Эволюция сравнительного менеджментаСтр 1 из 7Следующая ⇒
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Уфа – 2010 В учебном пособии содержится краткий курс лекций по дисциплине «Сравнительный менеджмент». Рассмотрены основные темы учебного курса, посвященные вопросам повышения эффективности управления бизнесом за счет учета и грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров и тех же особенностей стран, в которых осуществляется их бизнес. Пособие рекомендуется использовать в учебном процессе для подготовки слушателей по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки специалистов для получения дополнительной квалификации «Менеджер нефтегазового предприятия» в рамках дисциплины «Производственный менеджмент», а также при проведении занятий у бакалавров направления «Менеджмент».
Составитель: Тасмуханова А.Е., доц., канд. экон. наук
Рецензенты: Авдеева Л.А., канд. экон. наук Кутуева Л.В., канд. экон. наук
ВВЕДЕНИЕ В виду наличия специфических отличий менеджмента в разных странах, вызванных культурными различиями, менеджеру необходимо иметь представление о различных деловых культурах и системах управления. Интерес исследователей к национальным моделям менеджмента может объясняться в первую очередь процессами транснационализации экономики. Открытие предприятий за рубежом поставило перед профессиональными западными менеджерами проблему управления местными работниками. Общеизвестно, что повышение оплаты труда обычно приводит к более ответственному отношению к порученному делу, повышению производительности труда. Но когда западные менеджеры первых танзанийских промышленных предприятий в 60-е гг. XX в. подняли расценки местным рабочим, они получили пропорциональное снижение объемов выпуска продукции. Менеджеры посчитали, что «африканцы по своей природе ленивы». Но проведенные затем исследования выявили рациональную основу такого поведения работников. Костяк рабочих составляли молодые танзанийцы – члены сельских общин. Они поступили на предприятие с одной целью – заработать необходимую определенную сумму для выкупа невесты. Если можно достичь результата меньшими усилиями, зачем же стараться? Попытки мастеров-танзанийцев «призвать к порядку» соплеменников приводили к обращениям последних к колдуну, которому они жаловались на то, что начальник обращается с ними «не по-братски». Колдун как моральный авторитет и хранитель традиций выступал в данном конфликте судьей и, естественно, защищал рабочих от «несправедливого» обращения. Таким образом, выяснилось, что использование привычных управленческих приемов часто дает неожиданные результаты в отдельных странах. Вторая причина интереса исследователей к национальным моделям связана с достижениями, реформами экономики конкретной страны. Так, в 1950-1960-е гг. американский менеджмент стал восприниматься как эталон, ибо именно американская экономика в эти годы демонстрировала существенно лучшие результаты, чем любая другая. Экономические и технические достижения Японии 1960-1980-х гг. закономерно увязывались с японской моделью менеджмента, что объясняет перенос в экономику западных стран японских внутрифирменных и межфирменных организационных структур. Интеграционные процессы в Европейском союзе обусловили интерес к европейской модели менеджмента. Динамичное развитие экономики КНР в конце XX – начале XXI вв. не в последнюю очередь объясняется особенностями китайского менеджмента. В 1990-х гг. в связи с радикальными социально-экономическими преобразованиями встал вопрос об использовании зарубежных теорий менеджмента и управленческих технологий в России. Стали реализовываться следующие подходы: - копирование зарубежной теории менеджмента: перевод западных учебников и монографий на русский язык; построение на их основе вузовских программ подготовки по управленческим специальностям; - адаптация западной теории менеджмента: приспособление западной теории к современным российским условиям; подготовка учебных пособий на основе западных аналогов, но с учетом реальной российской управленческой практики. Однако невозможно ни прямое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. Сравнительные исследования национальных моделей менеджмента помогают избежать повторения чужих ошибок, отделить универсальные черты организации от ее институционально-культурной специфики. Потребность в таких исследованиях испытывают как российские предприятия и организации, осваивающие передовой управленческий опыт, так и зарубежные компании, открывающие свои филиалы и представительства в России. Исследования национальных моделей менеджмента помимо сугубо академического интереса могут иметь и практический смысл, поскольку позволяют выявить передовой опыт в развитии управленческих технологий, обнаружить в результате сопоставления сильные и слабые стороны как «своей», так и «чужой» модели. Главная цель существования и развития сравнительного менеджмента как дисциплины – повышение эффективности управления бизнесом за счет учета и грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров и тех же особенностей стран, в которых осуществляется их бизнес. Основными задачами изучения дисциплины являются: - познакомить с реализацией функций менеджмента в различных деловых культурах; - дать представление о характере влияния национальной культуры на стиль менеджмента, показать пути и способы ведения бизнеса; - выявить взаимосвязь и различие характерных черт национальных подходов в менеджменте различных школ (американской, европейской и японской); - ознакомить с особенностями национальных деловых культур ведущих мировых стран в условиях глобализации бизнеса; - изучить закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера; - подготовить к международным контактам в рамках практической деятельности в качестве менеджеров.
Эволюция сравнительного менеджмента И теории культуры
Наличие разных подходов не позволяло четко обозначить границы того, что относится и что не относится к сравнительному менеджменту. Исследования проводили специалисты разных областей и дисциплин: социологи, политологи, психологи, антропологи, культурологи, причем каждый со своей методикой и терминологией. Необходимо пояснить различие между «международным» и «кросс-культурным» подходами в сравнительном менеджменте. Международный подход включает сопоставления моделей менеджмента с целью выявления сходств и различий между странами. Кросс-культурный подход также предполагает сравнения, но они нацелены преимущественно на изучение поведения людей, представляющих разные культуры и работающих вместе в одной организационной среде. Речь идет о традиционных вопросах (мотивация, лидерство, принятие решений, групповая динамика), но рассматриваемых в международном контексте. Кросс-культурный менеджмент охватывает описания поведения людей – представителей разных культур, работающих в одной организации, и сравнение поведения людей в организациях, расположенных в двух и более странах. Концептуальные основы, позволявшие выявлять, идентифицировать и оценивать общие черты и различия в управленческих проблемах в разных странах и регионах мира, начали закладываться в конце 1960-х – начале 1970-х гг ХХ века. Было выделено три подхода: 1) Социально-экономический подход основан на идее, что экономический прогресс и индустриализация зависят от менеджеров. Мощь крупнейших американских транснациональных компаний сопоставима с целыми государствами, и, стало быть, от решений менеджеров зависят судьбы миллионов людей, стран и регионов мира. Однако при этом подходе недооцениваются индивидуальные различия в поведении менеджеров и игнорируются межфирменные различия внутри одной страны. 2) Экологический подход основывается на том, что сходства и различия в эффективности управленческой деятельности могут быть объяснены переменными внешней среды: образование, социокультура, политическая и правовая система, факторы, характеризующие уровень экономической активности страны. В этом случае наблюдается переоценка роли факторов внешней среды и недооценка роли менеджмента, рассматриваемого как пассивный агент внешней среды. 3) Бихевиористский подход делает акцент на типичные поведенческие характеристики менеджеров в разных культурах, их мотивации для выполнения отдельных управленческих задач. Поведенческие стереотипы и ценностные ориентации являются функцией конкретной культуры. Выводом этого подхода является то, что решения для зарубежных операций мультинациональных компаний должны быть локализованы, подразделения и филиалы в разных регионах и странах мира действуют исходя из местных условий и правил. Новый этап в эволюции сравнительного менеджмента связывается с исследованиями, в которых влияние национальной культуры на управление бизнесом было предложено рассматривать на основе анализа измеряемых культурных переменных с применением математических и статистических методов. Сравнительный менеджмент чаще воспринимается как изучение менеджмента в различных культурах. Поскольку в разных странах культуры более или менее различаются, то легко предположить, что это проявляется в любом национальном феномене, включая менеджмент. Но в странах и регионах с общими историческими корнями, языком, традициями, ценностями и нормами, одинаковой культурной средой (Китай и Тайвань, Западная и Восточная Германии до их объединения) существуют различия в моделях менеджмента. И в одной и той же стране в разные годы можно выделить разные управленческие модели. Например, система пожизненного найма и уважительное отношение к людям старшего возраста не были распространенной практикой в японских компаниях до Второй мировой войны. Милитаристская и авторитарная направленность в культуре была четко выражена в условиях, когда Япония вела подготовку к войне и доминированию в регионе. Тяжелые условия труда на многих предприятиях, значительные различия в статусе между белыми и синими воротничками – характерные черты японского менеджмента того времени. В послевоенной истории нормы и ценности милитаристской Японии были ликвидированы, а система менеджмента претерпела значительные изменения. Таким образом, многие особенности национальной модели менеджмента не могут быть объяснены только с точки зрения культуры. Культура (в широком смысле) – образ жизни и система мировосприятия, присущие тому или иному народу (группе людей). Происходит отождествление конкретной культуры, в том числе материальной, с данной страной. Культура (в узком понимании) – это совокупность ценностей и норм данного общества. В этом случае материальные объекты интересны уже только как знаки или как окружение той или иной культуры. Такое понимание культуры является в настоящий момент господствующим. Культура характеризуется как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей. Важность культуры определяется выполняемыми ею в обществе функциями: - адаптивная (адаптация к окружающей среде); - коммуникативная (создание условий и средств общения); - интегративная (люди одной культуры составляют одну социальную группу); - социализация (процесс включения человека в определенную социальную группу). Феномен культуры обладает следующими характерными чертами: 1) передается из поколения в поколение; 2) постоянно развивается; 3) формирует внутри себя особые феномены, называемые субкультурами, которые характеризуются определенными культурными особенностями, присущими локальным возрастным, профессиональным, половым и иным группам внутри данной культуры; 4) несмотря на принадлежность к одной и той же культуре, люди могут по-разному воспринимать ее и оценивать, быть в большей или меньшей степени преданными ей, не принимать ее отдельные элементы или даже культуру в целом. Множественность сочетания различных факторов обусловливает уникальность национальных культур. X. Дерески приводит результаты исследований, которые демонстрируют это явление на примерах американской, японской, мексиканской и арабской культур. Анализ наиболее «удаленных» друг от друга японской и американской культур показывает их противоположность по 33 чертам из-за различного отношения к таким ценностям, как свобода, равенство, активность. Если рассматривать более широкий круг культур, то дифференциация становится еще тоньше. Индивидуальная свобода – основа личности американца. Для него приоритетна не лояльность группе, к которой он по каким-то основаниям относится, а последовательность в реализации своей собственной линии поведения. Мексиканец в трудовом коллективе также демонстрирует индивидуалистическое поведение, находясь вне своего основополагающего коллектива – семьи. Работа для него необходима для содержания себя и семьи. Но в соответствующих обстоятельствах он будет ориентироваться, прежде всего, на клановые и семейные интересы. Для арабского менеджера племенная и семейная лояльность имеет наивысший приоритет, но приверженность трудовому коллективу, уважение к любой личности, в том числе подчиненного, также важны. В традиционной арабской культуре начальнику неприлично принять решение, не посоветовавшись с подчиненными. «Консультативный» менеджмент не означает какой-либо обязанности для руководителя следовать советам людей, находящихся ниже его по статусу, да и последние этого от него не ожидают. Однако следствием отсутствия контактов будет неважная репутация начальника. До настоящего времени не существует единой теории культуры, которая вобрала бы в себя основные частные теории. Соответственно, пока невозможно представить в виде цельной картины и результаты исследования влияния культуры на управление, полученные в рамках сравнительного менеджмента. Каждый подход дает определенный «срез» феномена культуры и соответственно вооружает менеджера теми или иными специальными рекомендациями. От международного менеджера требуется способность выбрать наиболее подходящую для конкретной ситуации теорию, чтобы понять особенности страны и управляемого им коллектива. В сравнительном менеджменте используются три направления теоретического исследования культуры: универсальный, системный и ценностный подходы. Универсальный подход. Любая культура состоит из стандартного набора элементов, и задача заключается в их выделении и описании. Дж. Мэрдок (1945 год)предложил 70 так называемых культурных универсалий, достаточно полно охватывающих феномен национальной культуры: этика, мораль, религия, характеристики типа семьи, мифология, фольклор, музыка, особенности невербального общения, игры, танцы, спорт и т.д. Данное направление ориентирует менеджера на достаточно широкий диапазон знаний о местной культуре, одновременно предъявляя практически нереальные требования с точки зрения затрат времени менеджера на такого рода изучение. По-видимому, использование культурных универсалий целесообразно и рационально в условиях многолетней работы менеджера в одной и той же зарубежной стране. Определенное упрощение подхода, особенно для международного менеджера, работающего в нескольких странах, может состоять в выделении 5-7 наиболее важных универсалий и подробном их изучении для этих стран. Системный подход (60-70 гг. XX в). Предполагается, что культура определяется взаимодействием и взаимовлиянием подсистем, ее составляющих. П.Р. Харрис и Р.Т. Моран выделяют 8 основных подсистем: 1. Родство. Такдля США характерна простая семья, в то время как для многих восточных обществ типичной является сложная семья, включающая в себя несколько поколений родственников, бизнес во многих странах подчиняется интересам семьи, является семейным делом. 2. Образование. Системы образования оказывают влияние на организационное поведение через уровень грамотности населения, господствующую в обществе картину мира, коммуникативные навыки людей. К уровню образования чувствительны такие аспекты управления, как стили руководства, объем полномочий менеджера, коммуникации с партнерами по бизнесу, система вознаграждения. Американская культура возлагает ответственность за приобретение необходимой квалификации на работника. Американские компании оценивают сотрудников в основном по результатам тестов и практической деятельности, а не на основании формальных свидетельств о получении соответствующего образования. Дополнительное образование дается фирмой только в соответствии со спецификой рабочего места. «Человеческий капитал» ценится, но инвестиции в него стараются переложить на плечи работника, чтобы не терять денег из-за его ухода. В Германии система профессионального обучения субсидируется и в значительной степени организуется государством. Дается широкое профессиональное образование, качество и эффективность которого контролируются профсоюзами и ассоциациями работодателей. В результате работник и работодатель имеют более широкие рамки «рабочего места». Немецкий менеджер в отличие от американского может достаточно свободно перемещать работников в соответствии с производственной необходимостью. В Японии люди получают базовое образование, а специальные знания приобретаются на рабочем месте. Такое построение системы образования поддерживается японскими ценностями: лояльность группе, жесткое определение траектории профессионального развития человека, основанная на выслуге, выплата значительных бонусов при выходе на пенсию и т.д. 3. Экономика. Производственные отношения могут строиться на контрактной основе или с использованием и нерыночных механизмов, с ориентацией на группу или на индивида, особенности отношений собственности. Англосаксонская (либеральная) модель экономики упор делает на свободный рынок, а регулируемый рынок (Германия) вводит определенные нерыночные механизмы, обеспечивающие социальный мир и защиту граждан от значительных колебаний рыночной конъюнктуры. 4. Политика. Диктатура или демократия, различные формы государственности определяет свободу деятельности бизнеса. Следует выделить два аспекта взаимоотношения бизнеса и власти: участие бизнеса во власти и участие власти в экономике. 5. Религия, мировоззрение людей, их этические ценности и нормы. Зарождение капитализма часто связывают с влиянием протестантизма. Исламские банки выполняют финансовые операции, не выходя, по крайней мере, явно, за пределы норм шариата. 6. Принятые формы и характер общественных союзов. Это особенно важно для командировочных, так как членство в различных союзах, которые приветствуются в данной культуре, открывает доступ к информации и рычагам влияния, недоступным в других случаях. 7. Состояние здоровья нации. Медицинское обеспечение как часть социального пакета является важным элементом системы поощрения. Отношение к больным людям, инвалидам, жертвам катастроф также характеризуют модель управления. 8. Формы и традиции отдыха. В одних странах предпочитают активный отдых и занятия спортом, в других – посещение баров и кинотеатров; где-то традиционно отдыхают вместе с семьей и друзьями, в других культурах считается желательным провести отпуск вдали от обычного круга общения. В модели Т.Н. Глэдвина и В. Терпстракультура представляется как восемь взаимодействующих и взаимозависимых блоков: язык, религиозные и философские взгляды, ценности и установки, право, образование, политика, технология и материальная культура, социальная организация (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура культурного окружения международного бизнеса (Модель Т.Н. Глэдвина и В. Терпстра)
Структурированность каждого блока стала методической основой для описания особенностей информирования инвесторов в развитых странах. Достоинством такого подхода является обеспечение известной инвариантности описания, что позволяет сравнивать условия в разных странах и принимать деловые решения. Разумеется, набор разделов варьируется от компании к компании. Начиная с 70-х гг. прошлого века такую работу проводят многие консалтинговые компании, специализирующиеся в сфере международного бизнеса. Ценностный подход. В его основе лежит представление о том, что ценности составляют ядро культуры, и основная задача – выявить структуру системы ценностей. Теория базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича делит все ценности на так называемые базовые и инструментальные: - базовые составляют основу жизни, это главные устремления, ради которых, собственно, живет и действует человек. - инструментальные имеют значение лишь как определенные возможности, средства обеспечения базовых ценностей. В западной христианской культуре Рокич выделил по 18 ценностей того и иного рода. К базовым ценностям он отнес: жизненный комфорт; безопасность семьи; зрелая любовь; захватывающая жизнь; социальное признание; удовольствие; чувство завершенности; мудрость; спасение (в христианском понимании); мир в мире; свобода; самоуважение; красота в мире; счастье; настоящая дружба; равенство; внутренняя гармония; национальная безопасность. Инструментальными ценностями считаются: стремление к карьере; великодушие; логичность; широта взглядов; готовность помочь; влюбленность; способности; честность; готовность подчиняться; бодрость; воображение; вежливость; чистоплотность, опрятность; независимость; ответственность; мужество; интеллектуальность; самоконтроль. Если поменять местами базисные и инструментальные ценности, то поведение индивида может существенным образом измениться. Для людей восточных культур мир зачастую является инструментальной ценностью, а независимость или победа собственной религии над другими – наиважнейшие базовые ценности. Хорошо понимая систему базовых и инструментальных ценностей своих партнеров, подчиненных, вообще окружающих людей в данной стране, менеджер может умело оперировать ими в интересах бизнеса и укрепления позиций фирмы. Основное положение теории внутреннего содержания личности (Г. Оллпорт, П.Е. Вернон, К. Линдзи) заключается в том, что различаются между собой по ценностям не культуры как таковые, а индивидуумы, причем особые культурные ценности, исповедуемые этими людьми, и задают главные характеристики их поведения. Было выделено 6 главных типов людей: 1) теоретический человек, для которого главными ценностями являются открытие истины, знания, рациональность, опыт; 2) экономический человек, который ценит больше всего практическое дело, 3) эстетический человек, для которого главными являются красота и гармония,ценности искусства и т. д.; 4) социальный человек видит главные ценности в бескорыстном служении обществу, принесении пользы другим, всеобщей взаимопомощи, принесении себя в жертву общественным целям; 5) политический человек, главными ценностями для которого являются сила и 6) религиозный человек, для которого основные ценности определяются религией. Оценивая этот подход, следует признать, что он показывает одну из сторон индивидуального поведения людей различных наций. К тому же есть точка зрения, что численность людей каждого из этих шести типов существенно колеблется от культуры к культуре. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|