Глава 2. Муниципальное образование как объект управления
не может эффективно функционировать и развиваться. В то же время функционирование и развитие пригородной зоны невозможно без от города. Исторически пригородная зона концентрировалась в посадах. В Киевской Руси посадом называлась часть города вне городских стен. В посадах, как и в слободах, жили те, кто занимался торговлей, ремеслом и другими промыслами. Посад размещался рядом с городом (кремлем). Процесс урбанизации крайне обострил проблемы городов. Возник особый городской образ жизни, характерными чертами которого являются скученность, автомобилизация, проблемы транспорта, экологии и т. п. Центры многих городов оказались неблагоприятны для проживания, и богатые люди начали селиться в пригородах. Постепенно они превратились в неотъемлемый элемент пространственной структуры города. Предназначение пригорода состоит в концентрации пространственного, трудового и продовольственного ресурса для развития города. С формированием пригородной зоны связаны маятниковые миграции, сопровождающие привлечение трудовых ресурсов пригородной зоны на предприятия города. В пригородах сосредоточена значительная часть площадей сельскохозяйственного назначения, а также участки промышленных и санитарно-защитных зон. По объему пригородной зоны судят о перспективах градостроительства и размерах популяционной емкости самого города. Согласно рекомендациям градостроителей, радиус пригородной зоны больших городов составляет в среднем: для города с населением свыше 1 млн чел. — 35-50 км; с населением 0,5-1 млн — 25-30 км; с населением 0,1-0,5 млн — 20-25 км. Такие пропорции в планировании пригородных зон необходимы для оптимизации пространственного, продовольственного и сырьевого ресурса развития города. Важное предназначение пригородной зоны для города состоит также в обеспечении экологического равновесия на территории, где размещается городское поселение, сохранении рекреационных зон и снижении антропогенной нагрузки на ландшафты. В зарубежной литературе проблеме соотношения крупного города и пригородов уделяется большое внимание. Так, английские ученые Л. Классен и Г. Шимеми выделили четыре стадии в развитии городской территории с точки зрения соотношения численности населения в центральном городе и пригородах (табл. 2.6.1). Таблица 2.6.1 Стадии изменения соотношений численности населения города и пригородной зоны
При росте центральной части города за счет пригородов проявляется начальная стадия рассматриваемого процесса — урбанизация. На второй стадии — дезурбанизации (субурбанизации) население центра сокращается быстрее, чем в пригороде, а рост наблюдается в пригороде. Если центр города снова растет либо ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|