Здавалка
Главная | Обратная связь

Рабочая программа дисциплины



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина: Экология и Устойчивое развитие

Специальность: ЭЭ, ТТиТ,ИС, ПО, ГМУ, УиА, Фин, СМиС, Юр

Форма обучения: ОО, ОУ

Кредитов – 2

Курс: 1

Семестр: 1

Общая трудоемкость - 90 часов

Всего аудиторных занятий – 30 часов

Лекций - 15 часов

Практические (семинарские) занятия - 15 часов

Лабораторные занятия – не предусмотрены

СРО – 15 часов

в том числе СРСП – 15 часов

Курсовая работа (проект) – не предусмотрено

Экзамен – 1 семестр

 

Костанай

 

 

Рабочая программа дисциплины Экология и Устойчивое развитие

составлена Корниловой И.Е., преподаватель кафедры естественных наук, магистр Геоэкологии и управлении природопользованием

(Ф.И.О., должность, ученая степень и звание составителя)

на основании типовой программы дисциплины

Қазақстан Республикасы білім және ғылым министірлігі Әл-Фараби атындағы қазақ ұлттық университеті№ Алматы «Қазақ университеті» 2007

(данные соответствующей типовой программы)

 

Рабочая программа дисциплины Экология и Устойчивое развитиерассмотрена и обсуждена на заседании кафедры естественных наук, протокол № 1 от "28 " августа 2015г.

 

Заведующий кафедрой естественных наук

(название кафедры)

Ф.И.О. Б.Г. Мунарбаева ______________

(подпись)

 

Рабочая программа дисциплины Экология и устойчивое развитие одобрена и утверждена на заседании методического бюро педагогического факультета

 

Протокол № 1 от "28" августа 2015г.

 

Ф.И.О. председателя Ш.Е. Жандауова ____________

(подпись)

Рабочая программа дисциплины

1. Сведения о преподавателях:

Корнилова Ирина Евгеньевна преподаватель кафедры естественных наук, магистр Геоэкологии и управлении природопользования

 

2. Данные о дисциплине:

Название дисциплины: Экология и Устойчивое развитие

Код, цикл дисциплины: EUR, ООД

3. Пререквизиты: для изучения дисциплины необходимы знания по биологии и дисциплинам школьной программы по биологии, географии, химии, ботаники.

4. Постреквизиты:Экология и контроль состояния природной среды, основы природопользования, охрана окружающей среды, учение об окружающей среде, экология и природопользование, мониторинг окружающей среды, основы экологического нормирования и экспертиза.

5. Краткое описание модулей и дескрипторы:

 

Модуль № 5 Экологической системы

Цель модуля: целью обучения является создание условий для качественного овладения профессиональными навыками в области общей и прикладной экологии, охраны природы и рационального использования для обеспечения экологической безопасности РК.

Задачи модуля: участие в разработке государственных программ по развитию отраслей народного хозяйства; проведение научно-исследовательских работ в области экологии; в проведении экологического мониторинга и индикации состояния окружающей среды; в работе по оценке и прогнозированию изменений состояния окружающей среды; в повышении эффективности экологического образования и воспитания; в осуществлении управленческих функций в области охраны окружающей среды на различных уровнях; в проведении экологической экспертизы; в составлении экологического паспорта; в оказании консультативных услуг по экологическим вопросам.

 

5.1 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

Быть компетентным: в вопросах общей и глобальной экологии; прикладных аспектах экологии; использовании новых природоохранных и ресурсосберегающих технологий; проблемах глобальной и региональной экологии; вопросах оценки экологического риска, возникновения и профилактики природно-антропогенных техногенных ситуаций; вопросах экологической безопасности и устойчивого развития; вопросах менеджмента и маркетинга экологии; основах природоохранного законодательства; вопросах комплексной эколого-экономической оценки последствий антропогенной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Понимать: основные принципы функционирования и эволюции экологических систем, роль и значение социально-экономических факторов и компонентов биосфер;

· Знать: основные закономерности функционирование экосистем в целом и биосферы в целом; основы типологии и классификации природно-антропогенных ландшафтов; основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности; основные локальные, региональные, глобальные проблемы и рациональные меры по устранению нарушений структуры и функции экосистем; назначение и классификацию экологического мониторинга и его отдельных подразделений, методы наблюдений; основы рационального и международного законодательства по контролю качества ОС, социального регулирования, антимонопольного контроля ценообразования в области использования и охраны природных ресурсов; методы предупреждения и ликвидации загрязнителей, реабилитации ОС и утилизации опасных отходов; основы современных информационных технологий; способы сбора, хранения и обработки экологической информации; основные принципы экологического прогнозирования.

· Применение знаний и понимание: экологическая деятельность; научно-исследовательская деятельность; сервисно-эксплуатационная деятельность; консультационная деятельность; проектная деятельность; природоохранная деятельность; общеобразовательная деятельность; экспертная деятельность, управленческая.

· Коммуникация: грамотное изложение речи и определений; владение иностранными языками.

· Навыки обучения:

- уметь свободно разбираться в экологическом законодательстве, стандартах и нормативах

- знание физики, химии, биологии, процессов проходящих в окружающей среде

- иметь представление о порядке проведения экологической экспертизы

- знать методы экологического мониторинга

- иметь навыки компьютерного моделирования

- разбираться в зарубежном и отечественном опыте в сфере охраны окружающей среды

- уметь составлять необходимую отчетность и документацию по охране окружающей среды

- владение иностранным языком (для возможности командировок или работы за границей)

 

6. Структура и содержание дисциплины (модуля):

Изучение основных закономерностей взаимодействия в системе «биосфера -общество- техногенная среда» и формирование представлений об экологических подходах к решению природоохранных проблем; ознакомление будущих специалистов с экологическими проблемами, с особенностями организации, прогнозирования, управления природопользованием на региональном уровне, и социально-эколого-экономической оценки природных ресурсов и объектов, а также приобретение будущими специалистами практических навыков по расчету ущерба, наносимого природной среде, вследствие выбросов, сбросов загрязненных веществ, складирования отходов.

Данная дисциплина включает разделы: основные среды жизни, популяционная экология, экология сообществ и экосистем, биосфера и человечество, окружающая среда. Курс «Экология и концепция устойчивого развития» содержит теоретические вопросы организации, прогнозирования и управления природопользованием, рассматривает организационно-экономический механизм рационального природопользования на основном уровне - региона, предприятий, а также проблему социально-эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий, в составе региональной экономической и экологической политики.

 

7. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины:

 

Типовая программа от 2007 года Силлабус Методические указания по написанию курсовых работ (проектов) Тезисы лекций Тестовый материал Аудио, видео-материалы
К.б.н., доц. Ж.Т. КакимовА. к.б.н., доц. А.К. Бисенбаев. Х.С. Сабырбаева + Курсовой проект не предусмотрен + + -

 

 

Глоссарий

1. АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ — совокупность условий неорганической среды, влияющих на организмы.

2. АБРАЗИЯ — разрушение берегов крупных водоемов волнами и прибоем.

3. АБСОРБЦИЯ — поглощение вещества или энергии всей массой (объемом) поглощающего тела.

4. АВТОТРОФИЗМ (trophe — питание) — питание организмов (автотрофов) неорганическими веществами посредством фотосинтеза или хемосинтеза. Благодаря автотрофии создается первичная продукция.

5. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — понятие, предложенное В.И. Вернадским (1937) для обозначения процесса получения человечеством пищи и энергии за счет энергии солнца без участия продуцентов.

6. АВТОТРОФНЫЙ — питающийся неорганическими веществами.

7. АВТОТРОФНЫЕ ОРГАНИЗМЫ — организмы, использующие для построения своего тела углекислый газ в качестве единственного или главного источника углерода и обладающие как системой ферментов для усвоения, так и способностью синтезировать все компоненты клетки.

8. АВТОТРОФЫ — организмы, источником питания которых, осуществляемого путем фотосинтеза или хемосинтеза, служат неорганические вещества (углекислый газ, аммиак и др.). К ним относятся зеленые растения (в том числе водоросли) и некоторые микроорганизмы. Играют важнейшую роль в круговороте веществ в природе.

9. АГРОБИОГЕОЦЕНОЗ (агробиоценоз, агроценоз) — вторичные, измененные человеком искусственные элементарные единицы биосферы (пашня, сад, огород, пастбища и т.д.).

10. АГРОИНДУСТРИЯ — сельскохозяйственное производство на индустриальной основе.

11. АГРОЛЕСОМЕЛИОРАЦИЯ — создание лесных полос и насаждений на крутых склонах, по балкам и оврагам, на песках и т.п.

12. АГРОЭКОСИСТЕМЫ — неустойчивая, искусственно созданная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема культурных биосистем. Как и естественные экосистемы, агросистемы являются элементарными единицами биосферы (поля, искусственные пастбища, огороды, сады, виноградники, лесные насаждения и т.п.).

13. АГРОЦЕНОЗ — созданное с целью получения сельскохозяйственной продукции и регулярно поддерживаемое человеком биотическое сообщество, обладающее малой экологической надежностью, но высокой урожайностью (продуктивностью) одного или нескольких избранных видов (сортов, пород) растений или животных.

14. АГРИКУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — переход человечества около 10 тыс. лет тому назад от собирательского хозяйства к производящему, возникновение земледелия и скотоводства.

15. АДАПТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА — альтернативная техногенной стратегия ведения сельского хозяйства, в полной мере вовлекающая в аграрный процесс качественно новые экологические и агробиологические факторы (виды, сорта, агроценозы), обеспечивающие высокую продуктивность и экологическую устойчивость агроэкосистем.

16. АДАПТАЦИЯ (лат. адаптацио — приспособление) — комплекс приспособительных морфофизиологических, поведенческих и информационно-биоценотических реакций, обеспечивающий возрастание устойчивости к воздействию факторов внешней среды и успех в конкуренции.

17. АДСОРБЦИЯ — поглощение вещества из газообразной среды или раствора поверхностью другого вещества (тела).

18. АДРЕНАЛИН — гормон надпочечников повышает потребление кислорода и артериальное давление, стимулирует обмен веществ.

19. АККЛИМАТИЗАЦИЯ (лат. ад — к, для, при + гр. клима (климатос) — наклон /древние греки связывали климатические особенности местности с различным наклоном солнечных лучей к земной поверхности/) — устойчивое приспособление к жизни в новых условиях и комплекс мероприятий по вселению какого-либо вида в новые места обитания.

20. АКСЕЛЕРАЦИЯ — резкое убыстрение роста и созревания особей, а также увеличение их размеров, регистрируемое со сменой поколений.

21. АКМЕ (др. греч.) — вершина жизни, ее средоточие, в котором наступает — по идее эллинской культуры — наиболее полный расцвет всех человеческих сил и стремлений.

22. АЛЛЕРГИЯ — измененная реактивность организма к повторным воздействиям различных раздражителей (микробов, чужеродных белков и др.) — аллергенов, вызывающих образование в нем антител. Аллергией обусловлено развитие таких болезней, как сенная лихорадка, бронхиальная астма, крапивница и др.

23. АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ (фр. аlternative, от лат. alter—один из двух) — варианты развития, как взаимоисключающие, так и промежуточные между ними.

24. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ — направление химии, изучающее методы качественного и количественного анализа вещества.

25. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД (греч. analysis — разложение) — способ мысленного расчленения изучаемого объекта на составные части для получения новых знаний путем представления целого как совокупность частей, сведения сложного, неизвестного к известному, простому, отделения существенного от несущественного в объекте в зависимости от задач изучения.

26. АНАЛОГИЯ (гр.) — сходство между чем-то, имеющим различное происхождение (например, ноги раков, насекомых, позвоночных животных).

27. АНАБОЛИЗМ — совокупность реакции обмена веществ в организме (метаболизма).

28. АНАЭРОБЫ — организмы, живущие при отсутствии свободного кислорода. К ним относятся многие бактерии, ресничные инфузории, некоторые черви и моллюски.

29. АНТИБИОТИКИ (греч. anti — против, bios — жизнь) — органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью убивать микробов (или препятствовать их росту).

30. АНИМИЗМ — вера в существование душ и духов, т.е. сверхъестественных, сверхчувствительных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мертвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая человека.

31. АНТРОПОМЕТРИЯ — один из основных методов исследования в антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела.

32. АРЕАЛ (лат. area — площадь, пространство) — часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой распространен и проходит полный цикл своего развития данный таксой: вид, род, семейство.

33. АРИДИЗАЦИЯ — процесс, приводящий к потере природным комплексом (экосистемой) сплошного растительного покрова с дальнейшей невозможностью его восстановления без участия человека.

34. АРИДНАЯ ЗОНА (лат. aridus — сухой) — засушливая зона.

35. АРИДНОСТЬ — сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов.

36. АРОМАТИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ — углеводороды (бензол, нафталин, антрацен и др.) и их производные (анилин, бензойная кислота, фенол), содержащие в молекуле циклы (бензольные ядра) из 6 атомов углерода.

37. АРХАИЧЕСКОЕ (от греч. archaikos — старинный, древний) — пережиток старины.

38. АСТРОНООСФЕРА — появление системы информационных или иных связей между цивилизациями Космоса, имеющими различное происхождение.

 

 

8. Лекционный комплекс

 

Лекция № 1 Тема: Введение. Предмет и задачи экологии

Цель:целью является формирование у студентов современного естественнонаучного экологического мировоззрения, представления экологии, как науки, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и устойчивости, уровнях организации жизни.

Вопросы:

1. Понятие экологии. Современная экология: наука или мировоззрение?

2.Структура современной экологии. Объекты экологических исследований в системе уровней организации жизни.

3.Экологизация практической деятельности человека

 

Понятие экологии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.