Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 6. Муниципальное управление экономикой





туациях может оказаться и бюджетонаполняющим, и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой органи­зацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объе­мом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах. С этих позиций в зарубежной практике выделяется три модели муниципального хозяйства и источников его финансирования.

1. Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивиду­ально потребляемые ими муниципальные услуги, в т. ч. социально значи­мые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через си­стему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйствен­ной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финан­совых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципаль­ных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показате­лей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения.

2. Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что преду­сматривает участие органов местного самоуправления не только в распределе­нии муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использова­ния экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муни­ципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и с производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципаль­ной собственности, включая собственность на землю.

3. Myниципально-рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а орга­ны местного самоуправления. Для этого они должны иметь в качестве исто­чников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и, следователь­но, стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Ос­новоположник российской муниципальной науки Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом. Идея муниципального социализма со­стоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном са­мостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.

Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто сред­нее между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособ­ность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять



Система муниципального управления


жителям множество либо бесплатных, либо частично оплачиваемых бюджетных услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, му­ниципальные предприятия на сегодня (подробнее об этом см. в разделе 6.4) явля­ются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требу­ющих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.