Здавалка
Главная | Обратная связь

Воспитание в процессе воинской и общественной деятельности.



Решающая роль в формировании личности человека, в развитии его моральных и боевых качеств принадлежит воинской деятель­ности. В ходе ее у воинов закрепляются и совершенствуются мо­рально-боевые качества: дисциплинированность, самостоятель­ность, инициатива, смелость, решительность, настойчивость, длительное волевое усилие, выносливость, взаимовыручка, пси­хологическая готовность к успешному ведению боя.

Воспитательная роль ратного труда зависит от соблюдения ряда условий. Прежде всего важно средствами воспитания доби­ться понимания воинами целесообразности, общественного зна­чения тех заданий, которые им поручались. Воспитательное воз­действие ратного труда повышается, если в него вносятся элементы состязательности. Воспитательная роль труда возраста­ет, если командир и воинский коллектив своевременно выявляют и поощряют отличившихся воинов, поддерживают старательных, инициативных и осуждают нерадивых. Педагогически ценным является разумное сочетание умственного труда с физическим, напряженного труда с отдыхом и культурным досугом. Это позво­ляет предупредить переутомляемость и неприязненное отноше­ние воинов к ратному труду.

Воспитание в коллективе и через коллектив.Этот принцип тре­бует от командира постоянной заботы о сплочении подчиненных в дружную, крепкую семью, о формировании у них чувства вой­скового товарищества, братства, коллективизма. Без этого в со­временных условиях немыслимо достижение победы в бою.

Успешная реализация командиром воспитательных возможно­стей воинского коллектива осуществляется на основе определен­ных требований. Важнейшие из них следующие: установление и строгое соблюдение в коллективе уставных взаимоотношений, обсуждение с воинами результатов учебы и службы, организация взаимопомощи, развитие принципиальной критики и самокрити­ки, накопление положительных традиций в коллективе.

Индивидуальный и дифференцированный подход к воинам.Рос­сийские воины воспитываются в коллективе, но каждый воин — конкретная личность с характерными только для нее индивидуа­льными качествами. В то же время воинам присущи некоторые общие черты, обусловленные их возрастом, профессией, опытом работы, образованием и т. д. Все эти особенности проявляются в поведении воинов и составляют ту объективную реальность, с ко­торой неизбежно должны считаться командиры. Воспитатель обязан глубоко и всесторонне знать особенности воинов и учиты­вать их в процессе воспитания.

Сочетание требовательности с уважением личного достоинствавоинов и заботой о них. Вэтом принципе воедино слиты две сто-


роны воспитательного процесса: требовательность и уважение к человеку. Общеизвестна истина, что требовательность начальни­ка к подчиненным обязательно должна сочетаться с требователь­ностью к самому себе, иначе она превратится в пустую формаль­ность.

Для требовательного командира должны быть характерны та­кие черты, как принципиальность и непримиримость к недостат­кам, настойчивость и решительность в проведении в жизнь своих требований, установление персональной ответственности воен­нослужащих за порученное дело, строгий контроль исполнения.

Опора на положительное в личности воинов и коллективе.У лю­бого воина, даже самого трудновоспитуемого, обязательно есть положительные черты, правильные взгляды, хорошие чувства. Найти это хорошее, развивать, поощрять его и опираться на него в воспитании подчиненных — прямая обязанность сержанта.

Принцип опоры на положительное требует поддержки и раз­вития хорошего как в отдельном человеке, так и в коллективе.

Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.Успех воспитания воинов находится в прямой зави­симости от согласованности в работе сержантов, прапорщиков, офицеров. Добиваться согласованности в работе с людьми — зна­чит предъявлять единые требования к подчиненным, воспитывать их общими усилиями сержантов, прапорщиков и офицеров. Пре­емственность в воспитании означает сохранение, закрепление и дальнейшее развитие в практике воспитания всего того положи­тельного, что накоплено в жизни коллектива предыдущими вос­питателями.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Метод воинского воспитания — это совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воинов в целях формирования у них необходимых качеств для выполнения воинского долга. Основными методами воспитания российских воинов являются убеждение, пример, упражнение, соревнование, поощрение, критика и самокритика, принуждение. На практике данные методы чаще всего применяются в совокупности и в раз­личных сочетаниях. Основными формами воспитательной работы являются: занятия по общественно-государственной подготовке, беседы, диспуты и т. д. Они должны соответствовать тем требова­ниям, которые вытекают из задач, поставленных перед Воору­женными Силами.

Метод убеждения— главный метод воспитания российских во­инов. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, дан­ные науки, достоверные факты жизни, практики, личный опыт воинов, добиваться того, чтобы требования Военной присяги и воинских уставов превращались в глубокие личные убеждения во-


инов, становились мотивами их поведения, руководством к дей­ствию. Способы убеждения — объяснение, разъяснение, внуше­ние, доказательство, призыв и т. д.

Важнейшим условием успешного убеждения является умение сержанта расположить к себе подчиненных, завоевать их доверие, добиться взаимопонимания, проявить настойчивость, выдержку, терпение и такт.

Метод примера— целеустремленное и систематическое воз­действие воспитателей на воинов силой личного примера, а также всеми видами положительного примера как образца для подража­ния, стимула в соревновании и основы для формирования высо­кого идеала поведения и жизни. Воспитательное влияние приме­ра основывается на склонности людей к подражанию, на потребности изучать и заимствовать опыт других. Каждый коман­дир должен помнить, что личный пример воспитателя является важнейшим условием, дающим ему моральное право воспитывать других. Личный пример командира является основой его автори­тета, оказывает вдохновляющее влияние на людей в трудной об­становке, в бою.

Метод упражнения.Развивать волю воина, воспитывать у него смелость, решительность, самообладание можно только при усло­вии, если воспитательная работа сочетается с постоянными мора­льно-волевыми упражнениями, связанными с преодолением трудностей военной службы. Сущность метода упражнения в вос­питании состоит в такой организации службы и всей жизни вои­нов, которая повседневно укрепляет их сознание, закаляет волю, развивает чувства, позволяет приобретать положительный социа­льный опыт, привычки правильного поведения.

Упражнение в воспитании осуществляется опосредствованно через решение повседневных жизненно необходимых задач, осоз­наваемых воинами. Чтобы выработать у воина смелость, настой­чивость, инициативу, его надо систематически ставить в такие условия, в которых ему требовалось бы проявлять эти качества.

Метод соревнования.Сущность соревнования как метода вос­питания состоит в применении такой системы воспитательных воздействий на воинов, которая развивает у них дух товарище­ской состязательности и здорового соперничества, равнение на лучших в учебе и в выполнении служебных обязанностей, сотруд­ничество, взаимопомощь, подтягивание отстающих до уровня пе­редовых и обеспечивает на этой основе достижение высоких об­щих результатов.

Метод поощрения— это система средств и приемов морального

материального стимулирования воинов, проявивших высокий

уровень сознательности, усердия, инициативы, настойчивости в

выполнении воинского долга и добившихся высоких результатов

в боевой подготовке, службе, общественной работе.


При применении поощрения командир должен помнить, что поощрение должно быть педагогически целесообразным, носить воспитательный характер, вызывать положительные изменения в деятельности воина и воинского коллектива, в их качествах. По­ощрение должно быть заслуженным. Оно ценно тогда, когда вы­носится своевременно.

Метод критики и самокритики.Сущность метода критики и са­мокритики в воспитании состоит в применении системы воспита­тельных воздействий на воинский коллектив и личность воина, выраженных в форме суждений, анализа, обобщения и объектив­ной оценки их деятельности, взглядов, направленных на устране­ние допускаемых ими ошибок, недостатков и негативных явлений, развитие высокого чувства ответственности за свое поведение, со­стояние воинской дисциплины, боевой готовности подразделения.

Метод принужденияприменяется к отдельным солдатам, чьи поступки противоречат требованиям уставов и приказов коман­диров (начальников). Принуждение включает следующие формы воздействия: напоминание, предупреждение, запрещение, осуж­дение товарищами. Крайней мерой принуждения является взыска­ние. Сержант обязан для выполнения требований дисциплины и порядка использовать все меры принуждения, не оставлять без воздействия ни одного проступка, строго взыскивать с нерадивых.

Личный пример сержанта является его главным методом рабо­ты с подчиненными, важнейшим условием выполнения своих обязанностей. Он усиливает или ослабляет действенность всех других методов воспитания. «Слово учит, а пример ведет», — гла­сит народная мудрость.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.