Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие «средства обучения» его сущность, функции, правила использования.



Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского.Л.С., Ильину.Т.А., Габай.Т.В., классифицирует объекты, выполняющие функцию средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения количество ошибок при решении задач). По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средстваФункции средств обучения.
Методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат Е.С., предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения, которые на уроке используются комплексно.
Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся, мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом использовании. Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана (сценария) каждого урока.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

· Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

· Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

· Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.);

· Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

· Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

· Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

· Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.);

· Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.).

Есть и иной подход к типологии средств обучения . В нем в частности, разделяются средства обучения на материальные и идеальные и классифицируются на три группы:

1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

2) печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.);

3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).

Принципы использования средств обучения

· учет возрастных и психологических особенностей обучающихся

· гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях

· учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)

· сотворчество педагога и обучающегося

· приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Развитие средств обучения в современной школе (средней общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. Одной из задач современной дидактики в России является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.


14. Классификация средств обучения.

Для классификации средств обучения могут быть различные основания:

1) свойства средств обучения;

2) субъект деятельности;

3) влияние на качество знаний, на развитие различных способностей;

4) эффективность средств обучения в учебном процессе.

По составу объектов средства обучения делятся на две группы.

1. Материальные средства обучения.Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.

2. Идеальные средства обучения – те усвоенные знания и умения, которые используются педагогом и учащимися для усвоения новых знаний. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п. Идеальные средства – это «мысли о мыслях»: чтобы учитель мог их изложить, необходимо их представить в соответствующей форме. Например, материализация – средства представлены в виде абстрактных символов (графики, схемы, коды, чертежи и др.). Другая форма – вербализация – средства представлены в виде речевого изложения (рассуждение, анализ, доказательство).

Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга.

По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.

1. Средства преподавания.Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.

2. Средства учения.Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.