Менеджмент в Европе
В соответствии с теорией хозяйственных порядков фрайбургской школы, которая была разработана немецким ученым В.Ойкеном, существующие социально-экономические системы можно распределить по линейной шкале, двумя крайними границами которой будут являться «чистая форма» централизованно управляемой экономики и рыночное хозяйство типа laissez-faire. В первом случае государство берет под свой непосредственный контроль всю предпринимательскую деятельность в экономике, директивно планирует и руководит из единого центра, концентрирует в своих руках практически всю собственность и все финансовые активы, неся весьма значительные расходы по содержанию всей общественной инфраструктуры. Наибольшее приближение к централизованно управляемой экономике было достигнуто при сталинском социализме в СССР и гитлеровском националсоциализме в Третьем рейхе. В экономике типа laissez-faire государству, напротив, отведена весьма скромная роль, характеризующаяся практически полным невмешательством в действие рыночных механизмов. Направлять социально-экономические процессы должна «невидимая рука» А. Смита, в связи с чем ситуацию свободной и полной конкуренции более правомерно считать анархичной и чреватой отрицательными последствиями из-за несовершенства рыночных механизмов саморегуляции. В реальной жизни страны пытаются комбинировать в своей модели социально-экономического развития лучшие черты «чистых форм» хозяйствования, минимизируя при этом их негативные стороны. Характер экономического порядка в ключевых странах ЕС в настоящий период времени представлен в таблице 11. В большей степени ориентирована на ценности рыночной экономики лишь треть «старых» государств – членов ЕС, в то время как две трети из них в своей форме хозяйственных порядков стремятся занять «золотую середину», используя преимущества предсказуемости плановой экономики и принцип конкуренции рыночной системы.
Таблица 11 – Модели хозяйственных порядков и страны ЕС
Изначально традиционное для капиталистических государств рыночное хозяйство в период 1930-1970-х гг. в условиях экономических кризисов, войн и послевоенного восстановления перешло к огосударствлению экономики. Возврат к неизменным консервативным ценностям капитализма наметился только в начале 1980-х гг. и был связан с «тэтчеризмом». Великобритании и Ирландии удалось возродить дух частного предпринимательства и преодолеть иждивенческие настроения части своих граждан. И хотя ни британская, ни ирландская экономика не являются системой laissez-faire, в которой частному бизнесу позволено все, их хозяйственные системы более либеральны. Условно к странам с рыночной формой хозяйственного порядка могут быть отнесены и южноевропейские государства: Греция, Испания и Португалия, - с низким уровнем финансирования социальных программ, характерным для традиционной рыночной экономики типа laissez-faire. Большинство же стран ЕС относится к государствам социальной рыночной экономики. Однако в каждой из вышеназванных стран существовала своя специфика в путях построения социальной рыночной экономики. Так, германское социальное рыночное хозяйство строится на малом и среднем предпринимательстве как основе всей системы, а под влиянием политики социал-демократического правительства постепенно превратилось в так называемую экономику благоденствия, в рамках которой механизмы социальной защиты населения стали сдерживать предпринимательскую активность и конкурентоспособность национального хозяйства. Близка к немецкой модели развития и Австрия. Скандинавские страны исторически ориентировались на партнерство бизнеса и общества, на перераспределение доходов в пользу малообеспеченных граждан, поэтому там социальное рыночное хозяйство изначально было «экономикой благоденствия». Аналогичная Скандинавии социальная рыночная система существует в странах Бенилюкса и в Финляндии. Франция традиционно тяготела к государственному предпринимательству, в ней достаточно сильны были антикапиталистические настроения и стремления к «свободе, равенству и братству». Поэтому социальное рыночное хозяйство в его французском варианте означает значительную опеку государства над экономикой, высокий уровень социальных гарантий многочисленным государственным служащим и ограниченную поддержку частного предпринимательства. «Третий путь» развития Италии еще более своеобразен: исключительная конкурентоспособность малых и средних предприятий (преимущественно семейных) и полная неэффективность коррумпированной государственной системы, называемой из-за частой смены правительств «стабильной нестабильностью». Вместе с тем степень социальной защиты населения в Италии тоже достаточно высока. Поскольку основу ЕС составили страны, которые тяготели к социально-рыночной модели развития, то принципы сильной социальной политики, защиты общечеловеческих ценностей и всемерной поддержки рыночных механизмов, открытости экономики (отмена таможенных границ и прочих барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов и граждан) последовательно реализовались в ЕЭС и продолжают реализовываться в ЕС. Однако для реализации роли государства в социальном рыночном хозяйстве требуются более существенные финансовые ресурсы, чем в рамках традиционной либеральной капиталистической экономики. Основой расходов государства (свыше половины составляет финансирование социальных программ) служат налоговые поступления, дополняемые еще и взносами предпринимателей и трудящихся в специальные социальные фонды, что тоже по своей сути является налогом. Вот почему для стран, которые тяготеют к «третьему пути» развития, характерен высокий уровень налогообложения, особенно в части индивидуальных подоходных налогов (56% в Швеции, 53% – в Финляндии, 48% – во Франции). Если рассматривать функции государства в современной экономике (таблица 12), то вновь можно сделать вывод о том, что в странах, тяготеющих к рыночной форме хозяйственного порядка, реализуются преимущественно минимальные функции и функции средней степени сложности. Определенные исключения, касающиеся координации деятельности частных структур, существуют в странах Южной Европы, в то время как в Великобритании и Ирландии от них отказались.
Таблица 12 – Функции государства в современной экономике
В странах социального рыночного хозяйства присутствуют все три функции, в том числе перераспределение активов для обеспечения социальной справедливости через налогообложение высоких доходов высокими ставками. Страны с либерально-рыночной экономикой – англосаксонского типа, страны Южной Европы тяготеют к рыночной форме порядка, и остальные страны социально-рыночной ориентации. В литературе есть несколько разных терминов: «европейская модель менеджмента», «европейский стиль менеджмента», «менеджмент в Европе» и, наконец, «европейский менеджмент» или «евроменеджмент». В одних случаях речь идет об управленческой практике, отличающейся от американской или японской. В других – признавая разнообразие моделей менеджмента, исследователи находят общие черты и характеристики управленческой философии и практики в Европе. В-третьих, подразумевается «лучшая практика», к которой будет все больше приближаться менеджмент в Европе и в результате становиться более однородным. Несмотря на то, что актуальными становятся формирование новой европейской идентичности, европейского сознания, продвижение общих культурных ценностей, которые не противоречили бы национальным особенностям каждой страны, разнообразие культур в Европе остается фактом и вряд ли можно ожидать сейчас и в обозримом будущем культурного сближения в процессе экономической интеграции. Культурное многообразие Европы проявляется в значительном разбросе индексов: дистанция власти – от 11 (Австрия) до 68 (Франция), соотношение индивидуализма и коллективизма – от 27 (Португалия) до 89 (Великобритания), индекс мужественности – от 5 (Швеция) до 79 (Австрия) и избегание неопределенности – от 23 (Дания) до 112 (Греция). Интеграция только двух параметров «дистанции власти» и «избегания неопределенности» позволяет выделить 4 модели организационной культуры (рисунок 4):
Рисунок 4 – Карта Хофстеде «Деревенский рынок» – меньшая роль формализованных правил и процедур (скандинавские страны и в меньшей степени – англосаксонские); «Смазанная машина» – децентрализованность принятия решений сочетаются с большей формализованностью правил и более четким определением ответственности (страны германского кластера); «Семья» – здесь «начальник есть начальник», подчиненные не имеют строго определенных задач (азиатские страны); «Пирамида людей» – «механистические», «бюрократические» арабские и латиноамериканские страны. Изучение поведения менеджеров и управленческой практики позволило уточнить культурные профили. Например, в сравнительных исследованиях на примере Франции, Германии и Англии было обнаружено, что французские фирмы более централизованы и формализованы, с меньшим уровнем делегирования по сравнению с немецкими и английскими. Исследования подтверждают имидж немецких фирм как хорошо отлаженных (смазанных) машин, больше склонных быть децентрализованными, специализированными и формализованными. Действительно, немецкие менеджеры часто ссылаются на структуру как ключевой фактор успеха, имеющий свою собственную логику развития. Немецкие фирмы по преимуществу организуются по функциям с координацией посредством рутинных процедур и правил. В отличие от модели смазанной машины с акцентом на достижение эффективности, модель «деревенского рынка» отражает нацеленность на обеспечение гибкости. Организационные структуры в английских компаниях отличаются большей гибкостью, большей децентрализованностью и меньшей формализованностью по сравнению с французскими и немецкими фирмами. Картину многообразия можно дополнить кластерами стран со схожими экономическими и управленческими культурами. Особенностью сравнительных исследований, использующих кластерный анализ, является акцент на общих чертах в национальной культуре разных стран. Одно из исследований, проведенное С. Роненом и О. Шенкаром, позволило выделить восемь кластеров: 1) Скандинавский: Финляндия, Норвегия, Дания, Швеция; 2) Германский: Австрия, Германия, Швейцария; 3) Англосаксонский: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Ирландия, Южная Африка; 4) Латиноевропейский: Франция, Бельгия, Испания, Италия, Португалия; 5) Латиноамериканский: Аргентина, Венесуэла, Чили, Мексика, перу, Колумбия; 6) Дальневосточный: Въетнам, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Тайланд; 7) Арабский: ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Сацдовская Вравия; 8) Ближневосточный: Иран, Греция, Турция.
Некоторые из рассмотренных Роненом и Шенкаром классификаций стран (Бразилия, Япония, Индия, Израиль) не вошли ни в один кластер. Познавательное значение этой классификации безусловно, однако следует согласиться с исследователями, указывающими на ее противоречивость: например, с культурной точки зрения помещать вместе Турцию и Грецию, неправомерно. То же самое можно сказать о Бельгии в романском кластере. Некоторые исследователи считают более оправданным поместить Индию и Израиль в англосаксонский кластер, имея в виду их тесные политические, экономические и культурные связи с США или Великобританией. Другие авторы предлагают объединить скандинавский и германский кластеры в один. Ряд специалистов считают, что Испания, Португалия и Италия в культурном плане гораздо ближе к странам Южной Америки и, стало быть, должны находиться с ними в одном кластере. В ряде публикаций по программе GLOBE (The Global Leadership and Organizational Behavior Effectiveness Research Program) страны Европы также объединены в кластеры: германский (Германия, Австрия, германоязычная часть Швейцарии, Нидерланды), латиноевропейский (Франция, Испания, Португалия, Италия, французская часть Швейцарии, Израиль), англосаксонский (Англия, Ирландия, а также Австралия, Новая Зеландия, Канада, США и белая часть ЮАР), восточноевропейский (Польша, Венгрия, Словения, Греция, Албания, Грузия, Казахстан, Россия). В последнем случае следует, правда, иметь в виду, что в кластерах представлены только те 60 стран мира (из них 21 Европы), которые были охвачены исследованиями в рамках проекта GLOBE. В других же публикациях по данной программе все культурное многообразие в Европе оказывается сведенным в два кластера: северо-западный и юго-восточный. Р. Лессемом и Ф. Нойбауэромпредложена классификация европейских систем менеджмента по четырем взаимосвязанным критериям: 1. Прагматизм (англосаксонский мир), который отличают ориентированность на практический опыт; нацеленность на конкурентные начала; индивидуализм; ориентированность на действия. 2. Рационализм (французы, большинство североевропейцев) – направление, которое признает источником истинного знания разум, чем опыт. Для него характерны: научный и позитивный подход, логический способ формулирования понятий; взгляд на организацию через понятия структуры, роли, иерархии и «необходимой» бюрократии; профессиональный, но при этом обезличенный менеджмент; вера в ценности планирования и государственного регулирования. 3. Холизм/идеализм (германоязычные страны) характеризуется: системами, ориентированными на координацию и интеграцию; кооперацией и совместным принятием решений; эволюционными процессами; сбалансированностью частных и общественных интересов, чувствительностью по отношению к взаимозависимости организации и ее внешней среды. Холизм прямо противоположен принципу экономической свободы А.Смита. Роль организации, ее работников и менеджмента должна рассматриваться с учетом иерархии в контексте потребностей чего-то более целого, по отношению к которому организация сама выступает его частью. 4. Гуманизм (Италия, Испания, Греция, Ирландия) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Менеджмент основан на: высокой роли семьи и социальной общности; чувстве личной ответственности и долга; предприятиях, базирующихся на семье, коллективе или социально-экономической общности; гибкости и адаптивности в меняющейся среде; персонифицированном и «компанейском» стиле управления. Гуманизм в бизнесе исходит от «главы семьи», выступающего одновременно в качестве предпринимателя, лидера и социального творца. Классификация типов управленческой культуры, предложенная Ф.Тромпенаарсом, базируется на таких характеристиках организации, как: - степень централизации управления и дистанция власти (иерархичность или элитаризм, централизованное или децентрализованное управление); - степень формализации управленческих функций (формальный или неформальный стиль); - целевая направленность деятельности (ориентация на личность и межличностные отношения или ориентация на решение задач и достижение целей). Выделяются четыре типа корпоративной культуры: «Семья», «Эйфелева башня», «Инкубатор» и «Самонаводящаяся ракета» (рисунок 5).
Рисунок 5 – Модели организационной управленческой культуры
Разумеется, на практике эти типы культур накладываются друг на друга, но одна из них может быть определена как доминирующая в конкретной стране и в наибольшей степени и мере соответствующая существующим культурно-нравственным принципам, стереотипам поведения и традициям. Так, принципы модели «Самонаводящаяся ракета» традиционно превалируют в компаниях европейских стран англо-голландской группы и Скандинавии. Модель «Эйфелева башня» господствует в Германии, Австрии, Венгрии. Модель «Инкубатор» имеет не только национальную окраску (мелкие и средние фирмы Великобритании, Дании), но и широкое распространение в технополисах. «Семья» превалирует на юге Европы (Италия, Испания, Южная Франция, Греция, Кипр). Если модели Хофстеде и Тромпенаарса больше имеют отношение к менеджерам среднего звена управления, то крэнфильдская исследовательская программа ограничилась менеджерами высшего звена и исходила из предположения о том, что их управленческая культура может отличаться от организационной культуры. В исследовании, которое проводилось в восьми странах Европы (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Австрия, Ирландия, Швеция и Финляндия) были сформулированы два вопроса: - Можно ли говорить в настоящее время об одинаковом (однородном) стиле топ-менеджмента в Европе? - Если стили различаются, то каково влияние различных стилей менеджмента в кросс-национальной команде на организационное поведение – позитивное или негативное? В результате были идентифицированы четыре типа культуры (таблица 13), выявив нереалистичность общего европейского стиля менеджмента. Таблица13 – Четыре типа стилей менеджмента
1) Для консенсусного типа характерными чертами являются обсуждение с минимальными ограничениями, вовлечение всех сторон, независимо от положения в организации. 2) Директивный тип фокусируется на всем, от чего зависит выполнение задач; используется стиль, способствующий достижению цели. Большое значение придают функциональной и технической компетентности. 3) Элитистский тип демонстрирует возможности и способности для концептуальных дебатов в соответствии со стилем лидерства сверху вниз. 4) Вдохновляющий тип стимулируется озабоченностью проблемами будущего и поддерживается харизматическим стилем лидерства. То, что в эту группу вошли столь разные страны говорит о том, что иногда заметно отличающиеся культурные традиции могут привести к сходным чертам в поведении и отношениях. Необходимость классификации в таком ракурсе обусловлена тем, что именно высшее управленческое звено европейских компаний является носителем концепции евроменеджмента. Вывод крэнфильдской программы сводится к тому, что формирование общего европейского стиля менеджмента в обозримом будущем малореально, в то время как расширение практики функционирования кросс-национальных управленческих команд (групп) в перспективе позволит создать однородный командный стиль. Несмотря на некоторые пессимистичные восприятия концепции евроменеджмента, у нее имеется достаточно много сторонников. Возникновение концепции европейского менеджмента в начале 1990-х гг. можно считать отражением интеграционных процессов в Европе. Основу европейской модели менеджмента могут составлять следующие ценности: - потребность в научном, рациональном обосновании принимаемых решений; - потребность менеджеров в разработке специфических и прагматических стратегий, адекватных определенным ситуациям, а не следование универсальным теориям; - потребность в эмоциональном участии при выполнении работы по собственной инициативе, что предполагает серьезное отношение сотрудников к будущим возможностям; - потребность в использовании управленческого и технического опыта, вынесении на этой основе оценок результатов деятельности; - потребность в принятии «плюралистической» точки зрения на предприятии, предполагающей необходимость достижения целей организации и демократический процесс принятия решений; - необходимость творческого, совместного с коллегами и с их помощью обучения: саморазвитие как неотъемлемый процесс рабочей жизни организации. Такое обучение должно быть продолжением образовательного процесса для сотрудников всех возрастов и менеджеров всех уровней. Цели концепции евроменеджмента состоит в принятии плюрализма, интеграции различных систем управления и комбинации научного и рационального мышления (в основном французская школа) с прагматическими решениями (британский подход). Без европеизации различные стили менеджмента в Европе могут привести к распространению конфликтных отношений не только между работниками и менеджерами, но и между организациями и их разрастающейся сетью заинтересованных сторон. Концепция евроменеджента получила дальнейшее развитие в рамках рабочей группы Европейского круглого стола промышленников и Лионской школы бизнеса (Франция). Материалом их исследований послужили интервью с топ-менеджерами свыше сорока международных и мультинациональных компаний, имеющих свои головные подразделения в Европе. Выделяют четыре характеристики евроменеджмента: 1. Более заметная ориентация на людей.Во главу угла ставится забота о людях и социальная ответственность, проистекающая из гуманистических традиций и превалирующей в континентальной Европе системы социального рыночного хозяйства. Внимание, уделяемое индивидуальности, ведет к более высокой значимости неформальной координации и коммуникации. Забота о людях проявляется также в политике занятости. Фирмы прежде, чем уволить работников, предпринимают различные меры по смягчению последствий. В США прибыль доминирует повсюду, и люди рассматриваются как производственный ресурс, который можно использовать или выбросить. Это – основное различие. Могут сказать, что европейская философия близка японской. Но фундаментальная разница состоит в том, что Европа – это индивидуалистическое общество, а японское общество основано на коллективизме. Восточная система базируется на культуре риса, требующей коллективного труда, в то время как европейская система основана на культуре злаковых растений, которые можно было выращивать в одиночку. В Японии менеджеры отбираются из тысяч людей, проходящих профессиональную подготовку в течение длительного времени в интересах фирмы. Такая система не предполагает уважения к личности конкретного работника. В Европе же внутрифирменная система подготовки кадров меньше развита, фирмы отбирают и воспринимают людей такими, какими они являются, с их индивидуальностью. В результате японские менеджеры проявляют меньше оригинальности. Это не так в отношении японских предпринимателей, но верно в целом для менеджеров. В Европе даже в крупных компаниях менеджмент более персонализирован. На американцев, прибывающих в Европу, производит впечатление хаотичность системы. И наоборот, европейцы, командируемые в США, обнаруживают письменные правила и рекомендации чуть ли не по любому поводу. 2. Более высокая значимость внутренних переговоров.Европейские менеджеры тратят много времени на разного рода переговоры между различными уровнями фирмы, между менеджментом и рабочими, с профсоюзами, и между штаб-квартирой и подразделениями. В американских фирмах принятие решений является компетенцией руководства, доведение их приказов и распоряжений до непосредственных исполнителей происходит быстрее, чем в европейских фирмах. В Японии принятие решение осуществляется на основе консенсуса, руководитель организации обладает соответствующими полномочиями и властью, но пользуется ими деликатным образом. Какие-то идеи могут исходить от рабочих из цехов, но когда решения приняты наверху, они уже никем не оспариваются. Европейская образовательная система также способствует закреплению практики диалога и переговоров для убеждения людей и получения их поддержки. Школы культивируют традиции диалектики и дебатов для получения рациональных ответов и воспитывают чувство личной ответственности. Контрольный совет на 50% состоит из представителей рабочих и на 50% - акционеров. Решения не могут быть заблокированы, т.к. президент компании имеет право решающего голоса. Это важно, ибо паритет был бы губителен. До того, как собирается Совет, представители акционеров собираются и готовят решения. То же самое делают и представители рабочих. Президент выясняет наличие или отсутствие договоренности в процессе переговоров. 3. Более высокий уровень навыков по управлению международным разнообразием.Европейцы обладают навыками и способностями распознавать культурное многообразие. Они более уважительно относятся к зарубежным культурам и стилям менеджмента. Толерантность к многообразию, к инокультурным соседям, как бы близко они не находились, - это качество, воспитанное в жителях Европы исторически и усиленное в ходе общеевропейского процесса, проявляется в европейской деловой практике в виде многоязычия топ-менеджеров, учета местных особенностей в структурах и управленческих процедурах компаний. Европейские компании могут назначать местных менеджеров на руководящие посты в своих зарубежных подразделениях. Европейская тенденция к адаптации к местной управленческой практике и рынкам приводит к большей децентрализации зарубежных операций. В то же время японские компании склонны воспроизводить свою корпоративную культуру. Например, ряд европейских фармацевтических компаний имеет свои центры НИОКР в США и Японии. Такая стратегия предполагает отношения партнерства между головной фирмой и ее зарубежными подразделениями. 4. Управление «между крайностями».Философия и практика менеджмента в США и Японии часто рассматриваются как крайности по ряду измерений. Например, краткосрочная ориентация на прибыль и долгосрочная ориентация на рост соответственно в американских и японских компаниях. Европейский стиль менеджмента занимает промежуточное положение между американской и японской моделями. Управление «между крайностями» является результатом взаимного обучения европейских фирм, стран, культур. Малые страны – Голландия, Бельгия, Люксембург и Швейцария, лучше всего иллюстрируя понятие европейского менеджмента, демонстрируют такую способность обучаться. Американцы гораздо менее лояльны, гораздо менее преданны своей фирме, их взгляд на карьеру – более индивидуалистичный. Высшие управленцы без проблем могут перейти в конкурирующую компанию. Они рассматривают себя как актив, имеющий рыночную цену. В Японии – совершенно обратная картина. А Европа находится где-то посередине и потому более прагматична. У концепции евроменеджмента достаточно много критиков и пессимистов вплоть до отрицания самой возможности существования такой модели. Основные возражения сводятся к следующему: 1) ориентация на людей в большей степени относится к практике европейского менеджмента прошлого периода, в современных условиях следствием политики социального рыночного хозяйства и государственного регулирования занятости становится высокий уровень безработицы. 2) подвергается сомнению и роль внутренних переговоров в практике принятия решений. В лучшем случае можно говорить о значимости внутренних переговоров по отношению только к некоторым европейским кластерам, включающим Нидерланды, Германию и скандинавские страны. 3) можно ли говорить о более высокой толерантности европейцев к различным формам ведения бизнеса и стилям менеджмента по сравнению с японцами или американцами? Сама по себе такая толерантность может зависеть от личности конкретного менеджера больше, чем от страны его происхождения. Более того, культурной чувствительности и осведомленности в деловой среде можно научиться. На самом деле, большинство европейских менеджеров предвзято и даже ошибочно относятся к особенностям деловой среды своих стран. Более высокий уровень навыков европейских менеджеров по управлению культурным разнообразием представляет собой относительно кратковременное конкурентное преимущество. Очевидно лишь то, что культурная неоднородность и многообразие в Европе являются уникальными, но только при сопоставлении с более или менее однородными деловыми культурами США и Японии. 4) Вывод о некоей «срединности» европейского менеджмента не учитывает современных тенденций в развитии американской и японской моделей менеджмента, а также процессов глобализации управленческой практики. Если с осторожными и даже пессимистическими оценками в отношении концепции евроменеджмента можно согласиться, то более или менее реальным представляется облик евроменеджера. Признаки этого нового поколения менеджеров, евроменеджеров, - свободное владение иностранными языками, кросс-культурная осведомленность и адаптивность, позволяющая ответить на вызовы и возможности высококонкурентного европейского рынка. Кроме того, они умеют пользоваться всеми доступными средствами коммуникации и имеют развитые навыки применения современных информационных технологий. Кого можно считать евроменеджером? Того, кто родился и вырос в Европе, занимает управленческие должности в фирме и имеет регулярные и обширные деловые контакты с теми, кто родился или работает в другой европейской стране или за пределами Европы? Или это менеджер, европеец по происхождению, совершающий сделки в масштабах всей Европы? К сожалению, в настоящее время практически нет публикаций, в которых рассматривалось бы поведение европейских (не германских, или французских, например, а именно европейских) менеджеров в сопоставлении с американскими или японскими. Поведение европейских менеджеров в международных компаниях с учетом того, что они родились и выросли в конкретной европейской стране, в большей или меньшей степени будет испытывать на себе влияние культуры этой страны. Пока национальное происхождение европейских менеджеров оказывает значительное влияние на их представления о том, каким должен быть менеджмент. Следует различать два разных обозначения – «европейский менеджер» и «евроменеджер». Европейским менеджером принято называть того, кто назначен на должность, предполагающую ответственность за европейский рынок, либо того, кто направлялся неевропейской МНК в Европу и наделялся полномочиями по управлению европейскими операциями. «Идеальный профиль евроменеджера» включает такие его черты, как: 1. способность вовлекать людей: - коммуникативные навыки (консультирование, объяснение, диалог); - навыки в психологии (понимание людей, культурных различий); - способность работать в мультинациональной многоуровневой команде; - способность координировать, вызывать энтузиазм и мотивировать; 2. международные навыки: - международный опыт и географическая мобильность; - языковая компетентность (как минимум три языка); - глобальное мышление и гибкость: - склонность к управлению изменениями и к управлению многообразием; - толерантность к неясности и неопределенности; - способность к обучению (самооценка и открытость); 3. интуиция: креативность, способность к инновациям; 4. широкое видение: - склонность к широкому взгляду на ситуацию (объединяющему несколько дисциплин, обращающемуся к историческому контексту, предполагающему системный подход); - глубокое понимание (социологическое, философское, этическое). Евроменеджер – это не просто тот, кто, находясь в служебной командировке, завтракает в Брюсселе, обедает в Берлине и ужинает в Амстердаме. Это менеджер с истинным пониманием многонациональных и мультикультурных проблем. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|