Здавалка
Главная | Обратная связь

Принципы диагностики, реабилитации, профилактики психически больных детей.



Принципы диагностики Диагностика психических заболеваний у детей и подростков, с одной стороны, подчиняется общим принципам клинической диагностики, а с другой — имеет ряд особенностей, связанных как со спецификой психиатрии, так и с влиянием возрастного фактора. В соответствии с общими принципами диагностики психиатрическая диагностика складывается из: 1) выявления, анализа и систематизации отдельных психопатологических и соматоневрологических симптомов (этап симптоматологической диагностики); 2) распознавания психопатологических синдромов с установлением ведущего синдрома (этап синдромологической диагностики); 3) формулировки диагностических гипотез (этап вероятностной диагностики); 4) проведения дифференциальной диагностики; 5) формулировки нозологического диагноза (т. е. диагноза болезни); 6) установления клинической формы и типа течения заболевания. Клинический диагноз дополняется функциональным диагнозом, который характеризует компенсаторные возможности и способность данного больного к социальной адаптации.

Диагностическое значение психопатологических симптомов зависит также от остроты, темпа развития и этапа динамики психического заболевания.

Если этап симптоматологической диагностики носит в основном аналитический характер, то этап синдромологической диагностики является преимущественно аналитико-синтетическим.

ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ Социальная реабилитация представляет собой систему мероприятий, направленных на возвращение больных к общественно полезной жизни.Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитовать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Этот принцип реабилитации психически больных назван принципом партнерства. Для его претворения в психиатрическую при лечении больных врачу необходимо добиться у них взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Реабилитация объединяет усилия врача, медицинского персонала и больного, направленные на восстановление социально-психологического статуса последнего. Реабилитационные воздействия должны быть разноплановыми (разносторонними) – это второй принцип реабилитации. Различают психологическую, профессиональную, семейно-бытовую, культурно-просветительную и другие сферы реабилитации. Диалектическое единство социально-психологических и биологических методов в преодолении болезни – третий принцип реабилитации. Он заключается в том, что биологические методы лечения, социо- и психотерапия, реабилитация должны проводится в комплексе.Четвертый принцип реабилитации – принцип ступенчатости (переходности) – сводится к тому, что все реабилитационные воздействия должны постепенно нарастать и нередко переключаться с одного на другое. В частности, в психиатрических стационарах принцип ступенчатости находит свое отражение в создании реабилитационных режимов.

ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ Опыт диагностической и лечебно-профилактической позволил сформулировать концепцию ранней профилактики. Она должна опираться на законы психического развития в раннем онтогенезе.

Ведущие задачи такой психопрофилактики — это диагностика и коррекция аномалий развития психических функций младенца и малыша; выявление, диагностика и коррекция отклонений внутрисемейных отношений между родителями и детьми; психологическая подготовка матери к материнству, а отца к отцовству; стимуляция их родительских чувств, повышение их компетентности в обращении и понимании своего ребенка, а также активное стимулирование психического здоровья самого ребенка через стимуляцию развития его основных психических функций: речи, эмоциональных, волевых, внимания, познавательных, социального поведения, а также управление формированием основных интрапсихических систем ребенка. Выявление психических нарушений (например, депрессивного состояния) у ребенка или подростка является первым шагом на пути профилактики. Последовательность данной профилактической работы складывается из нескольких этапов: 1) определение клинических особенностей, типологической и нозологической принадлежности патологического состояния; 2) выработки тактики ведения психически больного ребенка или подростка; 3) социально-педагогической коррекции; 4) динамического наблюдения и контроля; 5) лечения; 6) введения необходимых социально-реабилитационных мер.

 

 

11. МДП. Циклотимия и её фазы.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП)- Заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз (приступов), в промежутках между которыми больной практически здоров. Другими словами, из приступа больной выходит без изменений личностных особенностей, с полным исчезновением всей психопатологической симптоматики. Отсутствие дефекта личности даже после многократных приступов - свидетельство благоприятного прогноза заболевания в целом. МДП считается эндогенным психозом. К причинам этого заболевания относят наследственный и конституциональный факторы.

Симптомы и течение.Заболевание проявляется в виде депрессивных и маниакальных фаз, причем депрессивные отмечаются чаще, чем маниакальные. Депрессивное состояние определяется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных и двигательных процессов. Больные заторможены, иногда обездвижены, сидят в одной позе или лежат в постели. Выражение лица скорбное, печальное. На вопросы отвечают односложно. Будущее кажется бесперспективным, жизнь - не имеющей смысла. Прошлое рассматривается только с точки зрения неудач и ошибок. В таком состоянии могут возникать мысли о самоубийстве, которые нередко претворяются в жизнь. У больных исчезает аппетит, больные теряют в весе. У женщин на период депрессии исчезают менструации (аменорея). При неглубокой депрессии отмечаются характерные для МДП суточные колебания настроения: самочувствие хуже с утра Маниакальное состояние выражается в повышенном, приподнятом настроении, чрезмерно активной деятельности. Больные находятся в превосходном расположении духа, ощущают необычайную бодрость, прилив сил. Они веселы, многоречивы, шутят, легко отвлекаются, принимаются за ненужные дела, находят несвойственные им занятия. Многочисленные идеи, возникающие у них, не доводят до конца. Переоценивая свои возможности, предлагают свою кандидатуру на различные должности, не соответствующие их уровню знаний и квалификации. У больных прекрасный аппетит, однако, они могут худеть, т.к. слишком много расходуют энергии. Сон непродолжительный (3-4 часа), но этого им достаточно, иначе "проспишь всю жизнь". Повышается половое влечение. В тех случаях, если маниакальный синдром не очень выражен, говорят о гипоманиакальном состоянии. Но, к сожалению, грань между гипоманиакальным и маниакальным состоянием очень нечеткая и переступить ее легко, а за этой гранью - уже тяжелое болезненное состояние. У значительного числа больных за всю жизнь возникает лишь одна фаза болезни, после которой наступает выздоровление. Вероятность появления второй и третьей фазы сохраняется до конца жизни. Больше чем у половины больных заболевание протекает только в виде Депрессивных фаз, примерно у 5% - только маниакальных.

Лечение и профилактика. Лечение зависит от характера фазы, депрессивной или маниакальной. Депрессию лечат антидепрессантами. Если депрессия с выраженной заторможен ностью, назначают антидепрессанты со стимулирующим эффектом (мелипрамин), если с выраженным чувством тревоги, беспокойства, то препараты с успокаивающим действием (амитриптилин, триптизол). При бессоннице добавляют транквилизаторы. Маниакальное состояние купируют с помощью нейролептиков (аминазин, галоперидол и тд.). Для профилактики последующих приступов используют соли лития, а в последнее время широко применяется для этих целей финлепсин (тегретол) как стабилизатор настроения. В период болезни (за исключением гипомании) больные нетрудоспособны. После выхода из приступа трудоспособность восстанавливается. На инвалидность больных переводят только в тех случаях, когда приступы очень частые или течение болезни приобретает непрерывный характер, т.е. одна фаза сменяет другую.

Циклоти́мия— психическое расстройство, при котором пациент испытывает нестабильность настроения, точнее, перемену между легкой депрессией и легкой эйфорией. Слово «циклотимия» раньше использовалось для описания биполярного расстройства.

Cимптомы циклотимии похожи на симптомы биполярного расстройства, но являются менее сильными. Пациент переживает фазы подавленного чувства (легкой депрессии), которые сменяются периодами поднятого настроения (гипомания). Симптомами легкой депрессии являются:

Пониженный интерес к общению с людьми Чувство беспомощности и отчаяния по отношению к будущему собственной частной жизни, карьере и будущему мировой политики, экономики и социальных проблем

Чувство вины Пониженная самоуверенность Молчаливость Частые слезы, Неспособность чувствовать и/или показывать какие-либо эмоции Потеря интереса к любимым ранее занятиям (к примеру, хобби)

Потеря интереса к профессии или учёбе Заметное понижение или повышение аппетита, заметная прибавка или потеря в весе Потеря энергии Дереализация, деперсонализация Аутоагрессия Повышенная потребность во сне, усталость

Патогенездо конца не изучен

ТерапияКак и остальные аффективные расстройства, циклотимия лечится с помощью психотропных препаратов, а также психотерапии . Первые используются для стабилизации настроения и улучшения состояния больного, например, если тот сильно страдает от перемен настроения. Психотерапия помогает пациенту найти причины его болезни и учит его приемам, помогающим справляться с перепадами настроения.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.