Классификация и назначение съёмочного, вспомогательного оборудования и дополнительного инвентаря
Любое видеопроизводство начинается со съемки, для выполнения которой требуется специальная техника и оснастка. Есть много разного рода такого оборудования, отличающегося назначением и стоимостью, но для производства малобюджетных фильмов как правило необходимы и достаточны следующие его виды: - видеокамеры, в том числе и специального назначения(рис. 2.1, 2.2, 2.3, 2.5);- штативы, краны, стедикамы;- аудиооборудование;- осветительное оборудование;- чехлы, боксы и принадлежности к ним для съемок в специальных (нестандартных) условиях.Рис. 2.1 Видеокамеры Sony HDR-FX7E и Sony HVR-V1E
Качество видеофильма изначально определяется качеством видеокамеры,и здесь очень важно расставить приоритеты. Камера должна иметь хорошую светосильную оптику (более дорогое и профессиональное решение – сменный объектив), достаточное количество ручных регулировок, оптическую стабилизацию изображения, качественную матрицу, разъём для внешнего микрофона и хорошую звукозапись, ёмкий аккумулятор, яркий большой дисплей высокого разрешения и другие элементы конструкции, описанные в главе 1. Многие современные цифровые видеокамеры обеспечивают высокое качество изображения и имеют широкие функциональные возможности. Рис. 2.2 Видеокамера Sony HDR- Z1E
Рис. 2.3 Видеокамера Sony HVR-A1E
Для малобюджетного видеопроизводства хорошо подходят видеокамеры формата DV (англ. Digital Video) стандартного разрешения и HDV (англ. High Definition Video) высокого разрешения с записью на кассеты miniDV (рис. 2.1, 2.2, 2.3). Есть такие камеры с записью на оптический или жёсткий диск (DVD или HDD), но они имеют серьёзный недостаток – на эти носители видео зачастую пишется с потерями качества, так как оно предварительно сжимается или подвергается компрессии. По этой причине эти камеры изначально не рассчитаны на последующий видеомонтаж, их основная задача - записать видео в компактной и удобной для воспроизведения форме. На телевидении обычно используются камеры формата Betacam. Эти камеры и другое оборудование для работы с видео в этом формате очень дорогие и доступны только для профессиональных теле и видеостудий. Профессиональные видеокамеры (камкордеры) цифрового формата DV позволяют получить видео практически такого же качества, как и камеры формата Betacam. Наиболее известные производители Sony, Panasonic, JVC, Canon. Например, для качественной видеосъёмки широко используются камеры торговой марки Sony (рис. 2.1, 2.2, 2.3): · Sony HDR-FX7E, компактный камкордер HDV/DV: 3ClearVid CMOS 1/4", запись в форматах HDV 1080/50i, DV; · Sony HVR-Z1E, компактный камкордер HDV/miniDVCAM/DV: 3 Super HAD CCD 1/3", запись в форматах HDV 1080i, DVCAM/DV с частотой 60, 50, 30, 25 или 24 к/с; · Sony HVR-V1E, компактный камкордер HDV/miniDVCAM/DV: 3-ClearVid CMOS Sensor, запись в форматах HDV 1080i, DVCAM/DV с частотой 60, 50, 30, 25 или 24 к/с; · Sony HVR-A1E, компактный ручной камкордер HDV/miniDVCAM/DV: CMOS 1/3" 2,969 Mп, запись в форматах HDV 1080/50i, DVCAM/DV; На видеокамеру можно дополнительно установить накамерный свет (рис. 2.4) и выносной микрофон (рис. 2.2, 2.3). Практически при любых съёмках используется бленда. Это пластмассовая деталь круглой или прямоугольной формы, которая надевается на объектив и устраняет блики от бокового света или яркого солнца (установлена на всех камерах на рис. 2.1.-2.3.). Обычно видеокамеры имеют скорость записи не более 25-50 кадров в секунду, что недостаточно для съёмки быстро происходящих событий или быстрых движений спортсменов в таких видах спорта как гимнастика, акробатика, прыжки в воду, бокс. Чтобы детально рассмотреть и в дальнейшем проанализировать все фазы движения, необходима съёмка специальными высокоскоростными камерами со скоростями записи от 100 до 1000 кадров в секунду и более. Рис. 2.4 Светильник накамерный Logocam LE1-S
Рис. 2.5 Высокоскоростная видеокамера Troubleshooter фирмы Fastec
Существует много разновидностей таких камер, которые могут работать как автономно, так и совместно с компьютером. Один из интересных вариантов - портативная цветная высокоскоростная камера Troubleshooter (рис. 2.5), имеющая поворотный 5-дюймовый жидкокристаллический экран, что позволяет сразу просматривать отснятое видео и вносить необходимые корректировки в съёмочный процесс "на лету". Как правило, такие камеры требуют очень хорошего освещения съёмочной площадки. Другой немаловажный вид съёмочного оборудования – штативы, краны, стедикамы (рис. 2.6 – 2.12). Они предназначены для стабилизации видеокамеры по горизонтали и вертикали, подъёма и опускания, а также гашения тряски и вибраций, действующих на камеру при съёмке «с рук». Невозможно держать камеру в руках и не трясти её, вследствие чего «картинка» на экране будет также неприятно дрожать. Поэтому использование такого оборудования для видеосъёмок просто обязательно. Наиболее простой и подходящий для малобюджетного фильма способ стабилизировать изображение – использовать штатив. Без штатива трудно снять качественный материал, и относиться к нему нужно с особой аккуратностью. Удлиненную штативную площадку при переноске штатива даже в транспортном кофре обяза тельно нужно снимать, так как от возможных ударов может пострадать штативная головка. Штатив нельзя переносить за панорамную ручку, это приводит к нарушению регулировочного соединения ручки со штативом и нарушению плавности панорамирования.Транспортировать штатив без кофра лучше с помощью специального ремня или за направляющие штативных опор. Широко используются штативы фирм Heiwa, Vinten, Libec, Manfrotto. Как и камеры, они бывают профессиональными и «не очень», различаются конструкцией, габаритами, массой. Основные характеристики штатива – высота в сложенном и развёрнутом состоянии, вес и размер устанавливаемых на него видеокамер. Интересная и востребованная разновидность такого оборудования – легкие плечевые штативы (упоры), которые используются для съёмки довольно коротких сюжетов длительностью несколько десятков секунд, когда необходимо постоянно и быстро менять ракурс и точку съёмки, а стационарный штатив либо слишком долго, либо вообще невозможно установить в нужном месте (рис. 2.7). Эти модели обеспечивают оператору высокую мобильность, но не позволяют полностью компенсировать подрагивания и колебания, передаваемые камере телом человека. В кинопроизводстве решение этой проблемы давно найдено — демпфирующее устройство для стабилизации положения камеры, называемое Steadicam, которое изобрёл кинооператор Гаррет Браун (рис. 2.8 – 2.9). Стедикам закрепляется на корпусе оператора и движется вместе с ним. Главное достоинство изображения, получаемое с помощью стедикама: оно максимально реально и похоже на привычную картину восприятия мира каждым из нас. Стедикам сглаживает все шероховатости движения.
Рис. 2.9 Профессиональная система Glidecam V-16 для стабилизации камер весом до 9 кг Очень часто при видеосъёмке необходимо плавно перемещать камеру по вертикали и горизонтали на нескольких метров. Для этих целей предназначены операторские краны (рис. 2.10). Оператор находится внизу у основания крана и дистанционно управляет камерой (видеоголовкой) и перемещением стрелы. Существует множество разновидностей кранов, их основными характеристиками являются: - вылет стрелы — расстояние от оси поворота стрелы до точки подвеса дистанционно управляемой головки или до оси штативной головки (определяет максимальную и минимальную высоту точки съeмки); - длина обратной стороны стрелы — размер части стрелы, на которой размещаются грузы противовеса и ручки управления краном - максимальная полезная нагрузка; - собственный вес; - высота подъема камеры - расстояние от опорной поверхности подкрановой тележки до оптической оси объектива.; - время, необходимое для сборки. По этим параметрам операторские краны можно разделить на малые, средние операторские и суперкраны. Наиболее популярны малые краны с вылетом стрелы до трёх-четырёх метров. Их отличает низкая стоимость, многофункциональность, эргономика, что позволяет их использовать и при съемке рекламы, и в студийных телепередачах, и в кинематографе, и для решения отдельных задач при съемке больших шоу-программ. Легкие конструкции позволяют устанавливать малые краны на стандартный трёхопорный штатив. Часто используется комбинация кран-стрелы и портативной тележки, особенно при съемках в интерьерах. Для контроля применяются портативные жидкокристаллические мониторы. Наиболее совершенные конструкции фирм Cambo, Losmandy, Microdolly, Sachtler. При весе от 5 до 15 кг они могут нести полезную нагрузку до 20 кг. Эти краны легко транспортировать и собирать. Рис. 2.10 Малый кран CamCrane DV (выдерживает нагрузку до 5,5 кг)
Средние операторские краны характеризуются вылетом стрелы до 12 м и полезной нагрузкой до 100 кг (рис. 2.11). На них размещаются камера, оператор и его ассистент или дистанционно управляемая головка. При этом их собственный вес может быть до 500 кг и более. Краны могут размещаться на операторских тележках. Рис. 2.11 Операторский кран фирмы Cinema Technologies
Не так давно появились телескопические операторские краны типа «гармошка», отличающиеся тем, что вылет стрелы у них можно менять непосредственно в процессе съемки (рис. 2.12). Подвижная каретка движется вдоль стрелы, на которой закреплена панорамная головка с камерой. В этих конструкциях скорость передвижения камеры может достигать 3 м/с. Их не надо путать с кранами с телескопической стрелой, которую можно выдвинуть до съемок, получив в определенных интервалах произвольный вылет стрелы (например, Scanner фирмы Egripment или CTG-MLT). Возможности телескопических кранов и кранов с телескопической стрелой принципиально разные. Телескопический операторский кран, фактически, снимает ограничения на траекторию движения камеры. Длина стрелы суперкранов может доходить до двадцати пяти метров. Как правило, они снабжаются стабилизирующими головками, позволяющими устранить вибрацию при панорамировании и воздействии ветра. Полезная нагрузка ограничивается величиной 220–270 кг. Область их применения - съемка сложных кадров на натуре, спортивных состязаниях. Их вес может достигать 2 тонн. Сверхбольшие краны в основном используются на больших шоу-программах, спортивных соревнованиях, фестивалях, концертах на стадионах и площадях, постановочных съемках, когда требуется существенный по расстоянию и длительности пролет камеры. Теперь немного об аудиооборудовании. Звуковое сопровождение отснятого материала должно отличаться высоким качеством. Профессиональная цифровая видеокамера позволяет записать отличный стереозвук, которого вполне достаточно для монтажа практически любых фильмов. Причем при не очень больших затратах на звуковое оборудование. При записи необходимо использовать стереонаушники для контроля качества звука и своевременного исправления огрехов. Это поможет исключить возможные проблемы. Наиболее важное звукозаписывающее устройство – микрофон (рис. 2.13-2.17). Выпускается множество различных типов микрофонов для видеокамер. Одни имеют узкую диаграмму направленности ("пушки") и предназначены для записи звука от удаленных источников (хорошее дополнение к телеобъективу при съемках живой природы), другие используются при записи интервью (петличные (рис. 2.15) и динамические). Качественные микрофоны могут стоить довольно дорого, но даже дешевый, купленный за 600-700 рублей, поможет выйти на более высокий уровень видеосъемки. Рис. 2.13 Выносной микрофон камкордера Sony DSR-400PL Некоторые профессиональные цифровые камеры (Sony HVR-Z1E) имеют очень неплохой встроенный микрофон. Но такие микрофоны имеют свои более или менее ярко выраженные недостаки. Они пишут шум двигателя видеокамеры и регистрируют звуки касания пальцами корпуса и органов управления. Производители камер довольно успешно борются с этими проблемами, но все они решается гораздо проще с помощью внешнего (выносного) микрофона (рис. 2.13, 2.14), подключаемого к соответствующему разъёму видеокамеры. Большинство профессиональных видеокамер комплектуются качественным выносным микрофоном и имеют на корпусе крепление для него (рис. 2.13). Наиболее распространенным и универсальным является ручной динамический микрофон с круговой диаграммой направленности (рис. 2.14). Такие микрофоны в зависимости от обстоятельств можно либо держать в руках, либо устанавливать на специальные стойки или настольные площадки. Даже при длине кабеля микрофона 2-3 метра оператор получает достаточную свободу для ведения съемки с разных точек в различных направлениях. Недостаток этих микрофонов - сравнительно большие габариты. «Петличный» микрофон не бросается в глаза и позволяет записывать человеческую речь довольно чисто. Однако при его креплении надо учитывать, что «петличка» записывает не только речь, но и шорох ткани о корпус микрофона (рис. 2.15). В современных профессиональных съемках чаще всего «петличный» микрофон подключается к радиопередатчику, который крепится на поясе человека зажимом, а приемная часть устанавливается на камере. Такая радиопетличка позволяет освободить человека от «привязанности» к камере. Радиус действия передатчика в зависимости от класса может колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен метров. Пушечный - микрофон с узкой диаграммой направленности (рис. 2.16). Он предназначен для записи звука удаленных источников: голосов животных и птиц, спортивных соревнований или театральных спектаклей. Как правило, пушечные микрофоны имеют кронштейны для крепления к верхней площадке камеры и контейнер для автономного питания. При съёмке на открытом воздухе, особенно в ветреную погоду, на микрофон необходимо надевать ветрозащиту (рис. 2.17), чтобы уменьшить в записи шум перемещающихся воздушных масс. Вообще записать хороший звук без брака несложно - нужно использовать наушники и хотя бы пару разных микрофонов, которые смогут не раз выручить в работе. Практически при любых съёмках необходимо осветительное оборудование. Правильно подобранное освещение позволяет наиболее полно передать эмоциональный характер сцены, выражения лиц действующих персонажей, окружающую их обстановку. Именно благодаря освещению зритель воспринимает пространство и объекты на плоском экране объемными. Наиболее простой вариант освещения – накамерный источник света (рис. 2.4, 2.13) совместно с естественным или искусственным освещением. Такое освещение, конечно, очень мобильно и удобно, но его возможности сильно ограничены, и чаще всего оно используется при съёмке репортажа, короткого интервью. Для некоторого улучшения качества подсветки таким осветителем его лучше взять в руку и направить таким образом, чтобы свет на лицо снимаемого человека падал немного со стороны. Если есть возможность, необходимо использовать и другое освещение. Всё осветительное оборудование, используемое при видео- и киносъемке, можно разделить на пять основных видов: люминесцентные светильники, металлогалогенные лампы, источники мягкого освещения, линзовые и безлинзовые приборы (рис. 2.18-2.27). Рис. 2.18 Люминесцентный светильник Logocam CineLight 4-55 DIM
Люминесцентные осветительные приборы (рис. 2.18) специально приспособлены для использования при видеосъемке и снабжены регулируемыми креплениями и высокочастотными балластными блоками. Такие осветители сейчас очень популярны, так как они дают мягкий рассеянный свет, потребляют меньше энергии, чем светильники с лампами накаливания, и не нагреваются. Среди изготовителей люминесцентных устройств известны фирмы Kino-Flo, Lowel Light (США), De Sisti (Италия) и Videssence (США). Металлогалогенные лампы (рис. 2.19), или HMI (англ. Hydrargyrum Medium-arc Iodine), представляют собой современный компактный вариант электрической дуги. Их ценят за то, что они дают очень яркий свет с той же цветовой температурой, какой обладает солнечный. С каждым годом популярность этих ламп все больше растет. Они бывают самого разного размера и мощности - от маленьких в 150 Вт до таких гигантов, как осветитель LTM Super в 18 кВт с 24-дюймовой линзой Френеля. Существуют конструкции с параболическим отражателем и сменными линзами. Портативный комплект HMI обычно состоит из одного осветительного прибора, источника питания, штатива и принадлежностей. Рис. 2.19 Прибор дневного света Dedolight с металлогалогенной лампой Dedopar
Имеет смысл напомнить, что линза Френе́ля — сложная составная линза (рис. 2.20), которая сделана не из цельного шлифованного куска стекла со сферической или иными поверхностями, как обычные линзы, а из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм специального профиля. Эта конструкция обеспечивает малую толщину (а следовательно, и вес) линзе Френеля даже при большом угле охвата. Сечения колец у линзы таковы, что лучи от точечного источника, помещённого в фокусе линзы, после преломления в кольцах выходят практически параллельным пучком. Рис. 2.20 Поперечное сечение Линзы Френеля (1) и обычной линзы (2)
Линзы Френеля бывают кольцевыми и поясными. Первые направляют световой поток в каком-либо одном направлении. Поясные линзы посылают свет от источника по всем направлениям в определённой плоскости. Источники мягкого освещения (рис. 2.21) предназначены давать мягкий, рассеянный свет. Существуют самые различные их конструкции, от обычного осветительного прибора, оснащенного софт-боксом (такого, как Chimera Softbank), до специально спроектированных устройств (Lowel Rifa-lite или De Sisti Wyeth). Диапазон технических решений также очень велик. Как и люминесцентные светильники, эти обычно применяются вместе с линзовыми или безлинзовыми приборами. Некоторые фирмы выпускают комплекты, в которые входят софт-бокс или специальный осветитель, а также обычный прибор (безлинзовый или с линзой Френеля). В линзовых приборах перед лампой установлена специальная линза, формирующая пучок света. Основные их группы составляют приборы с френелевой линзой (рис. 2.22) и параболическим отражателем (рис. 2.23). Рис. 2.21 Компактный прибор мягкого освещения Lowel LC-44E
Рис. 2.22 Прожектор галогенный Logocam Fresnel 1000 с линзой Френеля диаметром 150 мм
Линза Френеля имеет ступенчатую поверхность, которая обеспечивает эффективную фокусировку луча. Такие линзы бывают самыми разными по размерам и стоимости, диапазон их использования - от миниатюрных 100-ваттных моделей до 5-киловаттной Mole Senior Solarspot. Благодаря универсальности осветители с френелевыми линзами в видео- и киносъемке применяются очень часто. Их можно настроить и так, чтобы получить широкий затопляющий луч, и так, чтобы сформировать узкий и яркий пучок света. Многие комплекты, выпускаемые разными фирмами, состоят из двух-трех френелевых осветителей и одного источника мягкого света. Рис. 2.23 Осветитель Lowel D2-10E с параболическим рефлектором
Осветители типа PAR (англ. parabolic aluminized reflector - параболический алюминированный рефлектор) представляют собой простые конструкции, состоящие из лампы и отражателя. Пример - старомодная автомобильная фара и лампы уличного освещения. Тип линзы на передней стороне лампы определяет форму луча, которая не регулируется. Многие современные модели PAR снабжаются отдельными сменными линзами.
Безлинзовые приборы состоят из лампы и отражателя, обеспечивающего фокусировку луча (рис. 2.24). Среди них есть как недорогие модели (фотографические Smith-Victor), так и более сложные (ArriLite). К этому типу относится многие модели фирмы Lowel. Некоторые из них имеют настройку фокуса, оснащаются шторками и другими средствами управления светом, другие же почти не регулируются. С помощью недорогих осветительных устройств марки Lowel Tota-light легко освещать большие площади. Модели Lowel Omni-light и Lowel DP Lite имеют средства фокусировки и оригинальные многостворчатые шторки для управления светом. Приборы открытого типа обычно гораздо дешевле своих линзовых аналогов. Если съёмка проводится на открытом воздухе при ярком солнечном свете или напротив окна, изображение получается очень контрастным, одна половина лица героя (объекта) освещена хорошо, а другая - темная. Исправить положение позволит именно отражатель (рис. 2.25), расположенный напротив солнца (окна) так, чтобы отраженный свет подсвечивал тени. Для этого можно использовать даже лист белой бумаги. Отражатели довольно разнообразны (рис. 2.26), их можно укрепить на подставке, стойке, или подер жать в руках во время съемки.
Чтобы не подбирать для съёмки разные виды осветительных приборов и дополнительные устройства для их использования, целесообразно использовать осветительные комплекты. Изготовители, как правило, выпускают широкую гамму различных комплектов. При их выборе лучше руководствоваться простым правилом: если вы хотите иметь единый комплект осветительного оборудования, то постарайтесь взять наиболее универсальный. В большинстве случаев это означает, что в него обязательно должен входить какой-нибудь прибор мягкого света (рис. 2.27). Например, можно приобрести урезанный комплект кварцевогалогенных осветителей и отдельно - портативный люминесцентный прибор для их совместного использования.
Рис. 2.27 Универсальный комплект постановочного света на 3 светильниках Logocam 3000 DDD DIM KIT Правильно выстроенное освещение в соответствии с замыслом режиссера - основа успеха видеосъёмки. Освещение очень значимо для любых видов съемки. И первое требование к свету – его должно быть достаточно. Действие на съёмочной площадке может проходить не только в помещении, но и на открытом воздухе, в дождь, мороз, на воде и под водой, то есть в нестандартных условиях. Разработано и выпускается достаточно оборудования, обеспечивающего нормальную работу видеотехники в таких специальных условиях(рис. 2.28-2.34).
Для съёмок под водой и на поверхности воды камера помещается в специальный герметичный бокс, используются герметизированные мониторы, источники света и электропитания, другие устройства и аксессуары (например, специальный съемный светофильтр "морской воды" для естественной цветопередачи). Оборудование для профессиональной подводной видеосъёмки (рис. 2.28, 2.29) обычно достаточно тяжёлое (так как должно быть прочным и надёжным), очень важной его характеристикой является предельная глубина погружения, на которой это оборудование ещё сохраняет работоспособность. Вообще существует несколько разновидностей боксов - пластиковые гибкие боксы, например Ewa VST, для съемок на глубинах до 3-х метров, по цене $100-200, пластмассовые жесткие боксы для съемок на глубинах до 10 метров, их цена чуть повыше - $200-300. Эти модели применимы только на мелководье. Наиболее надежны поликарбонатовые и металлические (из алюминиевого сплава) боксы, работающие на глубинах 50-75 метров. Рис. 2.30 Подводный бокс Phenom FXZ1 с фонарями
Самые лучшие боксы делаются из металла (рис. 2.30), они иногда имеют большой сферический иллюминатор, позволяющий вместе с широкоугольной насадкой реализовать при подводной съемке угол поля зрения по диагонали до 150 градусов. Хороший бокс имеет электрическое управление камерой и дополнительный выносной контрольный монитор (рис. 2.31). Обычно под каждый тип камер или непосредственно под камеру оригинальной конструкции изготавливается свой подводный бокс. Подводные источники света гораздо более универсальны. Наиболее известно оборудование для подводных съёмок торговых марок Amphibico, Ikelite, Aquatica, Epoque, Inon, Subal.
Рис. 2.31 Внешний цветной монитор 3,5" ACFM0350
Рис. 2.32 Зимний чехол Белый медведь (производство ALMI) для профессиональных видеокамер
Если видеосъёмка проводится под дождём, при минусовых температурах или в других неблагоприятных погодных условиях, то на камеру надевается защитный чехол зимний или летний (рис. 2.32), а для подогрева камеры используются специальные термоэлементы (рис. 2.33). Более совершенна система электрического подогрева чехла от аккумулятора или сети. Такие чехлы особенно актуальны для стационарных камер, находящихся несколько дней под открытым небом в условиях зимних температур. В этом случае в качестве нагревательного элемента используется металлизированная ткань с выводом клемм наружу для присоединения питания. Рис. 2.33 Многоразовые термохимические грелки
Летние чехлы защищают видеокамеры от дождя и пыли (рис. 2.34), зимние - от низких температур и обеспечивает комфортную работу видеооператорам на холоде. Хорошо известны зимние чехлы для видеокамер серии «Белый Медведь», производимые российской компанией АЛМИ, и экипировка, выпускаемая американской компанией Porta Brace. Рис. 2.34 Дождевой чехол производства ALMI TETA для профессиональных видеокамер
Для переноски и транспортировки видеокамер используются транспортные кофры. Конструктив некоторых кофров предполагает скрытую защиту видоискателя, внутренний объем кофра можно смоделировать по своему усмотрению посредством системы съемных перегородок.
Номенклатура оборудования для видеосъёмки весьма обширна, рассказать обо всём не представляется возможным. Приведённая классификация и примеры дают достаточное представление о технике, используемой для съёмки фильмов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|