом и причудливостью форм.Скрипучая беседка — наиболее известное произведение Фельтена в «китайских» формах. Зодчий пробует себя также и в других стилевых направлениях, создавая романтические образы парковых сооружений: Башня-руина возведена по повелению императрицы Екатерины II в 1771—1773 году в честь побед в русско-турецкой войне. Памятник был задуман как фрагмент турецкой крепости, состоящей из гигантской башни и части крепостной стены с системой оборонных устройств. В качестве источника идей архитектор широко использовал увражи: образцом для созданияГотических ворот послужило изображение из английского гравированного альбома 1759 года. В связи с устройством Дворцовой набережной архитектор проектирует и строит гранитные парапеты и лестницы-причалы, возводит со стороныНевы знаменитую решётку Летнего сада (1770—1784 годы). Ажурные кованые створки ворот позволяли видеть с набережной фонтаны на главной аллее и далёкие перспективы сада. Для ограды использовали 36 «столбов дикого морского камня», добытого в Финляндии и мастерски превращённые каменотёсами в колонны. Производственные здания[править | править вики-текст] По проекту Фельтена в 1777—1778 годах возводилась Гранильная мельница в Петергофе. А в 1787—1789 годы — Бумажная фабрика в Ропше дляИ. Л. Лазарева. Ещё в сентябре 1786 года крестьяне Иван Кузьмин, Григорий Тиханов, Осип Кузьмин «с товарищи» подрядились выполнить в будущем сезоне все земляные, каменные и штукатурные работы по новому зданию фабрики, «…как показано будет»[13]. Разрушенное в годы Великой Отечественной войны здание Бумажной фабрики восстановлено. Обширные водоёмы и сама постройка нашли новое хозяйственное применение (была устроена Опытная рыбная станция). Главный фасад здания, перестроенного в XIX, XX веках, решён в приёмах, характерных для Юрия Фельтена. Перечень работ[править | править вики-текст] Сохранился формулярный список архитектора[14], своего рода анкета, в котором Фельтен описывает своё продвижение по службе. Перечислены работы Фельтена также и в книге И.-Г. Георги. в Петербурге[править | править вики-текст] · 1763—1770 — Эрмитажный мост, 1-й Зимний мост, Дворцовая набережная и ограда Летнего сада[15] · 1760-е — Дом Мятлевых на Исаакиевской площади (авторство не доказано) · 1764—1766 — Малый Эрмитаж (Южный павильон), галереи и висячий сад (завершён в 1773 г.) · 1765—1775 — Училище для мещанских девиц при Смольном · 1768—1771 — Лютеранская церковь Святой Екатерины на Большом пр. В. О., 1 · 1771—1776 — Армянская церковь Св. Екатерины и дома общины на Невском пр., 40, 42 · 1771—1787 — Большой Эрмитаж и переходная арка-галерея над Зимней канавкой · 1774—1777 — Чесменский дворец · 1775—1779 — Лютеранская церковь Святой Анны на Кирочной ул., 8 · 1776—1778 — Иоанновская церковь на Каменном острове · 1776—1780 — Каменноостровский дворец[16] · 1777—1780 — Чесменская церковь · 1770—1780 — по проекту архитектора был возведён ряд зданий вдоль южной границы Дворцовой площади, их расположение послужило прообразом формы здания Главного Штаба · 1784—1787 — Дом Бецкого · 1778—1780 — Здание Воспитательного дома и Ломбарда по Миллионной ул., 2 (вошли в здание Казарм Павловского полка) · 1791—1793 — Церковь Святого Воскресения в Смоленском армянском кладбище (?) · 1770-е — Особняк А. Л. Нарышкина на Английской наб., 10 (?) · 1768—1771 — Дом Чичерина (?) · 1800-е — Дом Лебедева на Фонтанке, 87[17] в пригородах Петербурга[править | править вики-текст] · Интерьеры Чесменского, Столового и Тронного залов в Большом Петергофском дворце; · Зубовский корпус Екатерининского дворца, Башня-руина и Скрипучая беседка в Царском Селе; в других городах[править | править вики-текст] · 1777—1778 годы — Петергофская гранильная фабрика[18] · 1780-е — мыза Ааспере (эст. Aaspere mõis) — собственный дом и усадьба вблизи г. Везенберга (эст. Раквере). · 1787—1789 годы — Бумажная фабрика в Ропше · 1793—1799 годы — лютеранский собор Святых Петра и Павла в Выборге · 1790-е годы — Преображенская церковь в с. Красное Старицкого уезда Тверской губернии утраченные и нереализованные[править | править вики-текст] · 1764 год — путевой дворец в Смоленске (неосуществлённый проект); · 1764—1766 годы — примыкающие к Малому Эрмитажу конюшни, манеж и флигель Зимнего дворца, выходящий фасадом на Миллионную улицу(снесены в 1840 году под строительство здания Нового Эрмитажа); · 1770—1772 годы — Французско-немецкая реформатская церковь св. Павла на Большой Конюшенной ул., 25 (перестройка в 1839 году Г. А. Боссе иЮ. О. Дютелем в 1858-м)[19]; · 1770-е — Особняк для Бецкого (?) на Дворцовой наб., д. 12-14 (здание полностью разрушено во время войны)[20]; · 1776—1778 годы — памятник Екатерине II в Твери (снесён в 1811 г.); · 1779—1780 годы — армянская апостольская Крестовоздвиженская церковь в Москве (снесена в 1930-х); · 1780-е — «Глазовский дом», дом А. Д. Ланского, дом Я. А. Брюса, входившие в застройку вдоль южной границы Дворцовой площади (снесены в 1819 при строительстве здания Главного штаба); · 1781—1788 годы — церковь св. Николая в селе Посадниково в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Новоржевского района Псковской области (разобрана в 1920 г.); · Шведская церковь в Петербурге (не сохранилась); · Лютеранская церковь в Мариенгофе на правом берегу Луги (не сохранилась). · Малый Эрмитаж и флигель Зимнего дворца по Миллионной улице.
· Фасад флигеля Зимнего дворца восточнее Малого Эрмитажа. 1765 г.
· Манеж с надстройкой "жуидепома" и флигель Зимнего дворца. 1765 г.
· Манеж с надстройкой "жуидепома". Разрез. 1765 г.
· Крестовоздвиженская церковь в Москве Примечания[править | править вики-текст] 1. ↑ АРАН, ф. 3,оп. 1,д. 43, л. 159, июнь 1738 г. 2. ↑ В списке студентов Тюбингенского университета за 1745 год под номером 13 значится Георг Фридерик Фельтен. См.: A. Bürk, W. Wille Die Matrikeln der Universität Tübingen. Bd. 3. Tübingen, 1953, S. 132 3. ↑ АРАН, ф. 3,оп. 1,д. 136, л. 14. Сам Преображенский собор заложен в 1743 году по проекту М. Г. Земцова, доработка и строительство —П. А. Трезини, чей вариант и копирует Фельтен 4. ↑ РНБ, Отдел рук., ф. 708 — Н. П. Собко, № 661, с. 13. 5. ↑ Архитектурный сайт Санкт-Петербурга Citywalls.RU: Мойки наб., 20 6. ↑ М. Коршунова о Фельтене на сайте ilovepetersburg.ru 7. ↑ РГИА, ф. 467, оп. 128/562, д. 3, 1778 г. 8. ↑ П. Н. Петров. Сборник материалов для историиимператорской Санктпетербургской Академии художеств. Т. 1. СПб., 1864, с. 238. 9. ↑ Д. Ровинский. Академия художеств до времени императрицы Екатерины II. — Отечественные записки, 1855, № 10 , т. 102, с. 72-73. 10. ↑ Н. В. Мурашова Авторство установлено. — Строительство и архитектура Ленинграда, 1978, № 2, с. 42-45. 11. ↑ Праздничное сооружение — «Палладин остров» — упоминается в рукописи Я. Штелина, находящейся в архиве НИМРАХ и в РГИА, ф. 470, оп. 76/188, кн. 495, л. 112—115 12. ↑ РГИА, ф. 485, оп. 2 (73/187), д 184, л. 222—225 об., 1767 г. 13. ↑ РГАДА, ф. 1252, оп. 1, д. 3021. л. 29-32, 1786 г.; д. 3020, л. 143, 1787 г. 14. ↑ РГАДА, ф. 286, д. 871, л. 38-39 об.; РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 1, д. 1145, 1793 г. 15. ↑ Авторство Фельтена оспаривалось Р. Д. Люлиной в статье 1950 г. в пользу П. Е. Егорова (также см.: Ф. Д. Кузнецов. Архитектор Пётр Егоров, переизд. 1984 г.) 16. ↑ Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 17. ↑ Архитектурный сайт Санкт-Петербурга Citywalls.RU: Фонтанки наб., 87 18. ↑ Архитектурный сайт Санкт-Петербурга Citywalls.RU: Фабричная (Петергоф) ул., 1 19. ↑ Архитектурный сайт Санкт-Петербурга Citywalls.RU: Большая Конюшенная ул., 25 20. ↑ Архитектурный сайт Санкт-Петербурга Citywalls.RU: Дворцовая наб., 12-16 Литература[править | править вики-текст] · При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). · М. Ф. Коршунова / Юрий Фельтен. — Л.: Лениздат, 1988. — 142 с. — ISBN 5-289-00117-4. · Архитектор Юрий Фельтен. Каталог выставки. — Л.: Искусство, 1982. — 74 с. · В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского / Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. —Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1989. — 560 с. Ссылки[править | править вики-текст] · На Викискладе есть медиафайлы по теме Юрий Матвеевич Фельтен · Чертежи Юрия Фельтена на сайте Музея архитектуры Берлинского технического университета Категории: · Родившиеся в 1730 году ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|