Здавалка
Главная | Обратная связь

Выбор доминирующего типа (методологической системы) обучения.



Методы обучения (СНОСКА: От греч. mе´thodos — путь к чему-то.) — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с одновременным получением образовательного, воспитательного и развивающего эффекта. Их система включает методы:

§ словесные — рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж;

§ наглядные — иллюстрация, демонстрация, показ;

§ учебных действий — упражнение, лабораторная работа, поисковая работа, контрольная работа, обучающее наблюдение, вербализация (озвучивание мысленного плана действий, самооценки выполненных действий, признаков наблюдаемых объектов и явлений и др.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алгоритма действий (инструкции), идеомоторные действия (мысленное проигрывание предстоящих действий), обучение в практической деятельности (во время практик и стажировок);

§ учебного моделирования реальных действий — словесно-образное моделирование (словесное описание обстановки с мысленным представлением ее обучаемыми), фактическое моделирование, имитация (создание условий применением специальных средств и приемов), психологическое моделирование (вызов у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для реальных условий), моделирование противоборства и игровых ситуаций, моделирование нагрузок (физических, моральных, умственных, волевых, эмоциональных).

Под типом обучения понимается единство целей,содержания,внутренних механизмов, методов и средств конкретного способов обучения. В методической системе методы выступают способами реализации целей и содержания, воплощением психологических механизмов обучения и учения.

Под типом (методической системой) обучения мы понимаем единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения. Если, например, целью обучения является усвоение фактов или описание явлений, то ведущим психологическим механизмом обучения будет ассоциация, а основными видами деятельности - восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение. Соответствующими методами обучения выступают изложение, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается система объяснительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения. Если ведущей целью обучения определено развитие инициативы, творчества, самостоятельности, то основными психологическими механизмами обучения становятся механизмы творческой деятельности (предвидение, прогнозирование, выдвижение и проверка гипотез, перебор альтернатив, мысленное моделирование, интуитивное обоснование и др.). Средствами такого обучения служат выдвижение и анализ проблем, анализ нестандартных задач и ситуаций, творческая дискуссия и т. п. Возникает совершенно иная система - методическая система проблемного, поискового обучения.

Догматическое обучение имеет целью запоминание фактов, заучивание текстов, причем их осмысление не является обязательным. Элементы такого обучения мы используем, заучивая факты, имена, даты, коэффициенты, формулы без вывода, иностранные слова, некоторые символы. Конечно, элементы осмысления, установления ассоциативных связей неизбежно присутствуют, но основное внимание уделяется заучиванию, точному воспроизведению.

Чисто репродуктивное обучение - исторически первый вид обучения, проводимого по формуле "делай, как я" и связанного своспроизведением, репродуцированием образцов деятельности. Его элементы, основанные на подражании, играют определенную роль в развитии памяти, развитии способности к воспроизведению, особенно в начальной школе.

Гипнопедия - обучение во сне - существует в двух видах: обучение в состоянии естественного сна и обучение в состоянии искусственного (гипнотического) сна. Накопленный в нашей стране и за рубежом опыт изучения во сне иностранных языков свидетельствует о больших возможностях овладения информацией путем прослушивания во сне записанных на пленку текстов. Основным фактором, тормозящим внедрение такого вида гипнопедии, является пока запрет, наложенный медиками: им еще предстоит глубже изучить природу и фазовые состояния сна, чтобы дать обоснованное заключение о том, на каких фазах сна, в каких количествах можно вводить информацию без ущерба для здоровья человека.

Релаксопедия - обучение в состоянии расслабления, освобождения от сковывающих условностей, от боязни дать неверный ответ, заслужить низкую оценку. Особая роль здесь принадлежит созданию игровых ситуаций, имитационным и поисковым обучающим играм.

И наконец, суггестопедия - обучение с помощью внушения. Этот вид обучения связан с широким использованием внушающего воздействия, обращения к чувствам, интуиции, прошлому опыту, влиянию авторитета и традиций. Чаще всего приемы суггестопедии вписываются в другие системы обучения, способствуют усилению их эмоционального воздействия, но в ряде случаев указанные приемы становятся ведущими, и тогда можно говорить об особом типе обучения - внушающем обучении.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.