ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий. Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии. В последние годы в России начали работать психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Эта служба в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством об образовании Российской Федерации и проектом Типового положения о ПМПК. Вместе с тем деятельность ПМПК потребовала научного понимания возрастной диагностики психического развития, разработки принципов отбора методик для психолого-педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводится к традиционным принципам и методам, ориентированным на тестирование. Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения и изучения. Однако в нашей стране в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. В настоящее время в области психолого-медико-педагогической диагностики отечественные исследователи применяют комплексное возрастное изучение ребенка с учетом его социальной ситуации развития. Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференциально- диагностические методики имеют личностно : ориентированную направленность и предполагают проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений. При обследовании проблемных детей необходимо выявить структуру и степень первичных нарушений, а также вторичные отклонения в развитии. Специалисты должны учитывать, что при различных первичных нарушениях вторичные отклонения имеют сходный характер. Вместе с тем различные виды нарушений влияют на развитие ребенка, определяя его специфические особенности. Практика показывает, что диагностическое изучение детей с незначительными нарушениями нервной деятельности необходимо проводить как можно раньше, поскольку отклонения в этот период детства сначала проявляются на поведенческом уровне, а только потом - в учебной деятельности. Вследствие этого легкие мозговые дисфункции проявляются главным образом в школьном возрасте, когда клиническая картина становится выраженной, а психологические проблемы приобретают глубокий и генерализованный характер. В случаях неготовности ребенка к школе психологомедико-педагогическая консультация составляет индивидуальную коррекционную программу его развития с учетом выявленных особенностей и индивидуальных возможностей к обучению. ПМПКдолжна помочь родителям в выборе образовательного учреждения в целях оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку. Необходимо отметить важный аспект диагностической деятельности - это консультирование. На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа должна быть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди учителей, воспитателей и родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми и вопросов профилактики отклонений в развитии. В настоящее время важнейшей задачей данной службы является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим детям, что создает основу для развития личности ребенка в целом. Например, в процессе обследования выделяется группа детей раннего и дошкольного возраста с невротическими и патохарактерологическими проявлениями в поведения повышенной конфликтностью и агрессивностью, наличие которых осложняет межличностные отношения ребенка в коллективе сверстников. В отдельных случаях связано с неблагополучными отношениями взрослых в е, с отсутствием единых требований к воспитанию ребенка без учета его личностных, возрастных особенностей потребностей. Служба психолого-педагогического консультирования позволяет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его личных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников. Успешность коррекционной работы, направленной на формирование адекватного типа семейного воспитания (в случае его нарушений), во многом определяется особенностями родительской позиции. 3адачей работы с родителями является повышение уровня их психологической грамотности, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка. Особую направленность в работе специалистов с родителями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, составляет разрешение их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания. Работа с родителями осуществляется в двух формах индивидуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним. При групповой форме даются психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком. Основной целью психолого-педагогического консультирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
С этой целью выделяются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей: • раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности; • выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения; • выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных); • определение условий воспитания ребенка; • обоснование педагогического прогноза; • разработка индивидуальной программы коррекционной работы; • организация коррекционной работы с родителями и детьми.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|