Здавалка
Главная | Обратная связь

Современная экология: наука или мировоззрение?



 

Слово "экология" происходит от 2 греческих слов oikos, что означает дом, местопребывание, жилище, и logos - наука. Таким образом, экология - это наука, которая занимается изучением природного дома и всех процессов, делающих этот дом пригодным для жизни.

Экология приобрела практическое значение еще на заре развития цивилизации. Судя по пещерным рисункам первобытного человека, можно заключить, что экология, по-видимому, одна из древнейших наук. Наши предки должны были оценить важность сведений о том, где можно отыскать съедобные растения, устроить засаду на диких животных или укрыться от их преследования. Поселения первобытных людей были невелики и относительно недолговечны: когда пищевые ресурсы территории истощались, люди переходили на другое место. Первобытные охотники - собиратели во многом напоминали других всеядных животных и были частью природы.

Представители диких племен и в наше время хорошо ладят с окружающей средой. Например, австралийские бушмены выживают в экстремальных условиях пустыни (постоянная нехватка воды и пищи) лишь благодаря необычайному знанию и пониманию природы.

Около 10 тысяч лет назад, когда человек научился возделывать землю, возникло сельское хозяйство. Это стало важным поворотным пунктом в истории. Впервые люди обрели возможность более или менее обеспечивать себя пищей. Они стали создавать постоянные поселения – сначала деревни, а затем и города, что, в конечном счете, привело к становлению современного цивилизованного общества, в значительной степени изменившего среду обитания. Благодаря достижениям науки и техники мы теперь меньше зависим от природы в удовлетворении своих насущных потребностей. Нам достаточно повернуть водопроводный кран, чтобы напиться, необязательно ждать солнечного тепла, достаточно, включить, обогреватель. Постепенно человек пришел к роковой иллюзии, что с помощью машин и приборов он избавился от власти природных условий.

Вот иллюстрация этого заблуждения – пассажирский лайнер. Мы сидим в удобном кресле самолета, который несется с огромной скоростью на высоте десятка километров над землей. Кажется, что мы сбросили рабскую зависимость от природной среды: земли, воздуха, растений и животных. Однако это действительно только иллюзия. Двигатели самолета сжигают нефть и кислород. Сталь и другие металлы были выплавлены в доменной печи, куда были заложены уголь и руда, тоже продукты окружающей нас природы. Для получения пластиковой отделки салона самолета использованы нефть и уголь, а также сотни литров чистой воды. Если бы не продукты природной среды, то самолета бы не было, как не было бы и людей и других живых организмов. Природа представляет собой чрезвычайно сложную систему, от которой зависит как человеческая деятельность, так и сама жизнь. В значительной степени современное человечество поддерживает собственное благополучие за счет эксплуатации водных, почвенных и энергетических ресурсов. Когда их запасы истощатся, неизбежно возникнут социальные конфликты, голод и войны, что может привести к разрушению земной цивилизации.

Человек в природе одновременно играет роль ее биологического представителя и в то же время потребителя природных ресурсов в объемах во много раз превосходящих его потребности, такое парадоксальное положение человека мешает нам правильно понять ситуацию. Но законы природы не исчезли, не утратили своей силы, их нельзя изменить. С ростом населения на планете и грандиозным увеличением потребления энергии и вещества, значительно возросло воздействие человека на среду, усложнилось взаимодействие людей и природы. Теперь сохранение цивилизации зависит от наших знаний о природе и разумных действий по ее рациональной эксплуатации.

Никакое общественное и техническое совершенствование не обеспечит возможность жизнедеятельности человека вопреки законам природы. Даже выйдя в космос и научившись в течение многих месяцев жить под водой, человек остается биологическим видом, существование которого неразрывно связано с определенными условиями (факторами) среды: температурой, влажностью, газовым составом воздуха, качеством воды, составом пищи и многими другими. Требования организма к этим факторам, выработанным за тысячелетия эволюции, достаточно консервативны. При изменении условий среды и отклонении их от некоторой требуемой организму нормы возникают различные нарушения жизненных функций животных и растений и как крайний случай - несовместимость этих нарушений с жизнью организма.

Невозможно охранять природу, использовать биологические ресурсы, не зная, как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействия человека, какие предельно допустимые нагрузки на природные экосистемы может позволить себе общество, чтобы не нарушить их. Все это - предмет исследования экологии.

В современной жизни экология часто приобретает социальную, идеологическую окраску. Это еще больше усиливается в так называемой «глубокой экологии» – системе взглядов, отрицающей особую ценность человека по сравнению с другими биологическими видами. Глубокая экология провозглашает лозунг «Земля - прежде всего», т. е. основная ценность придается нашей планете, а затем лишь человеку, социальные возможности которого ограничены. Это уже не наука, а биоцентрическоев своей основе общественное движение. Оно противопоставляется системе антропоцентрических взглядов, рассматривающих современный экологический кризис как проявление кризиса общечеловеческого, а не глобально - биосферного. С научной точки зрения такое противопоставление кажется странным. Для человека его самоценность очевидна, но в то же время без сохранения целостности Земли при изменении планетарных условий жизни трудно ожидать, что люди могут существовать. Один из путей решения возникшего кризиса предполагает, что современный человек может пользоваться всеми природными ресурсами, не думая о будущих поколениях (по принципу «после нас хоть потоп»). При этом предполагается, что наши потомки как-то выйдут из достаточно сложного положения доставшегося им в наследство. Другой путь – адаптация людей к природе, уважение к ней и ее законам развития. Видимо, необходимо выбрать третий, компромиссный путь, прежде всего, учитывающий экологические ограничения, налагаемые конечностью ресурсов планеты. К этому вопросу мы вернемся позже. Сейчас же для нас важно обратить внимание на то, что в рассмотрении экологии мы вышли за рамки науки и вторглись в сферу мировоззрения, экологизации знания и даже идеологии. В этом специфика современной экологии.

Термин «ЭКОЛОГИЯ» был впервые введен немецким зоологом Эрнстом Геккелем (1866) в книге «Всеобщая морфология организмов» Во втором томе этого обширного труда Геккель дал свое определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим все условия существования. Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие имеют большое значение для организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к себе. К неорганическим условиям существования относятся физические и химические свойства их местообитаний - климат (свет, тепло, влажность, состав воды и почвы) В качестве органических условий существования мы рассматриваем общие отношения организма ко всем остальным организмам, с которыми он вступает в контакт. Каждый организм имеет своих друзей и врагов, таких, которые способствуют его существованию и тех, что ему вредят».

Согласно новейшему толкованию экологии, ее можно рассматривать как науку о закономерностях формирования, развития и устойчивого функционирования биологических систем разного ранга в их взаимоотношениях с условиями среды (Шилов,1997). Т.е. это наука о связях со средой, как отдельных организмов, так и более сложных биологических систем. Экология стремится к синтезу знания, а не к его разделению. Ученые, представители различных отраслей знания, смотрят на природу как бы глазами насекомого, где каждый зрительный элемент является лишь частью целого. Четко просматриваются самые мелкие детали, но они оторваны друг от друга. Мозговой центр создает из обрывков или многих изображений обобщенный образ. Подобно этому современная экология не столько анализирует частности, сколько синтезирует нечто цельное из разорванной картины мира (Реймерс Н.Ф. 1994).

В наши дни понятие "экология" приобрело глобальный характер. Существует большое множество его определений, однако серьезного неудобства в этом не ощущается. Каждый вкладывает в термин «экология» свой объем понятий, индивидуальные его оттенки. Ситуация примерно такова: "моя" экология - это не "твоя" экология, но все же что-то сходное. В этом, безусловно, специфика современной экологии. Она из строго биологической науки превратилась в науку, вобравшую в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, культуры, экономики и целого ряда других наук. Это в свою очередь привело к тому, что в этой обобщенной науке нет фундаментальных теоретических основ в отличие от классической биологической экологии с давно сложившейся структурой, теоретическими предпосылками и четкими логическими основаниями. А раз так, то к экологии легко примкнуть, даже ничего в ней не смысля. Вероятно, поэтому многие могут стать "экологами".

Однако, не изучив, на каких принципах и связях основаны функционирование и устойчивость живой природы, человек не сможет понять, как строить отношения с ней. Следовательно, фундаментальной задачей экологии как комплексной науки является изучение законов формирования и функционирования биологических систем, которые обеспечивают устойчивое поддержание жизни на нашей планете.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.