Здавалка
Главная | Обратная связь

ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



- В отечественной детской психологии и дошкольной пе­дагогике давно признана необходимость осуществления си­стематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, ко­торое непосредственно зависит от его социальных усло­вий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компен­сации и предупреждению вторичных отклонений в разви­тии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного воз­раста, основных типов нормального и аномального разви­тия в их многообразии.

В последние годы в России начали работать психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Эта служба в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством об обра­зовании Российской Федерации и проектом Типового по­ложения о ПМПК.

Вместе с тем деятельность ПМПК потребовала научно­го понимания возрастной диагностики психического раз­вития, разработки принципов отбора методик для психо­лого-педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира тео­рия и практика в области диагностики психического раз­вития ребенка сводится к традиционным принципам и ме­тодам, ориентированным на тестирование.

Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого вни­мательного отношения и изучения. Однако в нашей стра­не в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Прин­ципиальным моментом, не допускающим прямого заимст­вования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. В настоящее время в области психолого-медико-педагогической диагностики отече­ственные исследователи применяют комплексное возраст­ное изучение ребенка с учетом его социальной ситуации развития.

Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференциально- диагностические методики име­ют личностно : ориентированную направленность и предпо­лагают проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в коррекци­онное обучение, направленное на предупреждение вторич­ных отклонений.

При обследовании проблемных детей необходимо вы­явить структуру и степень первичных нарушений, а так­же вторичные отклонения в развитии. Специалисты долж­ны учитывать, что при различных первичных нарушениях вторичные отклонения имеют сходный характер. Вместе с тем различные виды нарушений влияют на развитие ре­бенка, определяя его специфические особенности.

Практика показывает, что диагностическое изучение детей с незначительными нарушениями нервной деятель­ности необходимо проводить как можно раньше, посколь­ку отклонения в этот период детства сначала проявляют­ся на поведенческом уровне, а только потом - в учебной деятельности. Вследствие этого легкие мозговые дисфунк­ции проявляются главным образом в школьном возрасте, когда клиническая картина становится выраженной, а пси­хологические проблемы приобретают глубокий и генера­лизованный характер.

В случаях неготовности ребенка к школе психолого­медико-педагогическая консультация составляет индиви­дуальную коррекционную программу его развития с уче­том выявленных особенностей и индивидуальных воз­можностей к обучению. ПМПКдолжна помочь родителям в выборе образовательного учреждения в целях оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку.

Необходимо отметить важный аспект диагностической деятельности - это консультирование.

На современном этапе развития консультативно-диаг­ностической службы работа должна быть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди учи­телей, воспитателей и родителей, на разработку рекомен­даций по организации коррекционно-педагогической ра­боты с детьми и вопросов профилактики отклонений в развитии.

В настоящее время важнейшей задачей данной службы является работа с родителями. Известно, что характер се­мейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориент­аций, установок, эмоционального отношения к другим детям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.

Например, в процессе обследования выделяется группа детей раннего и дошкольного возраста с невротическими и патохарактерологическими проявлениями в поведе­ния повышенной конфликтностью и агрессивностью, наличие которых осложняет межличностные отношения ребенка в коллективе сверстников. В отдельных случаях связано с неблагополучными отношениями взрослых в е, с отсутствием единых требований к воспитанию ребенка без учета его личностных, возрастных особенностей потребностей.

Служба психолого-педагогического консультирования позволяет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его лич­ных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстник­ов.

Успешность коррекционной работы, направленной на формирование адекватного типа семейного воспитания (в случае его нарушений), во многом определяется осо­бенностями родительской позиции. 3адачей работы с ро­дителями является повышение уровня их психологи­ческой грамотности, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ре­бенка. Особую направленность в работе специалистов с родителями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, составляет разрешение их собственных лич­ностных проблем, накладывающих отпечаток на харак­тер семейного воспитания.

Работа с родителями осуществляется в двух формах ­индивидуальной и групповой. При использовании индиви­дуальной формы работы у родителей формируются навы­ки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно­-воспитательной работы с ним. При групповой форме даются психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодейст­вия родителей с ребенком.

Основной целью психолого-педагогического консульти­рования является осуществление контроля за ходом пси­хического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.

 

С этой целью выделяются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:

• раннее выявление отклонений в развитии, их кор­рекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

• выявление причин и характера первичных наруше­ний в развитии у обследуемого ребенка, а также оп­ределение степени тяжести этого нарушения;

• выявление индивидуально-психологических особенно­стей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

• определение условий воспитания ребенка;

• обоснование педагогического прогноза;

• разработка индивидуальной программы коррекционной работы;

• организация коррекционной работы с родителями и детьми.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.