Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная роль как идеальная модель поведения.



Построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального действия (взаимодействие, совместная работа, межличностное общение) называется «социальной ролью». Установление ролей участников группового взаимодействия связано с определением таких понятий, как позиция, статус, формальные и неформальные роли.

Позиция – интегральная, наиболее обобщенная характеристика человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Статус – положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющие ее права, обязанности и привилегии.

Исследователи выделяют следующие типы и виды позиций в групповой работе:

- функциональные соответствуют тем видам деятельности, которые существуют в той или иной профессии;

- ролевые связаны с реализацией участниками взаимодействия одной или нескольких ролей;

- личностные формируются на основе оценочного отношения участников к тем или иным ситуациям, возникающим в групповом взаимодействии.

Поскольку люди одновременно выполняют разные роли, постольку им приходится действовать по правилам, которые в большинстве случаев совместимы при исполнении разных ролей. Одной из разновидностей правил является норма. Норма – это общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Нормы бывают письменные и устные. Одни из них (конвенциональные, правовые) обязательны для исполнения, другие (социальные, деловой этикет) являются желаемыми для исполнения. Одни нормы касаются всех членов группы (организационная культура), другие лишь для отдельных людей (например, работа в позднее время). В формальных группах нормы могут быть установлены руководителем, но это не означает, что они будут приняты неформальной группой. Кроме того, неформальные группы могут вырабатывать и свои собственные нормы. Примеры негативных и позитивных норм представлены в табл. 7.

Таблица 7. Примеры позитивных и негативных норм группы

Позитивные нормы Негативные нормы
Традиция защищать свою организацию, когда другие ее несправедливо критикуют В нашей организации принято считать, что у других преимуществ больше
В нашей организации люди всегда стремятся к внедрению инноваций даже тогда, когда все хорошо У нас нет необходимости работать более усердно, так как это не требуется, да и многие не стараются
У нас люди всегда выслушивают других и активно стремятся узнать идеи и мнения других У нас человек человеку волк, и никто не радуется твоим успехам

Многие люди в течение дня выполняют многочисленные роли, поэтому для понимания поведения людей в процессе взаимодействия очень важно знать, какие роли и для какой цели используют наши партнеры. Роль предполагает набор правил поведения в определенной среде, ожидаемых от человека в конкретной ситуации общения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения.

Очертание роли – это индивидуальные ожидания определенного поведения от человека, выполняющего какую-либо определенную роль.

В результате наличия многочисленных ролей и их очертаний человек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. Когда это происходит, человек сталкивается с ролевым конфликтом. Виды ролевых конфликтов:

- конфликт «личность - роль» (когда требования роли нарушают основные ценности, отношения и потребности человека, занимающего определенное положение);

- конфликт внутри роли (возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования);

- межролевой конфликт (возникает в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания).

Человек, сталкиваясь с ролевым конфликтом, испытывает психологический стресс, что может повлечь за собой появление эмоциональных проблем при взаимодействии с другими людьми.

Для любой группы имеет значение роль лидера. Однако не всегда человек, который управляет группой, является лидером. Руководитель организации – это лицо, на которое официально возложены функции управления организацией, коллективом, формальной группой. Лидер неформальной группы должен быть и, как правило. Является уважаемым и признаваемым человеком, с высоким статусом, но без формальной власти. Лидер – это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Кроме того, лидер выполняет следующие важные задачи:

- вносит вклад в выполнение целей, стоящих перед группой;

- позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;

- воплощает в себе основные ценности группы (собственно, неформальный лидер и олицетворяет основные ценности группы);

- представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп;

- сглаживает противоречия и межличностные конфликты. Возникающие при взаимодействии в группе.

Как показывает практика, хороших лидеров немного. Для того, чтобы стать эффективным лидером группы, необязательно обладать харизмой или шармом. Сегодня быть лидером – это значит видеть перспективу, уметь ставить четкие и конкретные цели, быть готовым конструктивно общаться с разными людьми, обладать навыками коллективного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержки, быть обучаемым. Многим лидерам присущ свой индивидуальный, порой смешанный стиль управления, предпочтительны стратегии взаимодействия. Это зависит от целого ряда факторов, влияющих на выбор стиля, - личных качеств лидера, групповых и ситуативных характеристик (табл.8).

Таблица 8. Качества лидера, групповые и ситуативные характеристики, определяющие стиль лидерства

Личные качества лидера Групповые характеристики   Ситуативные характеристики  
- система ценностей (какими он видит власть и положение); - лидерские наклонности (склонности к определенным стилям); - спокойное отношение к аморфным ситуациям, сохранение уверенности в неопределенных обстоятельствах; - оценка своей компетентности и компетентности своей команды. - потребность в независимости; - готовность взять на себя ответственность; - интерес к проблеме; - понимание целей группы и осознание своей причастности к ним; - знания и опыт в решении подобных задач; - терпимость к неопределенности и потребность в конкретности; - соответствие ожиданиям. - тип группы (ее определяющие ценности, традиции, размер, цели); - природа задач (их сложность, необходимость опыта при их решении, потребность в творческом подходе к их решению и т.д.); - временные ограничения.  

Эффективный лидер заботится, прежде всего, о том, чтобы на основе общения обеспечить нацеленность группы на конкретные совместные действия в рамках организации. Это, как правило, требует, с одной стороны, открытости лидера (для побуждения членов группы к участию в ее делах), а с другой стороны, - авторитарности (вмешиваясь, когда это необходимо, для достижения целей группы). В то же время, для конструктивного осуществления такой миссии лидеру необходимо иметь эмоциональный, социальный интеллект, который, как правило, у мужчин развит в меньшей степени. Поэтому на практике социальным лидером становится женщина-руководитель.

Эмоциональный интеллект – это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции и умение управлять ими. Исследователями доказано, что эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. От понимания и умения управлять эмоциями сотрудников и их выражением во многом зависит успех в профессиональной деятельности. По мнению американского исследователя Д. Големана, эмоциональный интеллект – «это способность понимать собственные чувства и чувства других людей, самому себя мотивировать, полностью управлять эмоциями по поводу отношения к себе или своими взаимоотношениями». Эмоциональный интеллект включает в себя навыки эмоциональной компетентности, определяющиеся как:

- знание о том, что вы чувствуете, и способность управлять этими чувствами, не давая им захлестнуть вас;

- способность мотивировать себя к творческому выполнению работы на высшем уровне;

- понимание того, что чувствуют другие и эффективному управлению взаимоотношениями.

Составляющие эмоционального интеллекта представлены в табл.9.

Таблица 9. Составляющие эмоционального интеллекта

Сознание
Самосознание Социальное сознание
Эмоциональное самосознание Точная самооценка Уверенность в себе Эмпатия Корпоративное сознание Ориентация на оказание услуг
Поведение
Владение собой Менеджмент взаимоотношений
Эмоциональный самоконтроль Действия, заслуживающие доверия Сознательность Развитие других людей Воодушевление окружающих Влияние на окружающих

В неформальных группах, а также в формальных или в команде, существует близость или общность отношений, поведения и деятельности. Эта близость, относящаяся к сплоченности,обычно рассматривается как сила, активно действующая на членов группы, создающая условия для их закрепления в группе. Группа с высоким уровнем сплоченности является для людей привлекательной, она обладает притягательной силой за счет следующих характеристик:

- цели группы четко обозначены и понятны ее участникам;

- члены группы совместимы друг с другом в психологическом (характеры, эмоциональная культура) и социальном плане (ценности, направленность, мотивация);

- лидер группы обладает характеристиками лидера (признаваем всеми);

- репутация группы свидетельствует о том, что она успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

- группа достаточно мала, что позволяет узнавать мнение каждого ее члена и оценить его;

- члены группы испытывают чувство привязанности друг к другу, поддерживают друг друга и помогают преодолеть препятствия и барьеры на пути развития;

- в группе высокая степень взаимозаменяемости и поддержки.

Перечисленные факторы отражают стремление людей к удовлетворению своих, прежде всего социальных, потребностей. Человек вступает в группу, поскольку она привлекает его внимание, для него важна мотивация причастности, потребность быть признанным и уважаемым. При таких отношениях достаточно часто наблюдается высокая результативность деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.