Здавалка
Главная | Обратная связь

Подготовка к проведению занятий



В процессе обучения подчиненных сержанты проводят клас­сные и полевые занятия, различного рода упражнения и трени­ровки; руководят самостоятельной подготовкой солдат.

Качество проведения занятия во многом зависит от личной подготовленности руководителя занятия.

При подготовке к занятию в соответствии с указаниями (инст­руктажем) старшего начальника сержанту необходимо:

уяснить тему, основные вопросы и учебные цели занятия;

наметить порядок проведения занятия;

подобрать и изучить необходимые уставы, наставления и учеб­ные пособия;

определить и, если нужно, подготовить место и материальное обеспечение занятия;

составить план-конспект (план) проведения занятия.

Если по ходу занятия сержанту необходим помощник, то он назначается из наиболее подготовленных солдат. Накануне заня­тия помощник тщательно инструктируется.

Для лучшего уяснения содержания занятия необходимо изу­чить требования программы по данной теме и четко определить цель конкретного занятия с учетом степени подготовки обучае­мых по данному предмету.

При уяснении темы и учебных целей занятия командир отде­ления должен изучить по программе содержание данного заня­тия, а затем отчетливо представить себе, чего нужно добиться от обучаемых в результате занятия. Необходимо помнить, что заня­тия на одну и ту же тему или одного и того же содержания могут иметь различную цель. Например, если соответствующие приемы будут объясняться и показываться номерам расчета впервые, то целью таких занятий является научить номера выполнять те или иные приемы и добиться усвоения их; если обучаемые усвоили эти приемы на предыдущих занятиях, то целью занятия будут со­вершенствование, тренировка. Следовательно, чтобы правильно наметить цель занятия, недостаточно знать тему и ее содержание, а нужно обязательно учитывать степень подготовки отделения и отдельных номеров.

Определив цель занятия, руководитель приступает к отбору и изучению имеющейся литературы по данной теме. Основные уставные положения, изучаемые на занятиях, целесообразно знать наизусть. Ознакомившись с теоретическим материалом, ру­ководитель занятия при необходимости практически отрабатыва­ет приемы, которым нужно обучить подчиненных; определяет ме­тодику проведения занятия; подразделяет общую тему занятия на учебные вопросы и определяет последовательность их изучения.


Одновременно он определяет время, необходимое на изложение (отработку) каждого вопроса.

При определении учебных вопросов и последовательности их изложения необходимо следовать основному требованию обуче­ния — от простого к сложному, от частного к общему.

Большое значение для правильного обучения личного состава имеет выбор места проведения занятия. Практика показывает, что занятия по тактической подготовке и по боевой работе необ­ходимо проводить в поле в условиях, наиболее близких к боевым. В классе, как правило, проводят занятия по изучению теоретиче­ских вопросов, а занятия по изучению устройства и технического обслуживания вооружения и военной техники — в парках и спе­циально оборудованных классах.

При необходимости перед проведением занятий обучаемым дается задание на самостоятельное изучение и повторение прой­денного учебного материала.

К каждому занятию руководитель составляет план-конспект (план), который представляет собой обобщение всей подготови­тельной работы с изложением порядка и методики (приемов) проведения занятия.

Материальное обеспечение занятий. Использование на заняти­ях учебных и наглядных пособий способствует более глубокому изучению военнослужащими своей специальности. К учебным и наглядным пособиям следует отнести уставы и наставления, учеб­ники, плакаты, макеты приборов, вооружения, военной техники и боеприпасов, действующие макеты отдельных узлов и механиз­мов. Также могут демонстрироваться учебные кино- и видеофи­льмы.

Для обеспечения наглядности обучения командир отделения должен заблаговременно получить и подготовить необходимое учеб­ное имущество, а для полевых занятий — полевую экипировку.

На занятиях по тактической и специальной подготовке дол­жны быть штатные техника и вооружение. Для ночных занятий нужны средства освещения.

На занятиях по материальной части в классе необходимо иметь механизмы в разобранном виде, учебные приборы, макеты, пла­каты, ЗИП и т. п. Кроме того, командир отделения определяет, какие плакаты, чертежи, схемы или макеты могут понадобиться в ходе занятия. Подготавливая все это, руководитель занятия дол­жен подумать о том, как наиболее целесообразно использовать учебные и наглядные пособия для предстоящего занятия. Коли­чество и разнообразие наглядных пособий зависят от конкретных условий обучения.

Лучшей формой подготовки военнослужащих являются прак­тические занятия и тренировки на штатном вооружении. Однако


обучение на реальных образцах сопряжено с определенными сложностями. Поэтому в обучении должны широко использова­ться учебно-тренировочные средства, которые позволяют без рас­хода ресурсов вооружения и боеприпасов достаточно полно, бы­стро и доходчиво обучать и тренировать военнослужащих. Так, например, к ним могут относиться кинотренажеры.

После занятий и тренировок на учебно-тренировочных средствах полученные знания и навыки закрепляются на штатном вооружении.

При подготовке к проведению занятия командир отделения составляет план-конспект. Объем и полнота конспекта зависят от опыта руководителя, проводящего занятие.

Обычно в нем указываются тема, продолжительность занятия, место проведения и материальное обеспечение, учебные вопро­сы, краткое их содержание и время, отведенное на изучение каж­дого вопроса, действия и указания руководителя, действия обуча­емых. К плану-конспекту тренировочного занятия необходимо прилагать заранее заполненный бланк команд, задач, примеров и т. п. В плане-конспекте должны быть отражены и действия по­мощника руководителя занятия (если он будет назначен). Состав­ленный план-конспект представляется командиру взвода для утверждения и получения окончательных указаний о проведении занятий. Методика подготовки и вариант плана проведения так­тико-строевого занятия приведены в приложениях 1 и 2.

Проведение занятий

Занятие необходимо начинать и заканчивать в установленное расписанием время. Приняв доклад от помощника о готовности отделения (экипажа, расчета) к занятию, руководитель проверяет наличие оружия, учебного оборудования и пособий. Объявив тему и учебные цели занятия, проверяет усвоение обучаемыми ра­нее пройденного материала путем контрольного опроса или вы­полнения приемов (нормативов). Иногда руководителю целесо­образно самому повторить обучаемым ранее пройденный материал.

Контрольный вопрос следует задавать всей группе, предоста­вив некоторое время для обдумывания ответа, и только после это­го называть фамилию обучаемого для ответа на заданный вопрос. Ответ обучаемого или выполнение им приема необходимо оце­нить. Оценка объявляется перед всей группой и заносится в жур­нал учета занятий.

При проведении занятия необходимо руководствоваться мето­дическими указаниями, изложенными в программе обучения. Учебный материал следует излагать последовательно, а выполне­ние приемов показывать практически; переходить к изучению по­следующего вопроса только после усвоения обучаемыми преды­дущего. Закрепление пройденного материала, а также выработка


устойчивых навыков осуществляются на соответствующих прак­тических занятиях и тренировках.

В конце каждого занятия руководитель подводит итог, кратко отмечает степень усвоения пройденного материала, указывает на слабо отработанные приемы и методику их доработки. После это­го, проверив наличие учебно-материальной базы и имущества, за­канчивает занятие.

Обучение — это двусторонний педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) солдаты приобретают необходимые знания, умения и навыки, из которых в конечном счете складывается воинское мастерство.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.