Здавалка
Главная | Обратная связь

Экологизация практической деятельности человека



В истории человечества не так уж и часто какое-то явление и отражающее его понятие расширялись до глобальных размеров, охватывая все стороны жизни человека, его физический и духовный мир. Экология приобретает именно такой глобальный характер.

В наше время об экологии знают все. И в подавляющем большинстве случаев под экологией подразумевают любое взаимодействие человека и природы или негативные последствия, которые вносит человек в окружающую среду. Однако это лишь часть проблем, с которыми имеет дело экология. Негативное влияние различных форм деятельности человека имеет более широкое значение. Речь идет о нарушении функционирования природных сообществ живых организмов, деятельность которых обеспечивает само существование жизни. В этом плане человек представляет собой лишь одну из форм жизни – высокоразвитую, но не единственную.

Принято считать, что ныне возникает новая экологическая культура. Для высокоразвитых стран такая точка зрения может быть принята. Однако для многих развивающихся стран она вряд ли справедлива. Там лишь начинают говорить о проблемах окружающей среды в основном уже неизбежных. Часто экологические движения в этих странах считаются антигосударственными, подрывающими социально-экономические устои страны. Обладая значительными территориями и не предъявляя высоких требований к сохранению среды жизни, многие развивающиеся страны стали ареной вывоза загрязнений в двух основных формах: 1) размещение предприятий с вредными выбросами и сбросами; 2) размещение полигонов захоронения химически вредных и радиоактивных веществ. Между тем от перемещения загрязнений в другие места сумма глобальных воздействий изменяется очень мало.

Основные экологические проблемы ныне широко обсуждаются в научной, популярной и текущей газетно-журнальной печати. Они следующие:

· изменение климата Земли, вызванное парниковым эффектом, вследствие увеличения выбросов в атмосферу аэрозолей и других газов, радиоактивных веществ, изменения концентрации озона;

· загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков, ядовитых веществ в результате вторичных химических реакций (в этом одна из основных причин разрушения озонового слоя, на который воздействуют фреоны, водяные пары, вещества типа NOx);

· загрязнение океана, захоронение в нем (дампинг) ядовитых и радиоактивных веществ, поступление в него нефтепродуктов антропогенного происхождения, других загрязняющих веществ, особенно тяжелых металлов, подкисление мелководий за счет загрязненной SOx и NOx атмосферы, изменение сложившихся экологических связей между океаном и водами суши в связи со строительством плотин на реках;

· истощение и загрязнение поверхностных вод суши, континентальных водоемов и водотоков, подземных вод; нарушение водного баланса между поверхностными и подземными водами;

· радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов, связанное с текущей эксплуатацией атомных устройств, чернобыльской аварией и испытаниями атомного оружия;

· продолжающееся накопление на поверхности суши ядовитых и радиоактивных веществ, стойких к разложению (бытовой мусор и промышленные отходы, например, полиэтиленовые изделия и другие пластмассы и т.п.);

· образованием токсичных веществ в результате вторичных химических реакций во всех средах;

· нарушение глобального и регионального экологического равновесия в соотношениях экологических компонентов;

· опустынивание планеты в разных регионах и расширение уже существующих пустынь;

· сокращение площади тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу кислорода и углекислого газа;

· снижение численности и исчезновение некоторых видов животных растений, освобождение экологических ниш и заполнение их вредителями, паразитами, возбудителями заболеваний растений, животных и человека;

· перенаселение Земли в отдельных ее регионах;

· ухудшение среды жизни в городах и сельской местности (увеличение шумового воздействия, стрессов, загрязнение воздуха промышленностью, транспортными средствами, возникновение дискомфорта обезличенного строительства, зрительного подавления человека высокими зданиями, напряженного темпа городской жизни), потери социальных связей между людьми; возникновение «психологической усталости».

Экология - это наука, которая помогает найти выход из возникающего кризиса, раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни. Ее основной принцип – понимание природы как закономерно устроенного пространства. В настоящее время многие считают, что экология превратилась в учение о путях выживания человечества. Эпоха натиска на природу закончилась или, во всяком случае, кончается. Человечество осознало истину, что оно - лишь часть природы и при том - зависимая. Сейчас выяснилось, что для того, чтобы жить долго и не болеть, мало накормить человека и сделать его богатым. Нужна еще благоприятная среда жизни. Обращение к человеку привело к новой форме антропоцентризма: к экологическому антропоцентризму. Общество стало поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не к преобразованию природы.

Очевидно, в ближайшее время появятся новые экологические дисциплины, особенно в сфере социальной экологии, эколого-экономических наук.

В настоящее время появился специфический экологический рынок или рынок экологических услуг – в рамках которого происходит разработка многого из того, что улучшает среду жизни людей, экономит природно-ресурсный потенциал. В сферу экологического рынка попадают следующие направления хозяйственной и социальной деятельности общества:

· исследование закономерностей организации и сохранения устойчивости жизни, в том числе на нарушенных человеком территориях;

· создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов, прогнозирование изменений природы под все большим влиянием деятельности человека, управление процессами, протекающими на земле и сохранение среды обитания человека;

· исследование механизмов регуляция численности популяций и прогнозирование их численности;

· экологическая индикация и нормирование антропогенных загрязнений и нарушений природной среды;

· восстановление нарушенных природных систем, в том числе рекультивация выведенных из пользования сельскохозяйственных угодий, восстановление пастбищ, плодородия истощенных почв, продуктивности водоемов

и т.д.;

· переход от промысла к разведению промысловых зверей и выращиванию лечебных растений;

· сохранение эталонных участков биосферы и создание сети охраняемых территорий;

· производство измерительной и контрольной техники – приборов и устройств, позволяющих контролировать среду жизни, очищать выбросы предприятий и т.д.;

· разработка ресурсосберегающих технологий и техники. Обновление основных средств производства способных привести к рациональному использованию ресурсов и сохранению среды жизни. Этот процесс может быть ускорен путем принятия строгих законов по охране среды жизни, налоговой политикой;

· использование вторичных природных и материальных ресурсов;

· целенаправленное формирование качества природной и социальной среды жизни человека, которое включает в себя комплекс мер от жилищного строительства до производства продуктов питания;

· экологическое обучение, воспитание, просвещение, специальное образование и пропаганда. Актуальны для нашей страны усилия по разработке теоретических основ природопользования и подготовке специалистов в области экологии;

· демографическая регуляция – общее сдерживание роста населения, его перераспределение в соответствии с национальными и культурными традициями.

Сказанное выше можно обобщить высказыванием академика С.С. Шварца: «Экология - наука о жизни природы переживает свою вторую молодость. Возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи организма и среды, экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности. А так как работа живого все в большей степени определяется деятельностью человека, экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека индустриального общества в природе».

Вопросы для самоконтроля

 

1. Предмет экологии и ее место в системе современных наук.

2. Каковы основные экологические проблемы, пути их решения?

3. Начертить схему «Структура экологического знания»

4. В чем суть концепции устойчивого развития?

5. Каковы общие черты современного экологического кризиса?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.