Здавалка
Главная | Обратная связь

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СЕРЖАНТОВ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Вся история человеческого общества связана с дисциплиной. Необходимость упорядочить жизнь и деятельность людей заста­вила человечество выработать целый ряд правил, норм, законов, регламентирующих поведение членов общества в различных си­туациях. Особенно важно все это применительно к воинской дея­тельности, которая немыслима без исполнительности, строгого следования приказам.

Понятие дисциплины в трудах античных философов, истори­ков трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший порядок», «согласованность действий». Оно также рассматрива­лось как великая добродетель воина-гражданина, как важное лич­ностное качество. Так, в дисциплинированности Плутарх видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность сле­дования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон. В частности, он отмечал: «...дело обстоит так: кто где за­нял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где


кого поставил начальник, то там... и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора».

Первыми отечественными документами, в которых обращает­ся внимание на проблему воинской дисциплины, были «Поуче­ния» князя Владимира Мономаха. В них он излагал требования к воеводам — быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам — беспрекословно исполнять приказы. Согласно «Поучениям» воины должны были при старших молчать, мудрых слушать и к младшим в любви пребывать. Следует отметить, что в эпоху феодальной раздробленности дисциплина в княжеских дру­жинах поддерживалась на основе кодекса чести, соблюдения клят­вы верности. Нарушители их держались «в нужде» (подвергались наказанию) и могли понести кару вплоть до смертной казни. Дис­циплинированное поведение поощрялось различными наградами (ценными подарками, имуществом). Такой подход позволял обес­печивать порядок, организованность, способствовал победам на­ших предков над многочисленными захватчиками.

Развитие военного дела, изменение средств и способов веде­ния боевых действий потребовали еще большей организованно­сти и исполнительности.

Слово «дисциплина» в переводе с латинского обозначает «уче­ние». Понятие «дисциплина» трактуется и как «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение уставному по­рядку, правилам», как сдержанность, привычка к строгому поряд­ку. В широком смысле дисциплина рассматривается как необхо­димое условие нормального существования любого общества, благодаря чему обеспечивается коллективная деятельность и нор­мальное функционирование социальных организаций.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская помощь. Соблюде­ние дисциплины дает возможность одновременного приложения усилий многих людей, является высокоэффективным средством социального управления.

Существуют следующие виды государственной дисциплины — это общественная, трудовая, дисциплина общественных организа­ций. Приемлемо вести речь и о дисциплине исполнительской, фи­нансовой, учебной, дисциплине времени и т. д. При этом важно пони­мать, что такое деление несет элемент определенной условности.

Воинская дисциплина— это одна из форм государственной дисцип­лины, основа боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.

Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотноше­ния между военнослужащими, отношения в подразделениях в шлих обеспечения высокой организованности и боеспособности, отличие от других видов дисциплины обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих её, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, быстроты исполнения всех распоряжений и т. д. В силу этого воинская дисциплина ха-


растеризуется рядом особенностей: обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих; совпадение целей законно­сти и воинской дисциплины; детальная регламентация правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; повы­шенная правовая ответственность за нарушение порядка и правил военной службы; обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисциплинарная от­ветственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного выпол­нения установленных норм и проявления активности, самостоя­тельности, творчества и т. п.

Известная истина: без дисциплины не может быть боеспособ­ной ни одна армия мира. Один из выдающихся военных деятелей и педагогов России генерал М.И. Драгомиров так характеризовал воинскую часть, в которой поддерживается высокий уровень дис­циплины: «Такая часть (подразделение) может не выбивать уми­лительных процентов при стрельбе, может быть не особенно твер­дой в строю. Она может сбиться с ноги, но с пути никогда. И в трудные минуты, конечно, будет предпочтена тем, которые и про­центы выбивают, и отлично маршируют, но не так надежны».

Понятие «дисциплинированность» означает специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное прави­лам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

строгое соблюдение воинского порядка;

точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

бережное отношение к вооружению и военной технике, гра­мотное их использование при решении учебно-боевых и служеб­ных задач;

образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

убеждение в необходимости воинской дисциплины;

знание уставов и наставлений, требований военной службы;

умение управлять собой согласно требованиям воинской дис­циплины;

навыки и привычки дисциплинированного поведения;

самодисциплина.

Безусловно, связь между внешними и внутренними показате­лями дисциплинированности того или иного воина неоднознач­на. Она может быть гармоничной, но бывает и так, что воин со­блюдает определенный порядок, не имея убеждения в его необходимости. В этом случае преобладает понимание того, что за нарушением последует строгое наказание. Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к


нему требованиям, служил не за страх, а за совесть. Только тогда можно говорить о высокой сознательной дисциплинированности.

Дисциплинированность как личностное качество не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погона­ми. Она формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности.

Рассмотрим приоритетные направления работы командиров по формированию и развитию дисциплинированности у воинов.

Основные направления формирования и развития дисциплиниро­ванностиу военнослужащих:

умелое руководство деятельностью и поведением военнослу­жащих;

поддержание уставного порядка в подразделении;

эффективная воспитательная работа;

самовоспитание дисциплинированности;

забота о здоровом морально-психологическом климате в кол­лективе.

При работе с военнослужащими по контракту необходимо учитывать в работе вопросы заботы о семье военнослужащего и реализации условий заключенного им контракта.

Привитие воинам основ дисциплинированности невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотиваци-онной и ориентировочной основы их поведения. Другими слова­ми, нужно каждый раз разъяснять, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Умелая организация этой работы помо­гает солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безбо­лезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиться положительных результатов в боевой подготовке.

Параллельно проводится работа в коллективе:

культивирование положительных взаимоотношений;

формирование здорового общественного мнения и единства взглядов по основным вопросам службы и боевой учебы;

преодоление негативно направленного лидерства;

поддержание дружбы и взаимопомощи, внимательного и тре­бовательного отношения сослуживцев друг к другу.

Практика показывает: легче достичь желаемых результатов, если сами воины активно вовлечены в решение данной задачи.

Формирование у военнослужащих навыков дисциплинирован­ности, готовности безупречно выполнять требования Военной присяги и воинских уставов начинается с первого дня их службы. При этом сержанту важно довести до сознания каждого подчи­ненного не только содержание, но и глубокий смысл, социальную значимость дисциплинированности.

Каждый сержант должен быть близок к подчиненным, знать их

нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, посто-


янно служить им образцом строгого соблюдения законов, воин­ских уставов и приказов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

Анализ дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом, показывает, что многие из них обусловлены просчета­ми в сфере взаимоотношений начальник — подчиненный, лич­ность — коллектив. В одних случаях недостатки в работе сержанта косвенно влияют на возникновение конфликта, а в других — ста­ли прямой причиной нарушения дисциплины.

К наиболее распространенным неправильным действиям са­мих сержантов можно отнести: допускаемое ими неравномерное распределение нагрузок между солдатами различных периодов службы; нежелание, а иногда и неумение вникнуть во внеслужеб­ные отношения и настроения воинов; попустительство стремле­нию отдельных солдат получать привилегии, занять особое поло­жение, подчинить своему влиянию других воинов.

Слабая требовательность одних сержантов, недостаток методи­ческих навыков воспитания у других, отсутствие педагогического такта у третьих — лишь некоторые узкие места в их деятельности, встречающиеся на практике.

Основой работы сержанта по укреплению воинской дисципли­ны является глубокое изучение подчиненных, их сильных и сла­бых сторон, привычек, склонностей, интересов и идеалов. Наибо­лее оправдавшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе повседневной жизни являются: индивидуальные беседы; внимательное изучение отношения к делу того или иного подчиненного в ходе занятий, несения службы, отдыха; широкое использование мнений офицеров и прапорщиков, других сержан­тов о воинах.

Изучение подчиненных должно быть объективным, беспри­страстным, не сводиться к выискиванию недостатков. Необходи­мо замечать и отмечать каждый успех воина, уметь разглядеть в каждом хорошее и использовать для воспитания личности. При­знание успеха окрыляет солдата, придает ему силы на будущее. В этих условиях у него чаще возникает стремление отличиться по службе. Правильное мнение может сложиться лишь в том случае, если оно оценивается не по словам, а по делам.

Для воспитания дисциплинированности нужна правильная ор­ганизация учебного процесса. Сержанты должны создавать обста­новку, способствующую развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности и самостоятельности. Следует добиваться своевременного начала и окончания занятий. Хорошо проведенное занятие всегда активизирует мыслительную деятельность обучаемых, прививает привычку к аккуратности, со­бранности и организованности. Дисциплинирует также четкая ор­ганизация обслуживания техники, парково-хозяйственных дней.

В укреплении дисциплины немаловажное значение имеет уме­лая дисциплинарная практика. Дисциплинарная практика — это сложившаяся в Вооруженных Силах система применения к воен-


нослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий в це­лях их воспитания и укрепления воинской дисциплины.

При определении вины военнослужащего принимаются во внимание: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совершен; прежнее поведение виновного, а также продолжи­тельность его военной службы и степень знания порядка службы.

При наложении дисциплинарного взыскания сержант должен помнить, что мера взыскания и сама форма его наложения должны восприниматься не как действия, направленные на унижение чело­веческого достоинства военнослужащего, а как стремление сержан­та помочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необходимо приучить подчиненных не к боязни наказания, а к стыду совершать проступки. Отрицательно влияют на военнослу­жащих необъективность и несправедливость сержанта, грубость в обращении с подчиненными. Правильно поступают те сержанты, которые считают, что, прежде чем наложить дисциплинарное взыс­кание на подчиненного, необходимо разобраться в степени его ви­новности. Снятие дисциплинарных взысканий также целесообраз­но осуществлять строго индивидуально, когда они сыграли свою воспитательную роль и военнослужащий реально исправил свое по­ведение образцовым выполнением воинского долга.

Сержанты обязаны строго следить за поддержанием внутрен­него порядка, за правильной подгонкой снаряжения, соблюдени­ем установленных правил ношения военной формы одежды, а также воинской дисциплины в строю. Повседневное четкое вы­полнение этих обязанностей младшими командирами оказывает влияние на воспитание у воинов навыков и привычек дисципли­нированного поведения, формирует нетерпимое отношение к разболтанности, развивает исполнительность.

Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, в неприкосновенности его личности, в уважении его чести и достоинства. Поддержание в подразделе­нии установленных воинскими уставами правил взаимоотноше­ний между военнослужащими является одним из приоритетных направлений деятельности сержанта.

Особой продуманности и организованности требует работа с военнослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразде­ления, в карауле и суточном наряде. Здесь не должно быть места поверхностному подходу. Необходимо тщательно подбирать со­став этих команд, учитывать психологические особенности воен­нослужащих.

Свои особенности имеет работа с военнослужащими, склон­ными к нарушению воинской дисциплины. Крайне важно при этом выявлять конкретные причины их недобросовестного отношения к службе, искать в каждом таком человеке положительные качества, поощрять, развивать их, подчеркивать, что норма жизни военнослужащего — честность, персональная ответственность за порученное дело, образцовое выполнение воинского долга.


Большое значение в современных условиях имеет борьба за здоровый образ жизни. Младшие командиры призваны показы­вать в этом личный пример, а также разъяснять личному составу, что пьянство и наркомания совершенно нетерпимые явления в армии, они злейшие враги боевой готовности.

Каждый сержант обязан систематически анализировать состоя­ние воинской дисциплины подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о ее состоянии вышестоя­щему командиру. Некоторые сержанты, пытаясь скрывать от командиров проступки своих подчиненных, тем самым попустите­льствуют нарушителям. Это может привести к грубым дисципли­нарным проступкам, а зачастую к происшествиям и преступлениям.

Сержанту необходимо заботиться об улучшении материаль­но-бытовых условий подчиненных, точно знать все нормы дово­льствия, строго следить за полнотой их доведения. Он должен проявлять заботу об организации отдыха и досуга подчиненных, так как это является важной составной частью работы сержанта по поддержанию воинской дисциплины. Его задача добиться, чтобы каждый солдат был записан в библиотеку, всячески поощ­рять чтение газет и журналов, занятия художественной самодеяте­льностью и спортом.

Авторитет сержанта способствует укреплению воинской дис­циплины в подразделении. В первую очередь он определяется личным примером отношения к выполнению воинского долга.

Вариант системы работы заместителя командира взвода (командира отделения) по поддержанию воинской дисциплины

Ежедневно:

знать, где находятся подчиненные, проверять их при каждом построении, докладывать об отсутствующих;

следить за выполнением распорядка дня, внутренним поряд­ком во взводе (отделении), требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины;

проводить индивидуальные беседы с одним-двумя подчинен­ными;

обеспечивать соблюдение правил ношения военной формы одежды;

докладывать непосредственному командиру о всех жалобах и просьбах подчиненных, о поощрениях и наложенных на них взы­сканиях, а также о случаях утери или неисправностях оружия и других материальных средств;

обеспечивать соблюдение требований безопасности личным составом при работе с вооружением и военной техникой, а также при проведении занятий и хозяйственных работ;

подводить итоги каждого занятия и в конце дня оценивать от­ношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.


Еженедельно:

беседовать с каждым подчиненным военнослужащим, оказы­вать помощь прибывшему пополнению в адаптации к условиям военной службы;

соблюдать очередность и равномерность при назначении в на­ряд, а также при увольнении из расположения части;

проводить дополнительные занятия по разъяснению требова­ний Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Фе­дерации с военнослужащими, склонными к нарушениям воин­ской дисциплины;

докладывать непосредственному командиру о состоянии воин­ской дисциплины среди подчиненных, принятых мерах по ее укреплению, ходатайствовать при необходимости о поощрении отличившихся и наказании нарушителей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.