Здавалка
Главная | Обратная связь

Севастопольский Матросский бульвар и памятник А.И. Казарскому



12:2405.08.2008г.

Заложен в 30-е годы 19-го века, вначале назывался Малым (в отличие Большого, ныне Исторического), во второй половине 10-го века – Мичманским. В это время вход на бульвар со стороны Морской улицы (сейчас пр. Нахимова) был обозначен чугунными воротами, которые фланкировались каменными тумбами с изваяниями лежащих львов из белого мрамора. У южного входа имелся павильон, построенный в псевдомавританском стиле, о котором упоминает Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах». Предположительно автором проекта павильона является архитектор А.П. Брюллов, который проектировал здание Общего собрания флагманов и капитанов. Оно было построено в классическом стиле в 1847 году. Находилось на месте мемориальной стены в память героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. Во время Крымской войны в здании размещался Главный перевязочный пункт, в котором работал Н.И. Пирогов. В последние дни 349-дневной обороны города оно было разрушено, а в 1887 году на его месте построили новое здание Морского собрания (сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, разобрано).

В 1921 году бульвар стал называться Военморов, в 1928 году его переименовали в краснофлотцев, после войны – в Матросский. В 1989 году проведена реконструкция лестницы, ведущей на бульвар, по проекту заслуженного архитектора Украины И.И. Медникова. На Матросском бульваре находятся два памятника: А.И. Казарскому и бригу «Меркурий», а также «В честь 100-летия изобретения радио А.С. Поповым».

Памятник А. И. Казарскому – первый памятник на севастопольской земле, сооруженный в честь подвига моряков брига «Меркурий» и его командира – капитан-лейтенанта А.И. Казарского (1797-1833 гг.).

Бриг построен в 1820 году в Севастопольском Адмиралтействе корабельным мастером И.Я. Осминовым. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов к Босфору в мае 1829 года в крейсерское плавание послали отряд кораблей: фрегат «Штандарт», бриги «Меркурий» и «Орфей». Заметив русские суда, линейные турецкие корабли бросились в погоню. Более быстроходные «Штандарт» и «Орфей» ушли вперед, а «Меркурий» отстал. Турецкие корабли – 110-пушечный «Селимия» и 74-пушечный «Реал-Бей» - настигли 20-пушечный бриг. Командир собрал офицеров на военный совет. По флотской традиции, выступивший первым младший по чину поручик корпуса флотских штурманов Иван Прокофьев предложил драться до последней возможности, а лейтенант Федор Новосильский – оставшемуся в живых офицеру взорвать бриг, но не сдавать его врагу. У входа в крюйт-камеру положили заряженный пистолет.

Более четырех часов продолжался небывалый в истории морской бой. Бриг получил 22 пробоины, 297 различных повреждений, но благодаря умелому руководству боем, мужеству и мастерству русских моряков вышел победителем. Даже противник вынужден был признать блистательную победу русских. Участник боя турецкий штурман с «Реал-Бея» позже писал: «…В продолжении сражения мы поняли, что капитан брига никогда не сдастся, и если он потеряет надежду, то тогда взорвет свой бриг на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все отныне помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме славы».

За свой подвиг экипаж брига удостоился самой высокой награды – права носить Георгиевский кормовой флаг. Специальным указом приписывалось всегда числить в списках российского флота корабль с названием «Память Меркурия».

А.И. Казарского произвели в капитаны 2 ранга, наградили орденом Святого Георгия 4-й степени и зачислили в царскую свиту флигель-адъютантом. В честь победы выбили памятную медаль.

Уже в 1931 году А. И. Казарский стал капитаном 1 ранга, его ожидала блестящая военная карьера, но в 1833 году он скоропостижно скончался в Николаеве, где и похоронен.

В 1839 году в Севастополе открыли памятник А.И. Казарскому по проекту академика архитектуры А.П. Брюллова – брата знаменитого художника, автора картины «Последний день Помпеи» - Карла Брюллова. Строительные работы выполнил мастер О.Г. Нюман.

Памятник сооружен в стиле классицизма. На усеченном пирамиде из крымбальского известняка установлена античная трирема. На подиуме в небольших нишах помещены горельефные изображения А.И. Казарского и античных богов – Ники (богини Победы), Нептуна и Меркурия. На постаменте – два маскарона и военные атрибуты, символизирующие славу и доблесть.

Как утверждает один из документов, хранящихся в Центральном государственном архиве в Москве, лаконичную надпись «Казарскому. Потомству в пример» повелел начертать император Николай І.

Владимир ШАВШИН, писатель, историк, журналист
Фото из Государственного архива Севастополя и Василия БАТАНОВА


Справка «НС»

В конце 2007 года началась реконструкция Матросского бульвара.

7 мая 2008 года была открыта первая очередь Матросского бульвара. Был отреставрирован памятник А.И. Казарскому и прилегающая к нему территория.

27 июля 2008 года в Севастополе состоялось открытие второй очереди реконструкции Матросского бульвара. Для всех желающих открыта пешеходная зона.

Источник: Новый Севастополь

Читайте еще...

Марсово поле

Перевод

Марсово поле

I Ма́рсово по́ле (Campus Martius, Ager Martius)

в Древнем Риме большая низменность на левом берегу Тибра, за городской чертой, где проходили народные собрания — центуриатные комиции. Название М. п. получило в честь бога войны Марса, так как здесь первоначально устраивались военные смотры, состязания и находился алтарь Марса.

По аналогии с М. п. в Древнем Риме названы площади в некоторых других городах (М. п. в Париже, М. п. в Ленинграде), служившие местом военных упражнений и парадов.

II Ма́рсово по́ле

площадь в Ленинграде, важное звено в планировочной системе центра города. В ансамбль М. п. входят: Мраморный дворец (ныне Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина; 1768—1785, архитектор А. Ринальди) и Павловские казармы (ныне здание «Ленэнерго»; 1817—1820, архитектор В. П. Стасов), а также примыкающие к М. п. Инженерный замок, Летний сади Михайловский сад. В начале 18 века на месте М. п. был «Большой луг», предназначенный для празднеств. Во 2-й половине 18 века площадь названа «Царицынским лугом», а с 1818 она получила наименование М. п. (по аналогии с М. п. в античном Риме), так как на нём проводились военные парады и были сооружены памятники полководцам П. А. Румянцеву (так называемый Румянцевский обелиск; мрамор, гранит, 1798—1799, архитектор В. Ф. Бренна, с 1818 на Васильевском острове) и А. В. Суворову (бронза, гранит, 1799—1801, скульптор М. И. Козловский). 23 марта (5 апреля) 1917 в центре М. п. в братской могиле было погребено 180 человек, погибших в вооружённой борьбе против самодержавия в дни Февральской революции 1917. На М. п. 18 апреля (1 мая) 1917 выступал В. И. Ленин. В июне 1917 М. п. стало центром крупной демонстрации рабочих и солдат против антинародной политики Временного правительства (см.Июньский кризис 1917). В 1918 на М. п. были погребены В. Володарский, М. С. Урицкий; петроградские рабочие, павшие во время Ярославского мятежа 1918 (См. Ярославский мятеж); в 1919— участники героической обороны Петрограда от войск генерала Н. Н. Юденича и других. В 1917—1919 в центре М. п. установлен памятник «Борцам революции» (гранит, Л. В. Руднев, автор надписей А. В. Луначарский), в 1920—1923 на всей его территории разбит партерный сад (И. А. Фомин); в 1957 зажжён вечный огонь. Современный мемориальный комплекс, отличающийся выразительным лаконизмом форм, органически вошёл в исторически сложившийся ансамбль классицистической архитектуры.

 

Лит.: Смирнов Н. И., Марсово поле, Л. — М., 1947; Слобожан И. И., Марсово поле, Л., 1963.

Памятник А. В. Суворову в Ленинграде. Бронза. 1799—1801.

Марсово поле в Ленинграде. Памятник «Борцам революции». Гранит. 1917—19. Арх. Л. В. Руднев, автор надписей А. В. Луначарский.

Марсово поле в Ленинграде. Современный вид.

 

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.1969—1978.

· Марсо

· Мартен

См. также в других словарях:

· Марсово поле — (до начала XIX в. Променад, Потешное поле, Царицын луг, в 1918 40 площадь Жертв Революции), между улицей Халтурина, набережной Лебяжьего канала и набережной р. Мойки. Названо в честь древнеримского бога войны Марса. Возникло на осушенном… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

· МАРСОВО поле — Марсово поле расположено между Миллионной улицей, Лебяжьей канавкой и рекой Мойкой. В начале XVIII века на месте Марсова поля было топкое болото, из которого вытекали речки Мья и Кривуша (Мойка и канал Грибоедова). Петр 1 приказал осушить… … Почему так названы?

· Марсово поле — в Ленинграде, площадь, важное звено в планировочной системе центра города. Названа Марсово поле в 1818 (по аналогии с Марсовым полем в античном Риме), так как на нём проводились военные парады и были сооружены памятники полководцам П. А.… … Художественная энциклопедия

· МАРСОВО ПОЛЕ — (от собсгв. им.). 1) у римлян равнина близ Рима для гимнастических упражнений, народных собраний. 2) в Париже площадь для маневров на правом берегу Сены; в С. Петербурге площадь на берегу Невы для военных парадов. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

· МАРСОВО ПОЛЕ — в Др. Риме низменность на левом берегу Тибра, за чертой города, где устраивались военные смотры в честь бога войны Марса (отсюда название Марсово поле), а затем проходили народные собрания … Большой Энциклопедический словарь

· МАРСОВО ПОЛЕ — Площадь в Санкт Петербурге. В ансамбле Марсова поля: Мраморный дворец (1768 85), Павловские казармы (1817 20), Инженерный замок (1797 1800), Летний и Михайловский сады. Площадь получила название в нач. 19 в., когда стала местом военных парадов.… … Большой Энциклопедический словарь

· МАРСОВО ПОЛЕ — МАРСОВО ПОЛЕ, площадь в Санкт Петербурге. В ансамбле Марсова поля: Мраморный дворец (1768 1785), Павловские казармы (1817 1819), Инженерный замок (1797 1800), Летний и Михайловский сады. Современное название площадь получила в начале 19 в., когда … Русская история

· Марсово поле — (Campus Martius). Открытое место за стенами Рима, где происходили военные и гимнастические упражнения римских юношей и куда римский народ собирался для избрания должностных лиц. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт… … Энциклопедия мифологии

· Марсово поле — Марсово поле: Марсово поле (Рим) историческая часть Рима Марсово поле (Париж) парк около Эйфелевой башни Марсово поле (Афины) парк в центре Афин и образованный вокруг него район города. Марсово поле (Санкт Петербург) площадь в Санкт… … Википедия

· Марсово Поле — Марсово поле: Марсово поле (Париж) Марсово поле (Рим) Марсово поле (Санкт Петербург) … Википедия

20Сталинские высотки» — семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х — начале1950-х годов. Иногда к сталинским высоткам также причисляют здание Академии наук Латвии (Рига),Дворец культуры и науки (Варшава), здание ЮУрГУ (Челябинск), урезанную Гостиницу «Украина» иЖилой дом по улице Крещатик, 25 (Киев), гостиницу Crowne Plaza (Прага) и Дом свободной прессы(Бухарест).

По предложению И. В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий»[1]. В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы (праздновавшееся в 1947 году), однако строительство одного из зданий, которое велось на месте снесённого китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина.[2] Настилобате этого здания позже возведена гостиница «Россия».

Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. Однако всё же не удалось избежать частичного заимствования архитектурного образа некоторых из американских небоскрёбов. Однако, не следует считать архитектурным предшественником «сталинских высоток», например, Муниципальное здание Манхэттена, построенное в 1909-1914 годах архитектором У. Кендаллом в стиле неоклассицизма[3], так как данное здание всего лишь отражало архитектурные направления этой эпохи.

Ниже, как пример, приведена почтовая карточка США, прошедшая почту в 1926 году. На почтовой карточке видны три построенных в Нью-Йоркенебоскрёба. Левый из них (Municipal Building, строительство 1909—1912 годы).

· Небоскрёбы Манхэттена (Нью-Йорк) Municipal Building, Newpaper Row, City Hall Park.

·

1920 год: Лицевая сторона почтовой карточки.

 

·

1920 год: Адресная сторона почтовой карточки с почтовым гашением 30.11.26

К строительству зданий привлекались лучшие специалисты своего времени, такие, как В. А. Сапрыкин[4].

Высотные здания являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре; они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов.

Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве — урезанный вариант гостиницы «Москва» (сейчас — «Украина») — первоначальный проект пострадал из-за Постановления об архитектурных излишествах.

Ещё в 1939 году на территории ВСХВ по проекту архитектора Д. Чечулина был построен павильон Московской, Рязанской и Тульской областей (№ 59 по современной нумерации), внешним видом и пропорциями очень напоминающий будущие сталинские высотки.

Главное здание МГУ

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах[

До строительства «Триумф-Паласа», «Башни на Набережной» и «Города Столиц» (Москва-Сити) было самым высоким зданием в Москве: высота 240 м, этажность центрального объёма — 36. Выстроено в 1949—1953 годы (архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов). Является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 человек. В боковых флигелях — жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие «высотки» административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.)

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову.[5][6] Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако Иосиф Виссарионович распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице [источник не указан 900 дней]

Жилой дом на Котельнической набережной[илой дом на Котельнической набережной

55°44′50″ с. ш. 37°38′34″ в. д. (G) (O)

Основная статья: Жилой дом на Котельнической набережной

Дом (Котельническая набережная, 1/15), замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы строился в1938—1940 и 1948—1952 годы (архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман). Центральный объём насчитывает 26 этажей. В здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г. С. Улановой. Курировал строительство, в том числе настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.

Гостиница «Украина»[править | править вики-текст]

Гостиница «Украина»

55°45′05″ с. ш. 37°33′55″ в. д. (G) (O)

Основная статья: Украина (гостиница, Москва)

Вторая по высоте «высотка» (Кутузовский пр., 2/1) построена в 1953—1957 годы (архитектор А. Г. Мордвинов при участии В. К. Олтаржевского, В. Г. Калиша, инженера П. А. Красильникова). Центральный объём включает 34 этажа. Здание открывает Кутузовский проспект — новую московскую магистраль, созданную в послевоенное время.

28 апреля 2010 года гостиница «Украина» после завершения масштабной реставрации начала работать под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская)

Здание Министерства иностранных дел[править | править вики-текст]

55°44′46″ с. ш. 37°35′04″ в. д. (G) (O)

Основная статья: Здание Министерства Иностранных Дел

Высотка (Смоленская-Сенная пл., 32/34) построена в 1948—1953 годы (архитекторы профессор В. Гельфрейх, М. Минкус). Центральный объём включает 27 этажей, высота здания — 172 м. Здание завершает панораму с Бородинского моста, образуя площадь. В здании располагаетсяМинистерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России).

Характерной особенностью высотки является огромный герб СССР на её фасаде. Герб, смонтированный из железобетона, расположен на высоте 114 м и занимает площадь в 144 кв. м.[7]

Первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно неизвестна, но, согласно распространённой легенде, речь идет о личном указании Сталина[7][8]. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). В настоящее время шпиль перекрашен и практически не отличается по цвету от основного объёма здания. Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущёву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: «пусть шпиль останется памятником глупости Сталина»[9].

Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

Жилой дом на Кудринской площади[править | править вики-текст]

Жилой дом на Кудринской площади

55°45′32″ с. ш. 37°34′50″ в. д. (G) (O)

Основная статья: Жилой дом на Кудринской площади

Дом на Кудринской площади (Назывался «Высотка на площади Восстания», т.к. Кудринская пл. с 1925 по 1992 год именовалась площадью Восстания) построен в 1948—1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина,А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 м) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих структурно единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир.

Технические этажи боковых корпусов были впоследствии модернизированы и превращены в жилые (на них можно попасть по лестнице, поднявшись из подъезда, либо по открытым переходам из центральной башни).

Основная часть здания включает в себя три больших подъезда (по одному на каждый из корпусов) и большое количество малых, отличающихся планировкой. Малые подъезды оснащены одним лифтом, обладают небольшим количеством этажей (не более 12), имеют по 1—4 квартиры на этаж.

Большие подъезды (1-й, 4-й и 14-й), обслуживаются тремя лифтами каждый. Центральный лифт 1-го подъезда (центральный корпус) способен подниматься до 23 и 24 этажей. Также все три лифта 1-го подъезда не останавливаются на втором этаже. На каждом этаже расположено от 4 до 8 квартир, вестибюли богато отделаны (зеркала, роскошные люстры) и могут запираться, изолируя этаж от лестниц и площадки перед лифтами (фактически каждый этаж делится лифтовой зоной на два вестибюля).

Расположенный в башне лифт, предназначенный для обслуживания 24—30-го этажей, длительное время находившийся в запустении, в настоящее время восстановлен владельцем жилого помещения на 25 этаже. Помещения башни на верхних этажах в настоящее время используются в качестве служебных или сдаются в аренду коммерческим структурам, в основном — для размещения аппаратуры связи.

На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работающий), в подвальном помещении — подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. В настоящее время на его месте размещается боулинг-клуб.

Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.

Административно-жилое здание возле «Красных ворот»[править | править вики-текст]

Административно-жилое здание на площади Красных ворот

55°46′10″ с. ш. 37°38′58″ в. д. (G) (O)

Основная статья: Высотное здание на площади Красных Ворот

Архитекторы: Душкин А. Н., Мезенцев Б. С.

Было построено с 1947 по 1952 годы. Здание состоит из 24-этажного центрального корпуса, занимаемого в советский период Министерством транспортного строительства (в настоящее время — «Корпорация Трансстрой»), и двух жилых корпусов различной этажности (от 11 до 15 этажей). Во дворе дома действуетресторан, пристыкованный к центральному корпусу; в левом крыле здания расположен детский сад. В правом крыле здания находится один из двух вестибюлей станции метро «Красные ворота», выходящий на Каланчёвскую улицу, а также размещаются ювелирный и продовольственный магазины и аптека.

Гостиница «Ленинградская» в 2006 году

Общий подвал связывает все три корпуса, не имеющие наземных и чердачных переходов. Подвал также связан со служебными помещениями метро и сетью подземных специальных сооружений.

Гостиница «Ленинградская»[править | править вики-текст]

55°46′26″ с. ш. 37°39′05″ в. д. (G) (O)

Основная статья: Ленинградская (гостиница)

Архитекторы: Поляков Л. М., Борецкий А. Б.. Инж. Мятлюк Е. В. 1949—1954 гг.

Гостиница расположена в одном из семи знаменитых высотных зданий, построенных в Москве в 1940—50-х годах прошлого века. В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 17[уточнить]этажей и 136 метров высоты. Внушительная башня «Ленинградской» возвышается на Комсомольской площади, рядом с тремя вокзалами — Ленинградским, Ярославским и Казанским. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем самой известной в мире сети отелей Hilton, после чего её здание было подвергнуто серьёзному капитальному ремонту. Так вместо гостиницы Ленинградской появился роскошный отель Хилтон Москоу Ленинградская / Hilton Moscow Leningradskaya. Жители столицы по привычке называют его Ленинградская гостиница.

Непостроенные высотки[править | править вики-текст]

Дворец Советов[править | править вики-текст]

Проект Дворца советов

Основная статья: Дворец Советов

В 1922 году на 1 съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов, которая не покидала Сталина до конца его жизни. В 1931 году организовали Всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца Советов, в котором приняли участие известные архитекторы и трудящиеся. Всего было представлено 160 работ, тем не менее, проекта, отвечающего всем требованиям, представлено не было, и в 1932—1933 годах проектирование продолжили. За основу в итоге был принят проект Б. Иофана, окончательную доработку которого сделали архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх. Здание должно было стать самым высоким в мире на тот момент — 420 метров. Дворец решено было построить на месте прежнего Храма Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, и в 1939 году началось строительство. Во время войны стройку приостановили, а после её окончания возобновить такую гигантскую стройку уже не смогли. Станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую», а в котловане был устроен открытый бассейн «Москва».

Проект высотки в Зарядье

Административное здание в Зарядье[править | править вики-текст]

55°45′05″ с. ш. 37°37′44″ в. д. (G) (O)

Основная статья: Административное здание в Зарядье

Административное здание в Зарядье было последним из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его не достроили — помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжёлого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964—1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница «Россия».

Сталинские высотки в филателии[править | править вики-текст]

· Проекты московских высотных зданий.

·

Главное здание МГУ.
1950 год: ЦФА № 1576

 

·

Административное здание в Зарядье.
1950 год: ЦФА № 1577

 

·

Высотное здание на площади Красных Ворот.
1950 год: ЦФА № 1578

 

·

Гостиница Ленинградская.
1950 год: ЦФА № 1579

 

·

Гостиница Украина.
1950 год: ЦФА № 1580

 

·

Административное здание на Смоленской площади.
1950 год: ЦФА № 1581

 

·

Жилой дом на Котельнической набережной.
1950 год: ЦФА № 1582

 

·

Жилой дом на Кудринской площади (быв. площадь Восстания).
1950 год: ЦФА № 1583

· В стиле московских высоток.

·

Дворец культуры и науки вВаршаве, Польша.
1955 год: ЦФА № 1809

 

·

Велогонки. Дворец культуры и науки в Варшаве.
1957 год: ЦФА № 2015

 

·

Дом свободной прессы вБухаресте.
Румыния, 1959 год: Michel#1798

·

Здание Академии наук Латвии в Риге.
1960 год: ХМК № 1253

 

·

гостиница "Украина" (до 2001 года "Москва")в Киеве.
1975 год: ХМК 10487

Факты[править | править вики-текст]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 24 июля 2013.  

· В Москве есть, по крайней мере, одно низинное место, откуда можно увидеть 4 из 7 высоток (гостиницу «Украина», жилой дом на Кудринской площади, здание Министерства иностранных дел и главное здание МГУ), — это площадь Свободной России (c Воробьевых гор можно увидеть все 7).

· Облицовочные блоки для всех Сталинских высоток, а также для Дворца культуры и науки в Варшаве — производились по специально разработанной технологии на подмосковном заводе в городе Лобня, сегодня это ЗАО «Лобненский завод строительного фарфора».

· Дворец культуры и науки — здание в Варшаве, являющееся самым высоким зданием в Польше. Построено по образцу Сталинских высоток в качестве подарка Советского Союза польскому народу (возведено на советские деньги советскими строителями). Жители Варшавы называют эту высотку «сувенир Сталина».

Дворец культуры и науки в Варшаве

· Во многих иностранных путеводителях эти здания называют «семь сестёр».

Примечания[править | править вики-текст]

1. Сталин И.В. Постановление СМ СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» от 13 января 1947 года //Сочинения. — Тверь: Информационно-издательский центр «Союз», 2006. — Т. Т. 18.. — С. 430–432. — ISBN 5-51163-002-8.

2. Недоделанная высотка, Газета.ру (6 февраля 2004). Проверено 2 февраля 2010.

3. New York Architecture Images - THE MUNICIPAL BUILDING. nyc-architecture.com. Проверено 2 августа 2011. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.

4. Сапрыкин Василий Андреевич (Энциклопедическая статья). Энциклопедия «Челябинск». Проверено 15 октября 2011.Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.

5. Главное здание МГУ

6. Главное Здание МГУ | Фотографии

7. ↑ Перейти к:12 http://sovarch.ru/57/ Проект Соварх. Сталинские высотные здания

8. Проект Классика. Владимир Седов. Высотные здания позднего сталинизма

9. http://retrofonoteka.ru/skyscrapers/moscow_skyscrapers_3.htm Виртуальная Ретро Фонотека

См. также[править | править вики-текст]

· Список самых высоких зданий Москвы

· Список самых высоких зданий России

· Дом на Ростовской набережной

· Триумф-Палас

· Дворец культуры и науки

· Здание Академии наук Латвии

· Украина (гостиница, Киев)

· Дом свободной прессы

Литература[править | править вики-текст]

· Васькин А. А. Архитектура и история сталинских высоток. М.: Спутник+, 2006.

· Кружков Н. Н. ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ. Факты из истории проектирования и строительства. 1947—1956. Издательский дом «Агни», 2007

· Кружков Н. Н. ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ. Издательство «Водолей», 2011

· Кружков Н. Н. ВЫСОТКИ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ. Наследие эпохи. Издательство «Центрполиграф», 2014

· Васькин А. А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. М.: Спутник+, 2009.

· Кулешов Н., Позднев А. Высотные здания Москвы. М.: Московский рабочий, 1954.

· Васькин А. А. Там, где ГУМ стоял…/Российская газета, 14 декабря 2009 г.

· Лауреаты Сталинской премии в архитектуре. 1941—1950. Корнфельд Я. А. Москва: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре. 1953 г.

Ссылки[править | править вики-текст]

Сталинские высотки на Викискладе?

· Семь сталинских высоток в Москве .

· Высотные здания Москвы.

· Из Истории Московских Сталинских высоток. Исторический обзор в шести частях на сайте «Виртуальная Ретро Фонотека».

· Актуальная карта высотных зданий Москвы выше 100м (c фото)

· Сталинские высотки Москвы: фото, архитекторы, история.

Сталинские высотки Google Maps KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)

· Высотки — русскоязычное сообщество в LiveJournal, посвященное высотн

· Русский конструктивизь Русский конструктивизм - единственный большой стиль, который пришел из России в Европу и стал интернациональным. Советская школа Вхутемаса, талантливые архитекторы и художники: В. Татлин, И. Леонидов, К. Мельников, братья А.А., В.А., Л.А. Веснины, М. Гинзбург, Э. Лисицкий, Я. Чернихов создали архитектуру как метафору эпохи. На Западе ведущей была "большая четверка" - школа немецкого Баухауза В. Гропиуса и М. Ван дер Роэ, Ле Корбюзье и Ф.Л. Райт. И в России, и в Германии взлет авангарда был резко остановлен тоталитарными режимами. Первобытная архитектура

· Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.

· Романский стиль. X—XII вв.

· Готика. XII—XV вв.

· Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.

· Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.

· Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.

· Классицизм. Сер. XVIII—XIX в.

· Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.

· Модерн. 1890-е — 1910-е гг.

· Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.

· Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.

· Постмодернизм. С сер. XX в.

· Хай-тек. С кон. 1970-х гг.

· Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.

· Динамическая архитектура. С нач. 21 века

См. также[править | править вики-текст]

Стесняетесь водить по городу иностранца, интересующегося современной архитектурой? Напрасно. В Москве и области можно обнаружить как минимум 20 интересных зданий, возведенных с начала 2000-х. Гвоздь (2001) Александр Скокан (АБ «Остоженка») перенес в архитектуру приемы поп-арта. Заявленная в названии торгового центра тема отработана по полной программе – гигантский, в четыре этажа, гвоздь вбит в здание, портик пронзают несколько «гвоздиков» поменьше, а аршинная надпись «Гвоздь» отлично видна с Волоколамки. Здание изначально предназначалось для огромного магазина стройматериалов. Но, как и любой поп-артовский объект «Гвоздь» абсолютно нефункционален – из-за кризиса 1998 года здание построили на несколько лет позже срока, а от идеи стройрынка и вовсе отказались. Волоколамское шоссе, 99   Базовый элемент (2001) Такое здание можно увидеть в любом городе Европы – вроде бы неброское, но с «изюминкой». Штаб-квартира «БазЭла» (Борис Шабунин) состоит из нескольких частей, которые «наслаиваются» друг на друга, отчего создается иллюзия, будто дом строили не сразу. Сначала построили основную часть, потом с двух сторон решили присоединить еще по кубику, слева здание решили опоясать балконами, справа пристроить новый фасад с колоннами, а на углу построить башню. Все это делает архитектуру здания нескучной. Рочдельская, 30   Пансионат «Клязьминское водохранилище»(2001-…) Заповедник новой российской архитектуры – на месте бывшего профсоюзного пансионата возводится «кусочек человеческого счастья», как говорит главный архитектор проекта Евгений Асс. Жилые дома, яхт, гольф и конный клуб, и прочая инфраструктура для красивой жизни создается по проектам лучших архитекторов (прежде всего «бумажников) – Александра Бродского, Тотана Кузембаева, группы А-Б, Евгения Асса. Основная идея – растворенность архитектуры в ландшафте. Главный хит – красные гостевые домики на пляже от Тотана Кузембаева, продолжающие традиции русского авангарда. Пансионат «Клязьминское водохранилище», Мытищинский район, Московская обл.   Молочный дом(2002) Дом на углу Бутиковского и Молочного переулков (бюро «Меганом») считают, чуть ли не самым лучшим на Остоженке. В композиции современного здания есть много отсылок к классике. Вогнутый фасад напоминает о полукруглых колоннадах, небольшая площадь перед домом – словно парадный двор усадеб, есть и французские окна, но они ограждены не традиционными решетками, а стеклянными пластинами. Во дворе дома находится уникальная для центра Москвы постройка – полуподземная вилла – бункер с романтическим названием «Трилистник». Молочный переулок, 1   Авилон/Автомобильный центр компании Mercedes-Benz(2002) Александр Асадов, с одной стороны, приверженец современной архитектуры, а с другой, его эмоциональные постройки – это наглядное доказательство постулата о «широкой славянской душе». На банальную «коробку» автомобильного центра, в которой находятся офисы и блок сервисного обслуживания, «приземлилась» самая настоящая летающая тарелка. В ней - демонстрационный зал, внутри которого подвешены два этажа. На них, как сервиз на полке, расставлены автомобили. Волгоградский пр-т, 43, к.2 Стадион «Локомотив»(2002) Удивительное для безалаберной России сооружение – стадион соответствует всем нормативам ФИФА и УЕФА – от качества газона до расположения сидений. Архитекторам (Андрей Боков и «Моспроект-4») удалось вписать эти бесчисленные требования в изящную форму - стадион, несмотря на свой внушительный размер, не кажется громоздким. Глядя с улицы трудно предположить, что белоснежные вантовые цепи - корабельные тросы, подвешенные к опорам-мачтам, держат козырек над трибунами. Кстати, опоры выполняют еще и рекламную функцию – они выполнены в форме буквы «Л». Большая Черкизовская, 125 Офисное здание на Большой Грузинской (2001-2002) Здание-игра от Михаила Хазанова со сложной ломаной геометрией - сплошные изгибы, выступы, отступы, кривые линии и переменная этажность. Здесь впервые в Москве было применено гнутое стекло, благодаря которому дом превратился в несколько «экранов» - в них отражаются дорога, небо и окружающая застройка. Естественно, эта игра была определена условиями задачи – неудобный участок, жесткие требованиями по инсоляции (освещенность помещения прямыми солнечными лучами) и желание заказчика выжать из площади максимум полезных квадратных метров. Большая Грузинская, 61, стр.2 Бутиковский переулок, 5 (2003) Один из самых элегантных жилых домов Москвы – вроде ничего особенного, дом не бросается в глаза, у него, в отличие от других «элитных» домов, нет даже собственного имени. Секрет успеха этой постройки Сергея Скуратова – в удачном сочетании фактур и объемов. Темный бельгийский кирпич высшего качества удачно оттеняется светлыми элементами - «юрским» камнем и канадским дубом. Еще из особенностей - скругленный угол здания, сбитый ритм разнокалиберных окон – от панорамных до узких. Достойная модернистская архитектура в «правильном» районе. Бутиковский переулок, 5 Торговый центр «Квадро» (2003) «Квадро», как это обычно бывает у архитектора-модерниста Владимира Плоткина (ТПО «Резерв») – это сплошные прямые линии, при этом с помощью всего нескольких приемов он опровергает утверждение, что прямые линии – это скучно. К примеру, стеклянный фасад «Квадро» вырастает прямо из-под земли и наклоняется к Рублевскому шоссе, становясь самостоятельным объектом. Именно на этот «сбежавший» фасад обращают внимание проезжающие по Рублевке. В интерьере «Квадро» Плоткин позволил одно отступление от собственных правил – вставил в атриум винтовую лестницу. Кутузовский проспект, 88 Стольник (2002-2003) В риэлторских объявлениях архитектуру «Стольника» обозначают как «фьюжн». Стиль этого радикального дома, плюющего на окружающую застройку, действительно трудно определить. От стеклянного стакана-атриума в две стороны разлетаются крылья. «Стольник рвется во все стороны – над домом нависает карниз, сплетенный из пучков гнутых алюминиевых труб. Карниз посажен на такие же колонны, пронизывающие два верхних пентхаузных этажа. Секрет этой смелой архитектуры прост – «Стольник» построен хулиганами из группы «Арт-Бля», в чьем резюме среди прочего - участие в издании «кислотного» журнала «Птюч». Малый Левшинский переулок,5 Государственный центр современного искусства(2004) Трансформация отслуживших свое заводов и складов в галереи, театры, клубы и т.п, популярно в мире уже не одно десятилетие. В последние годы этот тренд захватил и Москву, правда удачных проектов едва ли наберется много. Самый лучший принадлежит Михаилу Хазанову, превратившему бывшую фабрику театральных осветительных приборов в Центр современного искусства. Завод ГЦСИ уже окрестили московским ответом на парижский Центр Помпиду. Правда, вынос конструкций наружу стал не художественным приемом, а функциональным. Металлические перекрытия, вынутые из-под кровли и установленные на крыше, держат целый антресольный этаж. К тому же, это позволило избавить выставочный зал, находящийся ниже, от колонн, мешающих выставлять крупные объекты современных художников. Зоологическая, 13, стр.2 Дворянское гнездо/ Дом архитектора Уткина(2004) Первый большой дом одного из лидеров «бумажной архитектуры» Ильи Уткина, построенный совместно с бюро «Сергей Киселев и Партнеры». Казалось бы в нем нет и следа от тех концептуальных (читай, фантастических) проектов, которые выигрывали международные конкурсы в 80-е годы. Больше всего «Дворянское гнездо» напоминает доходные дома рубежа 19-20 веков- та же добротность и сдержанность, та же подчеркнутая преемственность поколений (все детали прорисованы с академической точностью). Но Уткин и здесь остался «бумажником» - в стеклянную башню – беседку на крыше здания он запрятал лестницу, ведущую в небо. Большой Левшинский переулок, 9/11   Capital Tower (2004) Близость Тверской превратила район Брестских улиц в архитектурную ярмарку тщеславия - каждое новое здание здесь должно быть «круче» предыдущего. Последняя постройка - бизнес–центр Capital Tower – можно было бы причислить к обычной западной офисной архитектуре, поскольку у здания современный, но не радикальный образ. Но главная деталь Capital Tower - выпуклый фасад, похожий на брюхо пингвина, делает здание российским ответом на скучную инвесторскую архитектуру. Потому что таких наглых фасадов (этакая «грудь колесом») не бывает, ни у иностранных офисов, ни у иностранных менеджеров. 1-я Брестская улица, 29/22 Copper House(2004) Этим зданием архитектор Сергей Скуратов продолжает победоносное шествие по ее переулкам. Дом (а вернее три жилых корпуса) полностью оправдывает свое название – фасады покрыты «состаренными» медными пластинами. Здание вроде бы вписывается в среду, во всяком случае, цвет фасада архитектор объясняет, тем, что хотел продолжить «зеленый» клин, тянущийся от Остоженке к реке. Но к соседнему дон-строевскому комплексу «Новая Остоженка» Copper House надменно стоит глухой стеной, словно заявляя, что плебеям нет места рядом с эстетом. Бутиковский переулок, 3   Офисный центр в Челобитьеве (2004) Принципиально новый для России тип здания – загородный офис, рассчитанный всего на 25 сотрудников. Необычна и его архитектура - традиционная форма ангара была переосмыслена, а граница между стенами и крышей практически размыта. Вся поверхность здания покрыта мягкой кровельной черепицей четырех цветов – зеленой, красной, белой и серой. Одинаковые ряды окон также ползут со стены на крышу. Внутри тоже есть свои особенности – кроме обычных офисных помещений, здесь есть гостиная с камином. деревня Челобитьево, Мытищинский район, Московская Область Помпейский дом / Amorini Dorati(2005) Один из ярчайших «бумажников» Михаил Белов известен широкой публике как автор фонтанов «Турандот» и «Пушкин и Натали». На этот раз Белов реализовал проект более яркий, но и не такой нарочито аляповатый, как золоченные фонтаны. Фасады и интерьеры «Помпейского дома» выдержаны в стиле росписей древнеримских вилл. И хотя вся поверхность дома украшена орнаментами, самая «помпейская» часть дома - верхняя. Здесь все по-южному - сочно-голубое на оранжевом и красное на синем. Филипповский переулок, 13 Абсолют–банк(2005) Застраивая московский центр, архитектор работает между молотом и наковальней. Наковальня – требования органов охраны памятников восстановить снесенное историческое здание, а молот – желание заказчика сделать что-нибудь затейливое. Подобную задачу блестяще решил на Цветном бульваре Владимир Юдинцев («АРТЭ Плюс»). «Старый» особняк плавно превращается в «новое» стеклянное здание с многослойным фасадом. С улицы сквозь стекла видны лестничные марши, но все же самое интересное запрятано внутри – крыша двора, связующий «старое» и «новое» здание, представляет собой перевернутую пирамиду. Цветной бульвар, 18 Панорама(2005) Жилой комплекс на Пресненском Валу - очередная удачная постройка Александра Скокана (АБ «Остоженка»). Обычная по форме коробка полностью «упакована» в стекло. Вместо привычных стен с рядами окон – прямоугольники самых разнообразных размеров и цветов. Обычное стекло соседствует с «бутылочным» - голубым и зеленым, «обрамленным», к тому же, в красные рейки-рамы. Но, главное, что это тотальное остекление– не декорация на фасаде. Высота окон в квартирах «Панорамы» достигает почти трех метров, что революционно для Москвы. Климашкина, 17, стр. 2 Римский дом (2005) Михаил Филиппов, еще один видный представитель «бумажной архитектуры», любит и умеет работать с классикой. Правда, в Москве работа с классикой обычно сводится либо к имитации домов XIX века, либо к неумелому копированию сталинского ампира. Конечно, «Римский дом» бравирует и колоннами, портиками, карнизами, но, во-первых, их как-то не по-московски мало, во-вторых, они связаны в одну композицию. Главное же в здании Филиппова - принципиально новаторский для столицы принцип организации пространства. Смысловой центр дома – круглая внутренняя площадь, спроектированная так, что окна выходящих во двор квартир не смотрят друг на друга. 2-й Казачий переулок,6 ЕвроПарк (2005) Торговый центр на пересечении МКАД и Рублевки – один их первых в Москве примеров биоархитектуры, которая заимствует формы у природы. «Европарк» уже получил название и «гигантского кита», «упитанного питона» и «огромного удава». Фасад этой «колбасы» покрыт белыми, красными и оранжевыми горизонтальными плитами, отчего здание кажется еще более длинным. На самом деле архитектор Борис Левянт, специалист по торговым центрам («Пятая авеню», «Рио» и «Западный») стремился не просто к художественному жесту, а удовлетворял требование заказчика, чтобы здание было хорошо заметно с шоссе. Рублевское шоссе, 62 Фотографии: http://www.filippovm.ru, http://www.ostarch.ru,http://www.capitalgroup.ru, http://bokov.info, http://www.ostarch.ru,http://reserve.ru/, http://h.architektor.ru, http://www.sk-p.ru, http://www.pik.ru,http://ncca.ru/, http://www.projectclassica.ru, http://kvartira.stroi.ru,http://www.cih.ru, http://ostozhenka.realtor.ru, http://arx.building.su,http://www.sale-realty.narashvat.ru, http://www.nordblom.ru Гвоздь Базовый элемент Гостевые домики, пансионат "Клязьминское водохранилище" Молочный дом Авилон Стадион "Локомотив" Офисное здание на Б. Грузинской Бутиковский,5 Квадро Стольник ГЦСИ Дворянское гнездо






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.