Общие сведения. Основное оборудование
Тепловоз – автономный локомотив, который и вырабатывает электроэнергию и ее же потребляет). Первичным двигателем в тепловозе является дизель (ДВС), он не имеет свечей. Топливо в цилиндрах самовозгорается от сжатия. В 1924 г. появился первый в мире российский тепловоз Щэл, мощность которого 1000 л.с. с электрической передачей мощности. Далее наладился выпуск тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3, ТЭ10, 2ТЭ116 и др. Основное оборудование тепловозов Основным и самым крупным узлом является дизель. С дизелем соединен главный генератор, который вырабатывает электрическую энергию. Кроме того имеется кабина машиниста с почти такими же приборами как и у электровоза; высоковольтная камера, но максимальное напряжение 600-900 В; также имеется вспомогательное оборудование: топливная система - для подачи топлива в дизель – насосы, фильтры, форсунки, и т.д.; масляная система - для смазки и охлаждения узлов дизеля; водяная система – только для охлаждения, но уже других узлов дизеля. Общий вид и основные узлы тепловоза представлены на рисунке. Типы передач Это способы передачи мощности от дизеля к колесным парам. В настоящее время существует два способа. Электрическая передача постоянного тока – при которой дизель вращает главный генератор постоянного тока. Электроэнергия подается в тяговый двигатель также постоянного тока. Электрическая передача переменно-постоянного тока – при которой главным генератором синхронного типа вырабатывается переменный трехфазный ток, который затем выпрямляется и на двигатель поступает постоянный ток. Электрическая передача переменного тока В этом случае и главный генератор (синхронный) и тяговые двигатели (асинхронные) переменного тока. Между ними устанавливаются сложные электротехнические устройства: выпрямитель и инвертор. Трехфазные двигатели более простые по конструкции и в эксплуатации, так как они не имеют коллектора, а, следовательно, более дешевые и компактные. Асинхронные двигатели применяются в промышленности для привода всех станков и агрегатов. Но у этих моторов есть один существенный недостаток - постоянная скорость вращения: , где f – частота питаемого тока, р – количество пар полюсов двигателя. Частота промышленного тока 50 Гц. Поэтому асинхронные двигатели в промышленности вращаются с одной скоростью. Но для локомотива такое условие не подходит. При разгоне скорость должна увеличиваться до максимальной, а при остановки наоборот снижаться. Необходимо менять частоту в пределах f=5-150 Гц. Для этого требуются громоздкие и дорогостоящие преобразователи частоты. Хотя асинхронные моторы используются в промышленности давно, на локомотивах они появляются только в последние годы, так как требуются сложные устройства для регулирования частоты. Гидравлическая передача При такой передаче между дизелем и колесными парами ставится гидроаппараты – гидромуфта и гидротрансформатор заполненные маслом. Например, ТГМ – тепловоз с гидравлической передачей маневровый. 4.7.3.Устройство дизеля: Дизель – это двигатель внутреннего сгорания (ДВС), расположенный в каждом кузове тепловоза. Дизель имеет 6, 8, 10 или 12 цилиндров. В цилиндре имеется один или два поршня. Для понятия принципа работы ознакомимся с основными узлами дизеля 10Д100. 1. блок (остов) – стальной сварной, в котором располагаются и крепятся остальные узлы 2. рама (на ней стоит дизель и генератор) 3. поддон 4. верхний и нижний коленчатый вал 5. верхний и нижний шатун 6. поршни: два, движущиеся навстречу друг другу 7. цилиндр, с водяной рубашкой для охлаждения 8. форсунки: на каждом цилиндре по две 9. топливные насосы расположены с обеих сторон цилиндров под кулачковыми валами 10. кулачковые валы, связанные с шестерней с верхним коленчатым валом 11. впускные окна 12. выпускные (продувочные) окна На дизеле имеется воздуходувка, связанная с верхним коленчатым валом, от которой сжатый воздух через впускные окна подается в цилиндры. Верхний и нижний коленчатые валы соединены вертикальной передачей. Нижний коленчатый вал соединяется муфтой с якорем генератора. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|