Удержание судна в излучинеСтр 1 из 21Следующая ⇒
Глава I ЭФФЕКТ ПРИСАСЫВАНИЯ Присасывание в стесненных водах При плавании во внутренних водах в той или иной мере проявляется эффект присасывания, отражающийся на управляемости судна. Однако за исключением случаев, когда судоходный путь узок и мелководен по отношению к размерам и осадке судна, присасыванием можно пренебречь, и судно не потеряет управляемости *. Но при плавании в стесненных водах потеря управляемости возможна, если судоводитель не учел эффект присасывания и не принял мер предосторожности. Кроме того, возросшие размеры и скорости современных судов заставляют обращать более серьезное, чем раньше, внимание на опасные последствия присасывания при расхождении судов. Рискуя показаться чрезмерно суеверным, автор, тем не менее, позволит себе утверждать, что судам присуще чувство самосохранения. Они боятся мелководья, и этот страх объясняется явлением присасывания. Хотя и лишенные дара речи, суда, вне всякого сомнения, способны передавать важную информацию. Как некоторые люди, впадающие в панику перед лицом опасности, отдельные суда, оказываясь вблизи мели, "сходят с ума", полностью теряя управляемость. Другие же, хотя и они недвусмысленно проявляют свою боязнь мелководья, могут оставаться вблизи него при условии, что характер судна правильно понят и им соответственно управляют. Поэтому капитану или лицу, ведущему судно или осуществляющему лоцманскую проводку, следует как можно глубже ознакомиться со всеми особенностями поведения судна. Подтверждением того, что надежное судно "сотрудничает" со своим капитаном, может служить следующий пример. Предположим, что судно следует по прямому, но узкому водному пути, по обе стороны которого имеется мелководье, а по какой-либо причине — туман или темное время суток — судоводитель не имеет возможности определить местоположение судна относительно осевой линии. Тогда, если судно окажется слишком близко к одному из берегов, оно при условии, что это надежное судно, "сообщит" капитану о таком отклонении, потребовав большей перекладки руля в сторону мелководья. При необходимости судно можно удерживать в непосредственной близости от берега, хотя оно стремится отойти от него. Чтобы удержать судно на оси фарватера, следует незначительно изменить курс в пределах 1-2°. Судно само покажет отход от берега, потребовав меньшей перекладки руля. По достижении же оси фарватера надобность в перекладке руля отпадет полностью. Срезание угла Итак, судно передает информацию, исключительно полезную для удержания его на прямом отрезке фарватера. Теперь рассмотрим случай подхода судна к излучине фарватера и выясним, как по его поведению, а зачастую оно служит единственным источником информации, правильно выбрать нужный маневр. Предположим, что судоводитель, управляющий судном, знает, что подходит к повороту, где направление фарватера постепенно изменяется с севера на восток. В его распоряжении должны быть средства безошибочного определения момента подхода к повороту. Если глубины у берега мало отличаются одна от другой, то лот окажется бесполезным или принесет очень незначительную пользу. В случае отсутствия визуальных ориентиров практически единственным источником информации будет само судно. При следовании по прямому участку фарватера надлежит держаться параллельно, а также достаточно близко к тому берегу, где находится мыс (в данном случае с правой стороны), чтобы судно "испытывало страх" перед берегом и стремилось отойти от него. В этом случае потребуется значительная перекладка руля для удержания судна параллельно берегу. Как только возникнет необходимость в меньшей перекладке руля, станет ясно, что судно достигло начала поворота. В этот момент следует изменить курс судна на точную величину вправо, направив его на мыс, вскоре после чего оно потребует большей перекладки руля. Следует удерживать судно на этом новом курсе до тех пор, пока снова не ослабнет присасывание (другими словами, пока судно не потребует меньшей перекладки руля), затем опять поворачивать вправо до тех пор, пока судно не ляжет курсом на восток. Считалось, что подобные действия оправданы только в тумане, в темноте или в иных сложных условиях. В нормальных условиях при следовании значительным ходом выполняют маневр поворота, удерживая судно в излучине фарватера. При плохой видимости, как правило, рекомендуется следовать по стороне, противоположной излучине судового хода, или срезать угол. Реакция огибающего мыс судна окажет судоводителю помощь в осуществлении, маневра. Вблизи поворота, а также в период осуществления маневра поворота судно стремится отойти на глубокую воду. Используя эту информацию, судоводитель может надежно управлять судном в условиях узкого фарватера и плохой видимости. Теперь посмотрим, что произойдет, если судно будет придерживаться противоположной стороны фарватера при подходе к излучине. В этом случае оно потребует перекладки руля, и будет трудно, если вообще возможно, определить, что необходима дополнительная перекладка руля, т.е. что судно достигло поворота. Малейшее промедление в изменении курса может привести к посадке на грунт, судно может коснуться носом берега еще до того, как возрастет эффект присасывания его кормы к берегу. Более того, положение судна будет оставаться ненадежным в течение всего поворота. Удержание судна в излучине В предыдущих параграфах показано, какую помощь судоводителю оказывает судно под воздействием явления присасывания в условиях плохой видимости или при отсутствии средств навигационного ограждения. Эффект присасывания можно использовать и в целом ряде других случаев. Однако этим явлением часто пренебрегают, поэтому целесообразно рассмотреть его действие, чтобы осознать возникающую в этом случае серьезную потенциальную опасность, могущую превратиться в реальную угрозу. Чтобы продемонстрировать пример непонимания судоводителем явления присасывания и воздействия, оказываемого этим явлением на судно, рассмотрим гипотетический фарватер. За исходные данные примем достоверность направления фарватера и возможность полного хода судна. В этих условиях рекомендуется осуществлять маневр поворота способом удержания судна в излучине с использованием эффекта присасывания. Естественно желание судоводителя осуществлять ранний поворот, т.е. срезать угол. Он может выполнить свое намерение только при условии, что эффект присасывания компенсируется действием руля судна. Предположим, что судоводитель не представляет себе, какое влияние присасывание окажет на судно. Тогда, выполняя постепенный поворот в узком фарватере, он почти всегда начнет действовать раньше, чем следует, в результате чего судно будет испытывать на себе влияние присасывания со стороны мыса. Оно потребует большей перекладки руля, чем необходимо только для осуществления маневра поворота, поскольку придется еще преодолеть замедляющее поворот влияние присасывания. Предположим, что присасывание можно нейтрализовать, а маневр поворота осуществить путем перекладки руля на 20°. Тогда для ликвидации присасывания со стороны мыса необходимо переложить руль еще на 10°. Таким образом, для выполнения поворота руль следует переложить на 30°. Если судоводитель не понимает сущности явления присасывания, он будет удовлетворен тем, что, предприняв маневр немного раньше, одновременно принял и дополнительную меру предосторожности. На самом деле, чем больше он, как ему кажется, осторожен, тем большей опасности подвергает судно, так как, производя поворот таким образом, может не справиться с управлением при незначительном усилении встречного течения или ветра даже при полном угле перекладки руля. Следует указать, что для обеспечения безопасности перед совершением маневра поворота необходимо сбавить ход судна и дать полный ход только в момент готовности поворачивать. Это — необходимая мера предосторожности во всех случаях, когда предполагается значительная перекладка руля. Но такой поворот можно осуществить, производя очень незначительные действия рулем. В этом случае перед поворотом судно подводят достаточно близко к стороне излучины фарватера так, чтобы на удержание его параллельно берегу требовалась перекладка руля порядка 10 , иными словами, чтобы удержать судно от стремления оттолкнуться от берега. При достижении поворота и осуществлении его судно будет удерживаться на этом расстоянии от излучины и использует эффект присасывания, действие которого будет равноценно перекладке руля на 10 . Таким оразом, чтобы произвести поворот (вспомним, что при отсутствии присасывания потребовалась бы перекладка руля на 20°), необходимо переложить руль только на 10° вместо 30°. Если же удерживать судно еще ближе к берегу, то, возможно, действие рулем вообще не потребуется.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|