Здавалка
Главная | Обратная связь

Постановка судна на якорь у вертикального берега



Судно может стоять у почти вертикального берега канала или водного пути с мягким илистым грунтом, отдав якорь, при условии, что маневр постановки на якорь осуществлен должным образом. В некоторых внут­ренних водах этот маневр необходим. Вероятность возникновения каких-либо трудностей для судна или получения им повреждений так же мала, как и при стоянке у причала.

Если судоходный путь узок, судно следует ставить на якорь так, чтобы не препятствовать судоходству. В местах, где наблюдаются приливоотливные явления, необходимо принять дополнительные меры предос­торожности, обеспечивающие достаточное пространство чистой воды для разворота судна и предотвращение поворота кормы против течения при приливоотливных явлениях.

Предположим, что в канале шириной около 180 м нужно поставить на якорь на неопределенное время судно*. Поставленное на якорь посре­дине канала судно, вероятнее всего, будет представлять собой серьез­ную опасность для судоходства. Кроме того, при действии приливо­отливных явлений у него может не быть достаточного пространства для разворота. Даже если течение имеет постоянную величину и направлено вниз по каналу, весьма вероятно, что корма окажется у берега в случае сильного бокового ветра. Поэтому в этих условиях лучше всего ставить судно на якорь вблизи любого из вертикальных берегов, чтобы избежать посадки на грунт; на прямом участке канала, протяженностью в три длины судна, чтобы обеспечить безопасность при любом направлении течения.

В благоприятных условиях судно будет надежно стоять на одном, отданном близко к берегу якоре на короткой якорь-цепи. Чтобы пред­отвратить возможность дрейфа на якоре, следует вытравить достаточ­ное количество якорь-цепи. Если судно не может стоять на одном якоре по причинам, которые указаны ниже, отдают два.

Рассмотрим примеры, когда судно становится на якорь на прямом отрезке канала, берег которого почти вертикален, что предотвращает возможность посадки судна на грунт при нахождении лагом к берегу.

См. примечание на с. 6.

Прежде всего, предположим, что прилив работает с большой силой и что по носу и по корме судна достаточно чистой воды, что позволяв не заботиться об обеспечении пространства вдоль береговой линии После того как будет отдан якорь и стравлено в воду примерно четыре смычки якорь-цепи, вероятнее всего, судно окажется невозможно удер­жать в положении лагом к берегу при действии течения. Дело в том, что действие потока воды вокруг судна, вызываемое течением, создает условия, подобные существующим на ходу судна, хотя и менее ощу­тимые. Разница лишь в том, что отсутствует присасывание, порождав! мое работой винта. Считая, что чем большую скорость развивает суд­но, тем сильнее будет присасывание на траверзе его кормы, сделаем вывод: чем больше сила течения, тем сильнее присасывание кормы

к берегу.

Имея в виду сказанное выше, посмотрим, что может случиться

(в нашем примере уже случилось), когда судно при сильном течении стоит лагом к берегу, отдав один якорь и вытравив на большую длину

якорь-цепь.

Сила присасывания стремится притянуть корму к берегу. Когда это произойдет, течение будет направлено в борт, обращенный к берегу. Нос судна рыскнет от берега, так как его ничто не удерживает. Течение с еще большей силой, возросшей из-за сужения треугольника, образовав­шегося между судном и берегом, направлено во внутренний борт судна.

Казалось бы естественно, что вслед за этим течение оттолкнет! стоящее на якоре судно от берега, но в действительности почти всегд судно пойдет вперед и рыскнет в сторону от берега. При этом корм будет продолжать подтягиваться к берегу, и наконец судно развернете под таким углом, что корма (точнее, руль, винт) окажется на грунте| В этом положении судно остановится и окажется практически бортом к течению или потащит якорь независимо от длины вытравленной якорь-цепи. (рис.4).

Присасывание не будет удерживать корму судна у берега до того, как оно займет указанное выше

положение при условии вертикаль-, ности берега от ложа каналадоего надводной части или непосред­ственно до поверхности воды. Чем более полог берег, тем сильней присасывание и больше вероятность посадки судна на грунт.

Рис. 4. Постановка судна на якорь при большой длине вытравленной якорь-цепи одного якоря. 1 — действует слабое течение, судно расположено параллельно бе­регу; 2 — течение немного усили­вается, судно двигается вперед и от берега, его корма притягивается к берегу; 3 — судно оказывается кормой на грунте

Если корма судна не окажется, на грунте, она в конечном итоге освободится от силы присасывания после чего якорь-цепь опять будет смотреть вперед, а судно снова станет лагом к берегу. Затем, по вышеуказанным причинам, судно вновь рыскнет от берега.

 

 

§ 18. Постановка судна на два якоря для предотвращения посадки на грунт

Предположим, что судно надежно стоит на одном якоре с вытравленной на большую длину якорь-цепью до момента смены приливоотливного течения. При изменении течения, оно, например, под воздействием прижимного ветра, не разворачивается по течению. Для того, чтобы развернуть его, дают ход машине и перекладывают руль на борт с целью отвода кормы судна от берега. Но, несмотря на принятые меры, корма судна прижимается к берегу, а его нос отклоняется от него, пока якорь-цепь не начнет смотреть в корму и не натянется втугую (см,§ 9), после чего судно оказывается на грунте (рис. 5).

Как ни странно, в этом положении судно крайне редко получает какие-либо повреждения, хотя произойти это, конечно, может. Чем дальше в сторону отклоняется нос, когда корма оказывается на грунте, тем более опасным становится положение судна. Если судно находится параллельно берегу, оно коснется его только раковиной, а винт и руль будут в безопасности. Сказанное обосновывает необходимость правильного выбора места отдачи якоря или якорей.

Чтобы предотвратить возникновение рассмотренной ситуации, поль­зуются следующим наиболее эффективным способом отдачи двух якорей. Отдают внешний якорь близко к берегу и, удерживая нос судна по на­правлению к берегу по мере отхода назад, вытравливают четыре смычки якорь-цепи. Затем отдают внутренний якорь и выбирают якорь-цепь внешнего якоря, оставляя в воде только три смычки. Теперь якорь-цепь внутреннего якоря в одну смычку будет смотреть назад и окажет такое же действие, как носовой шпринг, удерживая нос судна против течения. Внешний якорь с якорь-цепью в три смычки будет держать судно зна­чительно лучше (так как судно стоит носом против течения), чем четы­ре или более смычки одного якоря.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.