СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Обучение военнослужащих — педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) подчиненные приобретают необходимые знания, умения и навыки, из чего в конечном счете слагается воинское мастерство. Знания— закрепленные в памяти различные сведения в виде систематизированных понятий и образов и передаются (сообщаются) в форме лекций, бесед, показов кино- и видеофильмов, показов практических действий войск. Знания выражаются в правилах, законах, научных теориях. Процесс овладения знаниями завершается их применением на практике. В бою мало знать, как надо действовать, необходимо на основе этих знаний уметь действовать. На основе усвоения знаний у воинов в процессе специальных упражнений развиваются необходимые умения и навыки. Умения— способность обучаемых делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом. Являются основой для быстрого, точного и сознательного выполнения своих обязанностей на практике. В процессе их формирования военнослужащий переходит от работы с посторонней помощью к самостоятельной работе. В ходе постоянных упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы превращаются в навыки. Однако умения не сводятся к сумме навыков, в них всегда есть элементы творчества, которые позволяют солдату умело действовать в различной обстановке, исключают шаблон и натаскивание. Умения формируются в ходе тренажей, тренировок, стрельб, выполнения упражнений по вождению. Навыки— умения, созданные упражнениями, привычкой, автоматически выполняемые действия, представляющие собой составную часть сознательной деятельности человека и формируются преимущественным образом в тех формах обучения, где основным методом является практическая работа. Навыки в процессе деятельности как бы высвобождают сознание и волю воина от излишней распыленности и дают ему возможность сосредоточиться на решении основной задачи. На их формирование направлена вся полевая выучка войск. Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последующей многократной тренировкой составляет основу последовательности формирования у солдат необходимых навыков и умений. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Принципы обучения — это руководящие положения, определяющие ход обучения в соответствии с целями воинского воспитания и раскрывающие закономерности процесса усвоения знаний, формирования умений и выработки у обучаемых практических навыков. В принципах обучения выражены основные требования к содержанию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся: научность обучения; учить войска тому, что необходимо на войне; сознательность, активность и самостоятельность обучаемых; наглядность в обучении; систематичность, последовательность и комплексность в обучении; обучение на высоком уровне трудностей; прочность знаний, умений и навыков; коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Научность обученияопределяет направленность обучения личного состава, отражает зависимость содержания, методов и организации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно продумываться и строиться так, чтобы изучаемый материал формировал твердую убежденность в необходимости воинской службы, вооружал воинов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задачами личного состава. Реализация этого принципа немыслима без высокой военно-профессиональной подготовки сержанта, что обязывает его постоянно работать над собой. Учить войска тому, что необходимо на войне.Этот принцип отражает объективную необходимость готовить личный состав в строгом соответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях, максимально приближать каждое занятие к боевой действительности, проводить занятия с полной нагрузкой, без послаблений и упрощений. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|