Подготовка к проведению занятий
В процессе обучения подчиненных сержанты проводят классные и полевые занятия, различного рода упражнения и тренировки; руководят самостоятельной подготовкой солдат. Качество проведения занятия во многом зависит от личной подготовленности руководителя занятия. При подготовке к занятию в соответствии с указаниями (инструктажем) старшего начальника сержанту необходимо: уяснить тему, основные вопросы и учебные цели занятия; наметить порядок проведения занятия; подобрать и изучить необходимые уставы, наставления и учебные пособия; определить и, если нужно, подготовить место и материальное обеспечение занятия; составить план-конспект (план) проведения занятия. Если по ходу занятия сержанту необходим помощник, то он назначается из наиболее подготовленных солдат. Накануне занятия помощник тщательно инструктируется. Для лучшего уяснения содержания занятия необходимо изучить требования программы по данной теме и четко определить цель конкретного занятия с учетом степени подготовки обучаемых по данному предмету. При уяснении темы и учебных целей занятия командир отделения должен изучить по программе содержание данного занятия, а затем отчетливо представить себе, чего нужно добиться от обучаемых в результате занятия. Необходимо помнить, что занятия на одну и ту же тему или одного и того же содержания могут иметь различную цель. Например, если соответствующие приемы будут объясняться и показываться номерам расчета впервые, то целью таких занятий является научить номера выполнять те или иные приемы и добиться усвоения их; если обучаемые усвоили эти приемы на предыдущих занятиях, то целью занятия будут совершенствование, тренировка. Следовательно, чтобы правильно наметить цель занятия, недостаточно знать тему и ее содержание, а нужно обязательно учитывать степень подготовки отделения и отдельных номеров. Определив цель занятия, руководитель приступает к отбору и изучению имеющейся литературы по данной теме. Основные уставные положения, изучаемые на занятиях, целесообразно знать наизусть. Ознакомившись с теоретическим материалом, руководитель занятия при необходимости практически отрабатывает приемы, которым нужно обучить подчиненных; определяет методику проведения занятия; подразделяет общую тему занятия на учебные вопросы и определяет последовательность их изучения. Одновременно он определяет время, необходимое на изложение (отработку) каждого вопроса. При определении учебных вопросов и последовательности их изложения необходимо следовать основному требованию обучения — от простого к сложному, от частного к общему. Большое значение для правильного обучения личного состава имеет выбор места проведения занятия. Практика показывает, что занятия по тактической подготовке и по боевой работе необходимо проводить в поле в условиях, наиболее близких к боевым. В классе, как правило, проводят занятия по изучению теоретических вопросов, а занятия по изучению устройства и технического обслуживания вооружения и военной техники — в парках и специально оборудованных классах. При необходимости перед проведением занятий обучаемым дается задание на самостоятельное изучение и повторение пройденного учебного материала. К каждому занятию руководитель составляет план-конспект (план), который представляет собой обобщение всей подготовительной работы с изложением порядка и методики (приемов) проведения занятия. Материальное обеспечение занятий. Использование на занятиях учебных и наглядных пособий способствует более глубокому изучению военнослужащими своей специальности. К учебным и наглядным пособиям следует отнести уставы и наставления, учебники, плакаты, макеты приборов, вооружения, военной техники и боеприпасов, действующие макеты отдельных узлов и механизмов. Также могут демонстрироваться учебные кино- и видеофильмы. Для обеспечения наглядности обучения командир отделения должен заблаговременно получить и подготовить необходимое учебное имущество, а для полевых занятий — полевую экипировку. На занятиях по тактической и специальной подготовке должны быть штатные техника и вооружение. Для ночных занятий нужны средства освещения. На занятиях по материальной части в классе необходимо иметь механизмы в разобранном виде, учебные приборы, макеты, плакаты, ЗИП и т. п. Кроме того, командир отделения определяет, какие плакаты, чертежи, схемы или макеты могут понадобиться в ходе занятия. Подготавливая все это, руководитель занятия должен подумать о том, как наиболее целесообразно использовать учебные и наглядные пособия для предстоящего занятия. Количество и разнообразие наглядных пособий зависят от конкретных условий обучения. Лучшей формой подготовки военнослужащих являются практические занятия и тренировки на штатном вооружении. Однако обучение на реальных образцах сопряжено с определенными сложностями. Поэтому в обучении должны широко использоваться учебно-тренировочные средства, которые позволяют без расхода ресурсов вооружения и боеприпасов достаточно полно, быстро и доходчиво обучать и тренировать военнослужащих. Так, например, к ним могут относиться кинотренажеры. После занятий и тренировок на учебно-тренировочных средствах полученные знания и навыки закрепляются на штатном вооружении. При подготовке к проведению занятия командир отделения составляет план-конспект. Объем и полнота конспекта зависят от опыта руководителя, проводящего занятие. Обычно в нем указываются тема, продолжительность занятия, место проведения и материальное обеспечение, учебные вопросы, краткое их содержание и время, отведенное на изучение каждого вопроса, действия и указания руководителя, действия обучаемых. К плану-конспекту тренировочного занятия необходимо прилагать заранее заполненный бланк команд, задач, примеров и т. п. В плане-конспекте должны быть отражены и действия помощника руководителя занятия (если он будет назначен). Составленный план-конспект представляется командиру взвода для утверждения и получения окончательных указаний о проведении занятий. Методика подготовки и вариант плана проведения тактико-строевого занятия приведены в приложениях 1 и 2. Проведение занятий Занятие необходимо начинать и заканчивать в установленное расписанием время. Приняв доклад от помощника о готовности отделения (экипажа, расчета) к занятию, руководитель проверяет наличие оружия, учебного оборудования и пособий. Объявив тему и учебные цели занятия, проверяет усвоение обучаемыми ранее пройденного материала путем контрольного опроса или выполнения приемов (нормативов). Иногда руководителю целесообразно самому повторить обучаемым ранее пройденный материал. Контрольный вопрос следует задавать всей группе, предоставив некоторое время для обдумывания ответа, и только после этого называть фамилию обучаемого для ответа на заданный вопрос. Ответ обучаемого или выполнение им приема необходимо оценить. Оценка объявляется перед всей группой и заносится в журнал учета занятий. При проведении занятия необходимо руководствоваться методическими указаниями, изложенными в программе обучения. Учебный материал следует излагать последовательно, а выполнение приемов показывать практически; переходить к изучению последующего вопроса только после усвоения обучаемыми предыдущего. Закрепление пройденного материала, а также выработка устойчивых навыков осуществляются на соответствующих практических занятиях и тренировках. В конце каждого занятия руководитель подводит итог, кратко отмечает степень усвоения пройденного материала, указывает на слабо отработанные приемы и методику их доработки. После этого, проверив наличие учебно-материальной базы и имущества, заканчивает занятие. Обучение — это двусторонний педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) солдаты приобретают необходимые знания, умения и навыки, из которых в конечном счете складывается воинское мастерство. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|