Состав комплекта ВКПМ-1, ВКПМ-2
Наименование...................................................... ВКПМ-1 ВКПМ-2 Мина ОЗМ-72, шт................................................ 4 — Мина МОН-50, шт............................................... — 4 Сигнальная мина СМ, шт.................................. 12 12 Пульт управления с ПМ-4, шт.......................... 1 1 Катушка с линией управления (100 м), шт.............................................................. 4 4 Накольный механизм (НМ), шт....................... 4 4 Капсюль-детонатор (КД) № 8-А, шт.. . 4 — Электродетонатор ЭДП, ЭДП-Р, шт. . . — 4 Взрыватель МУВ-4, шт...................................... 24 24 Проволочная растяжка на катушке, к-т...................................................... 16 16 Стальной тросик с карабинами, к-т. . . 8 8 Колышек, шт............................................................................. 48 48 Пробойник, шт...................................................... 2 2 Футляр для НМ и МУВ-4, шт. ..... 4 4 Коробка для КД № 8-А и ЭДП-Р, шт. . . 1 1 Струбцина, шт................................................................................ — 2 Прицел, шт............................................................... . — 1 Втулка, шт...................................................................................... — 8 Изоляционная лента ПВХ, рулон .... 1 1 Капроновая лента ЛТК, шт...................................... . 4 — Саперный нож, шт............................................................................ 1 1 Сумка, шт..................................................................... 2 2 Упаковка, шт..................................................................................... 1 1 Комплекты ВКПМ-1 и ВКПМ-2 состоят из постоянных и пополняемых изделий. К постоянным изделиям относятся: пульт управления с подрывной машинкой ПМ-4, катушки с линиями управления, коробки для электродетонаторов и капсюлей-детонаторов, футляры для накольных механизмов НМ-71 и взрывателей МУВ-4, пробойники, саперные ножи, сумки для переноски элементов комплекта, упаковки для хранения и транспортирования комплекта. К пополняемым расходным изделиям относятся: осколочные и сигнальные мины, электродетонаторы и капсюли-детонаторы, накольные механизмы НМ-71, растяжки с катушками, саперный провод, колышки, изоляционная лента. Использование комплектов основано на совместном применении управляемых по проводам противопехотных мин (ОЗМ-72, МОН-50) и сигнальных мин СМ, устанавливаемых в зонах сплошного поражения осколочных мин. Минно-взрывные заграждения, развернутые из комплектов ВКПМ-1 и ВКПМ-2 (рис. 88 и 89), состоят из пультов 6 управления, к выходным клеммам которых подключено по четыре линии 4 управления с осколочными минами 1, автономно установленных сигнальных мин З с натяжными датчиками цели, подрывных машинок, подключенных к пультам управления с помощью проводов. Возбуждение взрыва осколочной мины осуществляется электрическим импульсом от подрывной машинки, который по проводам, через пульт управления, выходные клеммы и далее по одной линии управления поступает к соответствующей осколочной мине. Выбор той или иной мины осуществляется с помощью переключателя пульта управления. Срабатывание сигнальной мины происходит автоматически при воздействии на датчик цели. Комплекты ВКПМ-1 и ВКПМ-2 позволяют устраивать минно-взрывные заграждения, состоящие из четырех групп мин, которые располагаются на подступах к позициям (районам расположения) подразделений или к отдельным объектам. Протяженность минно-взрывного заграждения по фронту может составлять до 200 м, а дальность управления до 100 м.
Группа мин включает одну управляемую по проводам противопехотную осколочную мину ОЗМ-72 или МОН-50 и две-три сигнальные мины СМ, которые устанавливаются в зоне сплошного поражения осколочной мины так, чтобы их датчики цели перекрывали наиболее вероятные направления движения противника. На установку, содержание и снятие минно-взрывного заграждения из одного комплекта назначается расчет в составе двух человек. Первый номер — командир расчета, второй номер — оператор. При подготовке к минированию первый номер расчета укладывает в сумку подрывную машинку ПМ-4, коробку с электродетонаторами или футляр с накольным механизмом и коробку с капсюлями-детонаторами № 8-А, футляр со взрывателями МУВ-4, пакет со стальными тросиками с карабинами, изоляционную ленту и саперный нож, а при необходимости струбцину, переходные втулки и прицел для мины МОН-50. Второй номер расчета укладывает в сумку одну осколочную и 2—3 сигнальные мины, 4 катушки и пробойник с рукояткой, кроме того, он берет с собой одну катушку с линией управления, шанцевый инструмент и 3—5 вешек (флажков) для обозначения мест установки мин и границ их зон сплошного поражения. Заграждения снимаются по приказу командира подразделения, как правило, по участкам в последовательности, обратной их установке. К снятию заграждений целесообразно привлекать расчеты, которые их устанавливали. Порядок снятия комплектов ВКПМ-1 и ВКПМ-2: отключить подрывную машинку ПМ-4 и заизолировать концы проводов пульта управления; отсоединить средства взрывания от осколочных мин и линии управления; снять осколочные мины; снять сигнальные мины; свернуть растяжки и линии управления на катушки; уложить элементы комплекта в упаковочный ящик; доложить командиру подразделения о снятии заграждения. Запрещается: подключать подрывную машинку к электровзрывным цепям без разрешения командира подразделения; применять капсюли-детонаторы, электродетонаторы, наколь-ные механизмы и осколочные мины, имеющие повреждения; проверять исправность электровзрывных цепей при длине линии управления менее 60 м; наклоняться над сигнальными минами при их установке и снятии; снимать и хранить мины с повреждениями, не позволяющими вывинтить электродетонатор, накольный механизм и извлечь капсюль-детонатор; повторно применять взрыватели МУВ-4; транспортировать комплекты, у которых наблюдается свободное перемещение элементов в ячейках упаковочного ящика. СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ И РАЗМИНИРОВАНИЯ Для разведки минно-взрывных заграждений применяются переносные индукционные миноискатели ИМП-2 и комплекты разминирования КР-Е. Переносной индукционный миноискатель ИМП-2 предназначен для поиска и обнаружения в грунте и в воде мин с металлическими корпусами и мин с пластмассовыми корпусами, содержащими металлические детали. Тактико-технические характеристики Дальность обнаружения, см: минаТМ-62М........................................................................................ не менее 45; мина ПМН-2.......................................................................................... не менее 13; минаПФМ-1........................................................................................... не менее 15. Глубина обнаружения мин, установленных в грунт, см: минаТМ-62М............................................................................................ от 0 до 40; мина ПМН-2................................................................................................ от 0 до 8. Глубина разведываемого брода, м.............................................................. не более 1. Темп поиска мин, м2/ч: в положении «стоя»............................................................................................. до 300; в положении «лежа»............................................................................................ до 200. Время непрерывной работы, ч: элементы 316 (6 шт.).................................................................................................. 10; элементы 343 (6 шт.).................................................................................................. 50; элементы 373 (6 шт.).................................................................................................. 80; батарея 8 РЦ83.......................................................................................................... 60; могут использоваться батареи типа 3336 (2 шт.)............................................... 30—40. Масса в укладочном ящике, кг.................................................................................... 8. Масса в рабочем положении (с 8 РЦ83), кг................................................. не более 2. Минимальное расстояние между работающими миноискателями, м 6 Порядок подготовки к работе. Развернуть миноискатель ИМП-2. Тумблер ПИТАНИЕ установить в положение ВЫКЛ., ручку регулятора — в левое положение (минимальная чувствительность). Держать датчик миноискателя не ближе 0,5 м от грунта и не ближе 1 м от металлических предметов. При установлении тумблера ПИТАНИЕ в положение ВКЛ. должны быть звуковой сигнал двух—четырех тоновых последовательностей продолжительностью 3—4 с (процесс автокомпенсации), затем короткие щелчки с периодичностью 3 с; если нет щелчков — заменить источники питания. Проверить чувствительность следующим образом: через 3—4 с после процесса автокомпенсации поднести пробник заостренным концом к центру датчика на расстояние 20—30 см (несколько раз) — должен быть сигнал обнаружения. Установить предельную чувствительность для данного типа грунта обследуемой местности, для чего установить ручку регулятора в такое максимально правое положение, при котором приближение датчика к грунту до касания не приводит к звуковому сигналу. При работе датчик миноискателя перемещается вправо-влево со скоростью 0,1—1 м/с параллельно поверхности земли, на расстоянии до 5 см от нее. После каждого взмаха датчик перемещается вперед на расстояние до 20 см. Факт обнаружения мины сопровождается подачей звукового сигнала. Частота сигнала пропорциональна размерам и массе металлических частей мины и обратно пропорциональна расстоянию от мины до датчика поискового элемента (если объект поиска большой или близко — будет высокий звук, если объект поиска маленький или далеко — низкий звук). Для уточнения местоположения обнаруженной мины необходимо: остановиться; приподнять датчик так, чтобы тон звукового сигнала стал ниже; не изменяя высоты, перемещать датчик и найти такое его положение, где высота тона сигнала будет максимальной (объект поиска — под центром датчика). Примечания: 1. Во избежание снижения чувствительности не располагать длительно (более 20 с) датчик включенного миноискателя вблизи металлических предметов. 2. Если возникла раскомпенсация (непрерывный звуковой сигнал высокого тона), установить тумблер ПИТАНИЕ в положение ВЫКЛ., а через 2—3 с — в положение ВКЛ. В состав комплекта разминирования КР-Евходят 4 сборных щупа, 3 кошки со шнурами длиной 30 м, 32 флажка для обозначения обнаруженных мин, 4 чехла для флажков и чехлов, 2 катушки с черно-белой лентой в чехлах, ножницы для резки колючей проволоки и ящик. При ведении боевых действий в вооруженных конфликтах войскам требуется преодолевать установленные подразделениями незаконных вооруженных формирований (НВФ) минные поля, фугасы в исходном районе и на путях выдвижения и развертывания, а также все виды минно-взрывных заграждений перед передним краем и в глубине обороны позиций подразделений НВФ. Для минирования автомобильных дорог применяются управляемые и неуправляемые фугасы различных типов, а также противотанковые и противопехотные мины (рис. 90). При этом участки дорог, проходящие по карнизу (полке), на крутых поворотах и спусках (подъемах), дорожные сооружения (мосты, тоннели) разрушаются заранее или готовятся к подрыву. Подступы к ним и
места, пригодные для стоянок или разворота техники, привалов и ночевок, десантирования и посадки вертолетов, тропы, ведущие к водоисточникам, минируются. При минировании асфальтированных дорог используются места с нарушенным покрытием. Мины и фугасы устанавливаются в выбоины на дороге и маскируются щебнем или бросаются в лужи, заполненные водой колеи, ставятся на обочинах и в местах возможного объезда разбитого участка дороги. Чаще всего одиночные противотанковые мины и фугасы устанавливаются в таких местах, где подрыв техники вызвал бы длительную остановку движения, обеспечил поражение личного состава и техники из засад. На горных дорогах устанавливаются фугасы в кроны растущих у дороги деревьев или на каменистых склонах у дороги или тропы. В этих случаях фугасы или фанаты типа Ф-1 устанавливаются со взрывателем МУВ и запалом МД-2 (рис. 91 и 92). В общевойсковых подразделениях ведение разведки местности и объектов на наличие мин, фугасов и других взрывоопасных предметов возлагается на нештатные инженерно-саперные отделения из расчета по одному на каждую мотострелковую (танковую) роту, артиллерийскую батарею. Кроме того, весь личный состав подразделений и воинских частей обязан знать инженерные боеприпасы, применяемые подразделениями НВФ, демаскирующие признаки минирования, меры предосторожности и безопас- ности при действиях в районах возможной установки мин, фугасов и наличия других взрывоопасных предметов. Состав и оснащение нештатных инженерно-саперных отделений зависят от вида, способов и масштабов применения НВФ минно-взрывных заграждений, наличия сил, средств и времени, других данных обстановки. Разведка местности на наличие взрывоопасных предметовпроводится методами проделывания проходов или ячейковым способом до занятия районов войсками. Разведка методом проделывания проходов начинается с проделывания главных и вспомогательных проходов на назначенном участке местности, в районе населенного пункта. Проходы шириной 6—8 м проделывают через каждые 800—1000 м, максимально используя имеющиеся на местности дороги. После этого параллельно и перпендикулярно им на расстояниях 150—180 м проделывают вспомогательные проходы шириной 3—4 м. Проделывание главного прохода осуществляется в таком порядке: 1-й—5-й номера расчета, двигаясь уступом вправо (влево) на дистанциях 10—15 м, проверяют миноискателями полосы местности шириной 1,5—2 м каждая и обозначают обнаруженные взрывоопасные предметы флажками из комплектов разминирования КР-Е. На местности, покрытой травой или кустарником, раз- ведываемую полосу предварительно протраливает 1-й номер расчета кошкой из укрытия (БТР). По возможности траву и кустарник сжигают. Командир отделения (старший расчета) совместно с одним из номеров расчета обозначает границы прохода вехами (флажками) через каждые 25—30 м. Все проходы нумеруют. Указки с номерами проходов устанавливают на пересечении проходов. При обнаружении первого взрывоопасного предмета немедленно докладывается по команде и доводится до сведения всех, ведущих разведку на данном участке. Разведка дорог(рис. 93) на наличие мин, фугасов и других взрывоопасных предметов в зависимости от условий обстановки может осуществляться инженерно-саперными подразделениями или одним (от роты) или несколькими нештатными инженерно-саперными отделениями (от батальона, батареи). При разведке дороги на наличие мин и фугасов нештатное инженерно-саперное отделение действует следующим образом: впереди один за другим уступом вправо или влево на дистанциях 15—20 м движутся четыре нештатных сапера, ведя разведку дорожного полотна каждый в полосе 1,5—2 м; за ними на удалении 40—50 м двигаются два сапера с кошками и подрывными зарядами, выполняя задачу по обезвреживанию или уничтожению мин и фугасов. Впереди двигающиеся нештатные саперы при обнаружении мины или фугаса подают установленный сигнал (голосом, свистком, флажком). При разминировании дороги с полосами безопасности движения по обеим сторонам дороги шириной 6—8 м каждая выделяется три нештатных инженерно-саперных отделения (от батальона, батареи). Одно отделение производит разведку и разминирование дорожного полотна, а два других — разведку и разминирование полос безопасности с обеих сторон дороги. Обнаруженные мины удаляют кошкой или уничтожают накладными подрывными зарядами. Невзорвавшиеся артиллерийские или минометные боеприпасы стаскивают кошкой или уничтожают на месте накладными зарядами. Разведку мостов, водопропускных труб и других дорожных сооруженийна наличие взрывоопасных предметов целесообразно вести в такой последовательности: сначала обследуют подступы к мосту с помощью щупов и миноискателей; затем нештатные саперы визуально осматривают опоры и пролетное строение моста на наличие зарядов, проводов управления и радиоприемных устройств, особое внимание при этом обращается на демаскирующие признаки минирования; после этого дорожные сооружения и подходы к ним проверяются с помощью искателей мин с неконтактными взрывателями, миноискателей, щупов, а при необходимости — специальных приборов и инструментов.
При разведке дорог и дорожных сооружений на наличие взрывоопасных предметов личный состав нештатных инженерно-саперных отделений должен твердо знать основные демаскирующие признаки их минирования. К ним относятся: свежие следы земляных работ на проезжей части, обочинах, кюветах, насыпях и выемках, подпорных стенках и полках; нарушение целостности дорожного покрытия; наличие на дороге насыпного грунта, отдельных камней и мусора; проседание грунта в отдельных местах, нарушение однородности и плотности его; следы искусственного уплотнения грунта; отличие цвета отдельных мест полотна дороги от общего фона; наличие выемок, имеющих правильные геометрические очертания; наличие металлических штырей, торчащих из полотна дороги. Разведка зданийна наличие мин, фугасов и других взрывных устройств начинается с подходов к ним, подъездов, подвальных помещений, лестничных клеток и маршей, чердаков, лифтовых шахт и коммуникаций. После этого проверяются помещения. На подходах к зданиям в радиусе до 50 м ведется поиск и обезвреживание противотанковых, противопехотных мин, мин-ловушек и других взрывоопасных предметов с помощью щупов и миноискателей. Для проверки на минирование подходов и разминирования дорожек и тропинок, ведущих к небольшому зданию, привлекаются одно нештатное инженерно-саперное отделение, а к крупным зданиям или объекту — несколько отделений. После проверки на минирование подходов проводится наружный осмотр стен, проемов и других конструкций по всему периметру здания. Особое внимание уделяется обнаружению следов земляных работ у фундаментов. Внутренние помещения здания должны проверяться на наличие мин, мин-сюрпризов, мин-ловушек и других взрывных устройств и взрывоопасных предметов. При этом особое внимание должно уделяться поиску и обезвреживанию мин-ловушек и мин-сюрпризов, установленных на разгрузочное, натяжное, обрывное или комбинированное действие, а также на неизвлекаемость. Последовательность действий нештатных инженерно-саперных отделений при проверке зданий на минирование по окончании наружного осмотра следующая: открывание с безопасного расстояния закрытых дверей и окон с помощью веревок с кошкой (открывающихся наружу) или шестов (открывающихся внутрь); осмотр и проверка на минирование подъездов, подвалов, лестничных клеток, чердаков, коридоров, труб, люков, вентиляционных каналов. После этого приступают к осмотру комнат, в которых должны тщательно проверяться на минирование полы, потолки, капитальные стены, подоконники, ниши под ними и за батареями центрального отопления или печи и дымоходы, санузлы, вентиляционные трубы, осветительные приборы, мебель и Другие предметы домашнего обихода. При этом деревянные полы должны проверяться на отсутствие следов их вскрытия и последующей установки досок на место. Дверцы мебели и печей следует открывать с помощью шнура с кошкой или шеста с крюком. Сдвигать мебель для проверки стен за ней следует также с помощью кошки или шеста. НЕВЗРЫВНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ Невзрывные заграждения по назначению подразделяются на противотанковые и противопехотные. К противотанковым относятся рвы, эскарпы, контрэскарпы, надолбы, барьеры, завалы, к противопехотным — проволочные сети, заборы, проволока внаброс. Проволочные сети на высоких кольях(рис. 94) устраиваются из трех—пяти рядов кольев, забитых в шахматном порядке и оплетенных колючей проволокой. Организация устройства: 1-й расчет (3 человека) разбивает сеть; 2-й расчет (9 групп по 2 человека) забивает колья в грунт (кувалдами, колотушками, ручными бабами) на глубину 0,5—0,7 м; 3-й расчет (15—20 групп по 3—4 человека) оплетает колья колючей проволокой (наружные ряды пятью нитями — две по диагонали и три горизонтально; внутренние и промежутки между рядами тремя нитями — две по диагонали и одна сверху). Вначале оплетают первый ряд кольев (ближайший к противнику), затем промежуток, второй ряд и т. д. При оплетке 2 человека разматывают моток колючей проволоки, а один-два человека прибивают ее к кольям скобами со слабиной (со стороны, противоположной противнику). Проволочные сети на низких кольях(«спотыкач») (рис. 95) устраиваются из нескольких рядов кольев, забитых в грунт в шахматном порядке и оплетенных колючей проволокой. Организация устройства: 1-й расчет (3 человека) разбивает сеть; 2-й расчет (5 групп по 2 человека) забивает колья в грунт; 3-й расчет (8 групп по 3 человека) оплетает колья проволокой. Каждый ряд проволочной сети и промежутки между рядами оплетают в две нити. Проволоку прикрепляют скобами к торцам кольев. Сначала протягивают и прибивают к кольям первого ряда первую нить со слабиной, затем вторую, устраивая петли, далее оплетают промежуток между первым и вторым рядами, после чего второй ряд и т. д. Проволочные заборы(рис. 96) устраиваются из одного ряда кольев, оплетенных пятью нитями колючей проволоки, усиленных оттяжками с дополнительными двумя-тремя горизонтальными нитями на них. Проволочные спирали.Для изготовления проволочной спирали устраивают шаблон диаметром около 1 м, высотой 1,7 м из семи кольев, скрепленных между собой в верхней части обручем. Внизу в один из кольев забивают скобу. Расчет (3 человека), прикре-
пив конец проволоки к этой скобе, обматывает колья шаблона 50 витками проволоки с расстояниями между ними 3—4 см. Затем проволоку обрезают и конец ее прикрепляют ко второй скобе, забитой в верхней части кола с внутренней стороны. Связав нижний конец проволоки с концом первого ее витка, расчет скрепляет нити между собой через один кол. Когда вязка спирали закончена, вытаскивают скобы из кола, выбивают обруч или схватки, удерживающие верхние концы кольев, и снимают спираль. В сложенном виде спираль перевязывают гладкой проволокой в четырех местах. Для удобства перемотки и растягивания спирали к концам ее прикрепляют деревянные ручки. При установке спираль растягивают на длину до 10 м, прикрепляют к вбитым со стороны торца кольям. По длине и высоте спирали перевязывают между собой скрутками из гладкой проволоки. Проволочные спирали устанавливают в два-три ряда по ширине и в один-два яруса по высоте (рис. 97). Проволочные рогатки.Три крестовины из заостренных по концам кольев скрепляют продольной жердью и оплетают колючей проволокой. Рогатки скрепляют между собой проволокой и прикрепляют к земле кольями. На устройство одной рогатки требуется 0,4 чел.-дн. Материалы: колючая проволока — 7 кг, одна жердь длиной 3,5 м, шесть жердей длиной 1,5 м. Проволочные ежи.Три заостренных кола скрепляют посередине проволокой и оплетают по концам колючей проволокой. Ежи скрепляют между собой и прикрепляют к земле кольями. На устройство одного проволочного ежа требуется 0,1 чел.-дн. Материалы: колючая проволока — 2,5 кг, три кола длиной 1,5 м. Проволока внаброс.Применяют при ограниченном времени, а также при отсутствии кольев или невозможности их забивки в грунт. Устанавливают в траве, на болотистых участках, лесосеках, в местах, покрытых камнями и валунами. Организация устройства: одновременно в полосе шириной 4—6 м разматывают спиралями три и более мотков колючей проволоки, которую крепят между собой и к земле кольями, рогульками, камнями. На каждый моток назначают трех человек: двое разматывают проволоку, а третий перегибает ее, образуя петли и оплетая встречающиеся камни, пни, кусты и т. п. Для устройства 100 м заграждений требуется 1 чел.-дн. Материал: колючая проволока — 3—4 мотка. Малозаметные проволочные сети (МЗП)(рис. 98) устанавливаются расчетом в составе восьми человек. Нижние концы развернутой сети прикрепляют к земле колышками-рогульками через 1—2 м по периметру. Между собой сети соединяют вверху и внизу через 1 м кольцами или проволокой. Проволочные сети МЗП являются одновременно и противотанковыми заграждениями. Масса одного пакета МЗП 26 кг, размеры в свернутом виде 120x60x12 см, в развернутом —10x10 м. Ежи для заграждения траншей.Предназначены для задержки движения пехоты противника по траншеям при ведении боя за их удержание и сбрасываются в траншею перед движущимся противником. Три заостренных кола диаметром 5—6 см скрепляют посередине проволокой и оплетают по концам колючей проволокой. Ежи скрепляют между собой для удобства сбрасывания и укладывают на брустверы траншеи. Для изготовления одного ежа требуется 0,05 чел.-дн. Материалы: колючая проволока — 1 кг, три кола длиной 60 см. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД Преодоление водных преград может осуществляться на штатных или местных плавающих средствах, с использованием местных материалов, вброд и по льду. При использовании штатных плавающих средств могут оборудоваться десантные (на боевых машинах), паромные и мостовые переправы. Десантные переправы на штатных плавающих средствах могут оборудоваться при следующих скоростях течения: более 2,5 м/с — для десантных лодок; до 2,5 м/с - для ПТ-76, БМД, БМП-3, БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-50, БРДМ-2; до 1,2 м/с — для БМП-1, БМП-2; до 0,7 м/с — для МТ-ЛБ, ГТ-СМ. Десантные, паромные и мостовые переправы с использованием плавающих транспортеров, самоходных паромов и понтонных парков оборудуют и содержат инженерные войска. При отсутствии или недостатке переправочных средств инженерных войск используются местные плавающие средства (лодки, баржи, катера, паромы, бочки, автомобильные камеры, различные поплавки) и местные материалы (бревна, брусья, доски, хворост, тростник, камыш, солома), с применением которых могут оборудоваться десантные и паромные переправы. Из местных плавающих средств и материалов готовятся паромы, плоты, плотики, поплавки. Для изготовления поплавков применяют хворост, тростник, камыш и солому. Оболочкой поплавков служат плащ-палатки, брезент, промасленные и прорезиненные ткани, полимерные пленки и др. Грузоподъемность плавающих средств (лодок, паромов, катеров, барж) определяют пробной загрузкой их людьми или техникой вблизи берега; высота надводного борта в предельно загруженном состоянии должна быть не менее 0,5 м для-барж и 0,3 м для лодок, паромов и катеров. Ориентировочное количество со. дат, переправляемых в лодке, определяют по условной площади лодки (произведение длины лодки на ее максимальную ширину) — на 1 м2 один солдат. Грузоподъемность (в кг) бочек (бидонов) принимают равной 0,7 их вместимости (в литрах) для металлических и 0,6 вместимости для деревянных. Грузоподъемность 1 кг сухой соломы (камыша) равна 3 кг, мокрой соломы — 1,5 кг. Грузоподъемность бревен определяют по табл. 10. Таблица 10 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|