Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых.
Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы военнослужащие ясно понимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятельность и инициативу. Наглядность вобучении диктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания. Наглядность обучения предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военном обучении — сформировать у воинов прочные знания, умения и навыки, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у обучаемых конкретные и правильные представления о современном бое. Средства наглядности классифицируются на натуральные (показ практических действий, образцов вооружения и военной техники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, метафоры). Систематичность, последовательность и комплексность в обученииозначают, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретенные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих. Обучение на высоком уровне трудностейтребует, чтобы обучаемые сознательно овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками при высоком напряжении своих умственных способностей и физических сил. Это значит, что в боевой подготовке не должно быть легкого обучения, простого запоминания различных сведений, механического исполнения тех или иных действий. Прочность знаний, умений и навыковобеспечивается всем ходом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навыков способствуют систематические повторения учебного материала, осуществляемые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепление и углубление знаний, совершенствование умений и навыков происходят в процессе практической деятельности обучаемых. Поэтому сержанты должны следить за качеством усвоения программы солдатами, знать, какие вопросы и конкретно кем отработаны недостаточно, принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем индивидуальных заданий, дополнительных тренировок и привития навыков в самостоятельной работе. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.Коллективизм как единство мысли, воли, действия и ответственности личного состава является непременным условием достижения победы в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении. Осуществлять индивидуальный подход—это хорошо знать духовные и физические особенности каждого военнослужащего и воздействовать на него с учетом этих особенностей. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Форма обучения— организационная сторона занятия. Обучение осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, состава обучаемых и определяют структуру занятия (порядок и последовательность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности обучающего, его помощников и обучаемых, использование элементов учебной материально-технической базы, вооружения и военной техники. Общими формами обучения личного состава, применяемыми во всех видах Вооруженных Сил и родах войск, являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, боевые стрельбы и тактические учения. Впроцессе теоретических занятийосуществляется усвоение воинами общественно-государственных знаний, теоретических основ подготовки и ведения тактических действий, физических основ и принципов работы вооружения и военной техники. Этому служат лекции, семинары, групповые занятия, беседы (собеседования), зачеты, занятия в специально оборудованных классах, самостоятельная подготовка, консультации и т. д. Вгруппу практических занятийвходят тактико-строевые и тактические занятия, занятия на полигоне, в парке, на строевом плацу, в спортивном городке, на макете местности. В ходе этих занятий военнослужащие овладевают вооружением и военной техникой, отрабатывают способы выполнения тактических приемов и действий при вооружении (на технике) в различных видах боя, в различных условиях. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка). Для подготовки обучающего состава используются инструкторско-методические, показные занятия, летучки и групповые упражнения. Комплексные тренировкипроводятся днем и ночью, на полигонах, в огневых городках, на командных пунктах, на огневых позициях и т. д. Их назначение — выработать, поддерживать и совершенствовать у отдельных военнослужащих и подразделений общие и специальные навыки боевой работы, способствовать боевому слаживанию отделений (экипажей, расчетов). Боевые стрельбыпроводятся для проверки знаний и навыков, полученных ранее, и совершенствования навыков и умений военнослужащих поражать цели в современном бою. Как правило, они завершают тот или иной этап обучения военнослужащих и подразделений. Тактические учения— высшая форма обучения командиров, штабов и войск. Их цель — завершение боевого слаживания подразделений, воинских частей, соединений. Тактические учения являются важнейшим средством достижения высокого уровня полевой выучки и боевой готовности. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы военного обучения — это приемы и способы совместной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых командир (обучающий) достигает усвоение подчиненными (обучаемыми) знаний, формирует у них умения и навыки, вырабатывает морально-боевые и психологические качества, обеспечивает сла-живание подразделений, воинских частей и их штабов. Основными методами обучения являются устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа. Устное изложение учебного материалаприменяется при ознакомлении военнослужащих с основными положениями уставов и других документов, с тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений армий иностранных государств. Оно бывает в виде объяснения, рассказа или лекции. Обсуждение изучаемого материалаприменяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по боевой подготовке, осуществляется в ходе бесед, групповых и семинарских занятий. Беседа представляет собой способ доведения обучаемым знаний путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач, поставленных руководителем занятия. На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-рефераты, дающие основу для выступлений, обмена мнениями, для товарищеских дискуссий. Показ (демонстрация) — наиболее эффективный путь обучения военнослужащих разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приемов, физических упражнений, действий с оружием, устройства и способов управления вооружением и военной техникой, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. Упражнение (тренировка).Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у военнослужащих умений и практических навыков. В ходе упражнений обучаемые овладевают практическими приемами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых и технических задач, выполнения строевых приемов и действий в пеших строях, на автомобилях и боевых машинах. Практическая работа выполняется личным составом, как правило, после того, как будет усвоен определенный объем знаний, умений и навыков. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, комплексируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделений, расчетов, экипажей и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений, воинских частей и в подготовке их к выполнению боевых задач. Самостоятельное изучение учебного материалаявляется важнейшим методом обучения личного состава. Метод самостоятельного изучения материала — это совокупность приемов и способов, с помощью которых военнослужащие без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, умения и навыки, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы воинов являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, самостоятельный просмотр и прослушивание теле- и радиопередач. В учебных подразделениях подготовка курсантов проводится с применением методики планомерного и поэтапного привития знаний, умений и навыков. Суть ее состоит в том, что обучение курсантов ведется с использованием учебно-тренировочных карт (УТК) и учебных задач. Курсанты не заучивают содержание УТК, а с их помощью сразу изучают устройство агрегатов, узлов и практически выполняют операции (подготовка вооружения к стрельбе, настройка радиостанции и т. д.). Для проведения занятия взвод (отделение) разбивается на учебные группы по три человека. Из них один читает УТК, другой показывает названное на ма- кете или реальном объекте, третий контролирует его действия. В последующем они меняются местами. Таким образом, каждый обучаемый трижды в течение отведенного времени изучает материал. Обучение курсантов ведется сначала с использованием полных УТК, отражающих весь объем действий, а в последующем — сокращенных УТК, в которых указываются только основные (ключевые) действия. Командир отделения должен непосредственно участвовать в изучении обучаемыми материала, быть готовым дать ответ на вопросы, помочь разобраться с содержанием УТК, добиться высокой активности обучаемых на занятии. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|