Здавалка
Главная | Обратная связь

Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых.



Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы воен­нослужащие ясно понимали свои задачи, осмысленно приобрета­ли знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высо­кую активность, самостоятельность и инициативу.

Наглядность вобучении диктуется тем, что зрительные, слухо­вые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются на­чалом всякого познания. Наглядность обучения предполагает не­разрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военном обучении — сформировать у воинов прочные знания, умения и навыки, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у обучаемых конкретные и правильные представления о современном бое.

Средства наглядности классифицируются на натуральные (по­каз практических действий, образцов вооружения и военной тех­ники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, метафоры).

Систематичность, последовательность и комплексность в обуче­нииозначают, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретенные, а изу­ченные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.

Обучение на высоком уровне трудностейтребует, чтобы обучае­мые сознательно овладевали необходимыми знаниями, умения­ми и навыками при высоком напряжении своих умственных способностей и физических сил. Это значит, что в боевой подго­товке не должно быть легкого обучения, простого запоминания различных сведений, механического исполнения тех или иных действий.

Прочность знаний, умений и навыковобеспечивается всем хо­дом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навы­ков способствуют систематические повторения учебного матери­ала, осуществляемые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепление и углубление знаний, совершенствование умений и навыков происходят в процессе практической деятель­ности обучаемых. Поэтому сержанты должны следить за качест­вом усвоения программы солдатами, знать, какие вопросы и кон­кретно кем отработаны недостаточно, принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем инди­видуальных заданий, дополнительных тренировок и привития на­выков в самостоятельной работе.


Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.Коллекти­визм как единство мысли, воли, действия и ответственности лич­ного состава является непременным условием достижения победы в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успе­ха в обучении. Осуществлять индивидуальный подход—это хорошо знать духовные и физические особенности каждого военнослужа­щего и воздействовать на него с учетом этих особенностей.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Форма обучения— организационная сторона занятия. Обуче­ние осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, состава обучаемых и определяют структуру занятия (поря­док и последовательность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специ­фику деятельности обучающего, его помощников и обучаемых, использование элементов учебной материально-технической базы, вооружения и военной техники.

Общими формами обучения личного состава, применяемыми во всех видах Вооруженных Сил и родах войск, являются теорети­ческие и практические занятия, комплексные тренировки, бое­вые стрельбы и тактические учения.

Впроцессе теоретических занятийосуществляется усвоение во­инами общественно-государственных знаний, теоретических основ подготовки и ведения тактических действий, физических основ и принципов работы вооружения и военной техники. Это­му служат лекции, семинары, групповые занятия, беседы (собесе­дования), зачеты, занятия в специально оборудованных классах, самостоятельная подготовка, консультации и т. д.

Вгруппу практических занятийвходят тактико-строевые и так­тические занятия, занятия на полигоне, в парке, на строевом пла­цу, в спортивном городке, на макете местности. В ходе этих заня­тий военнослужащие овладевают вооружением и военной техникой, отрабатывают способы выполнения тактических прие­мов и действий при вооружении (на технике) в различных видах боя, в различных условиях. Основными методами здесь выступа­ют показ и упражнение (тренировка).

Для подготовки обучающего состава используются инструкторско-методические, показные занятия, летучки и групповые упражнения.

Комплексные тренировкипроводятся днем и ночью, на полиго­нах, в огневых городках, на командных пунктах, на огневых пози­циях и т. д. Их назначение — выработать, поддерживать и совер­шенствовать у отдельных военнослужащих и подразделений


общие и специальные навыки боевой работы, способствовать бо­евому слаживанию отделений (экипажей, расчетов).

Боевые стрельбыпроводятся для проверки знаний и навыков, полученных ранее, и совершенствования навыков и умений воен­нослужащих поражать цели в современном бою. Как правило, они завершают тот или иной этап обучения военнослужащих и подраз­делений.

Тактические учения— высшая форма обучения командиров, штабов и войск. Их цель — завершение боевого слаживания под­разделений, воинских частей, соединений. Тактические учения являются важнейшим средством достижения высокого уровня полевой выучки и боевой готовности.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы военного обучения — это приемы и способы совмест­ной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых коман­дир (обучающий) достигает усвоение подчиненными (обучаемы­ми) знаний, формирует у них умения и навыки, вырабатывает морально-боевые и психологические качества, обеспечивает сла-живание подразделений, воинских частей и их штабов.

Основными методами обучения являются устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и само­стоятельная работа.

Устное изложение учебного материалаприменяется при озна­комлении военнослужащих с основными положениями уставов и других документов, с тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений армий ино­странных государств. Оно бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.

Обсуждение изучаемого материалаприменяется для углубле­ния, закрепления и систематизации военных и военно-техниче­ских знаний на занятиях по боевой подготовке, осуществляется в ходе бесед, групповых и семинарских занятий.

Беседа представляет собой способ доведения обучаемым знаний путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач, поставленных руково­дителем занятия.

На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются до­клады-рефераты, дающие основу для выступлений, обмена мне­ниями, для товарищеских дискуссий.


Показ (демонстрация) — наиболее эффективный путь обучения военнослужащих разучиваемым действиям. Метод показа представ­ляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучаемого предмета, форми­руются конкретные представления об устройстве вооружения и во­енной техники. Показ применяется при изучении строевых прие­мов, физических упражнений, действий с оружием, устройства и способов управления вооружением и военной техникой, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Упражнение (тренировка).Под методом упражнений понимает­ся многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий в целях выработки и совер­шенствования у военнослужащих умений и практических навы­ков.

В ходе упражнений обучаемые овладевают практическими приемами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых и техниче­ских задач, выполнения строевых приемов и действий в пеших строях, на автомобилях и боевых машинах.

Практическая работа выполняется личным составом, как пра­вило, после того, как будет усвоен определенный объем знаний, умений и навыков. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, комплексируется, совершенствуется. Практическая работа прово­дится в составе отделений, расчетов, экипажей и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений, воинских частей и в подготовке их к выполнению боевых задач.

Самостоятельное изучение учебного материалаявляется важней­шим методом обучения личного состава. Метод самостоятельного изучения материала — это совокупность приемов и способов, с помощью которых военнослужащие без непосредственного учас­тия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, уме­ния и навыки, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы воинов являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, самостоятельный просмотр и прослушивание теле- и радиопередач.

В учебных подразделениях подготовка курсантов проводится с применением методики планомерного и поэтапного привития знаний, умений и навыков. Суть ее состоит в том, что обучение курсантов ведется с использованием учебно-тренировочных карт (УТК) и учебных задач. Курсанты не заучивают содержание УТК, а с их помощью сразу изучают устройство агрегатов, узлов и прак­тически выполняют операции (подготовка вооружения к стрель­бе, настройка радиостанции и т. д.). Для проведения занятия взвод (отделение) разбивается на учебные группы по три челове­ка. Из них один читает УТК, другой показывает названное на ма-


кете или реальном объекте, третий контролирует его действия. В последующем они меняются местами. Таким образом, каждый обучаемый трижды в течение отведенного времени изучает мате­риал. Обучение курсантов ведется сначала с использованием пол­ных УТК, отражающих весь объем действий, а в последующем — сокращенных УТК, в которых указываются только основные (ключевые) действия.

Командир отделения должен непосредственно участвовать в изучении обучаемыми материала, быть готовым дать ответ на во­просы, помочь разобраться с содержанием УТК, добиться высо­кой активности обучаемых на занятии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.