Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5. Социально-психологические аспекты группового взаимодействия



Лекционный материал по теме «Социально-психологические аспекты группового взаимодействия»

 

Совместная деятельность людей происходит в разнообразных группах, участвуя в которых человек проявляет свою индивидуальность и выражает свою сущность. К социальным группам, где закладываются основы личности человека, относятся семья, дружеские компании, учебные группы, объединения по интересам, трудовой коллектив.

Под «группой» понимается совокупность людей, которая базируется на общих взаимосвязях: люди имеют совместные цели, подчиняются общим правилам и нормам, осуществляют взаимодействие. Под «малой группой» понимается такая совокупность людей, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (Г. Андреева).

С точки зрения управления наиболее общими характеристиками малой группы можно выделить следующие:

- направленность (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм);

- организованность (способность к самоуправлению) и ее интегрированность (мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);

- микроклимат, или психологический климат (он определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней). Каждый стремится быть среди других людей, быть членом хорошей группы, иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства;

- референтность (степень принятия членами группы групповых эталонов, ценностей и поведения) и лидерство (степень ведущего влияния каких- то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);

- интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия установления взаимопонимания);

- эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);

- волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств, стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных условиях, ее устремленность и настойчивость в конкретных ситуациях).

Малые группы могут быть формальными и неформальными. Особенностью формальных групп является то, что в них эмоциональные связи между людьми ослаблены, зато решения более продуктивны. Неформальные группы развиваются на основе общих интересов и взаимной симпатии; решения, принимаемые в таких группах, более продуктивны и долгосрочны, поскольку обусловлены более благоприятной обстановкой в процессе принятия решения, взаимопониманием и толерантностью участников, продолжительным характером их сотрудничества.

При анализе малых групп широко используется понятие «референтная группа». К ней относятся люди, которые симпатизируют друг другу и хотят сотрудничать друг с другом, а нормы поведения, взгляды и интересы у них совпадают. Референтная группа, как правило, становится самой важной группой принадлежности, с которой человек считается более всего. Она обладает высокой значимостью для человека, за признание в ней люди борются и следуют необходимым стандартам. Референтные группы у каждого человека могут быть не только реальными, но и воображаемыми. Роль такой группы, своеобразного эталона, может выполнять для конкретного человека и наиболее авторитетный для него член коллектива, или семья, или группа лиц из ближайшего окружения.

Каждая группа, независимо от степени ее формальности, при формировании проходит несколько стадий развития. Рассмотрим их подробнее.

1 стадия – формирование первичной группы. Эта стадия неуверенности (ориентации и зависимости). На этой стадии устанавливаются необходимые взаимоотношения, вырабатываются нормы и распределяются целевые роли, необходимые для существования группы: лидер, судья, миротворец и др. Во время протекания этой стадии участники часто отказываются от личностного самовыражения.

2 стадия – приобретение навыков. Стадия активизации (конфликта и протеста). На этой стадии происходит определение форм деятельности и окончательное распределение ролей. Она начинается примерно с того момента, когда группе поручают достаточно сложную работу, требующую общего решения. При этом индивидуальные мнения особого значения не имеют, так как важно групповое решение.

3 стадия – упрочение. Структурирование группы (развитие связей и сотрудничества). Роли определены, выработаны собственные приемы групповой работы и ее характер (методический, творческий, спонтанный). Будучи пока закрытой для внешнего мира, внутри себя группа, как правило, открыта, но эта открытость регулируется жесткими нормами: сотрудничество, активность и ответственность. Основная проблема группы – компромисс между индивидуальностью и свободой, с одной стороны, и принадлежностью к группе и ее нормам – с другой, для каждого члена группы. Методы нормализации отношений – психологические и интеракционные технологии.

4 стадия – разделение на подгруппы. Целенаправленная деятельность на основе высокой сплоченности группы выступает как единая система. Эта стадия считается самой критической в развитии групповых отношений. Ускоренному прохождению этой стадии обычно способствует открытое обсуждение проблем и поддержание чувства единства, которое подтолкнет людей к необходимости сотрудничать и находить общий язык друг с другом. Иногда, как свидетельствуют специалисты, на этой стадии происходит разрушение группы или образование нескольких меньших групп с различными внутренними нормами.

5 стадия – внутренняя гармония. Здесь происходит выработка общего согласия на достаточно прочной основе общности интересов и жизненных позиций; появляется признание ценности для группы каждого ее члена как личности, возрастает стабильность группы; окончательно складывается благоприятная атмосфера для сотрудничества и удовлетворенность работой. Основная проблема на этом этапе – самоудовлетворенность группы, ограничение притока новых членов, негибкость. Одно из решений проблем лежит в области повышения содержательности работы для членов группы и взаимоотношений с другими группами.

6 стадия – дробление – разрушение группы. Эта стадия наступает в результате неразрешенных проблем и конфликтов мнений. Если группа эффективна, то для ее восстановления требуется вмешательство лидера с разъяснениями о пользе группы для организации и ее признания. В противоположном случае разрушение, как правило, становится логическим завершением групповых отношений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.