Здавалка
Главная | Обратная связь

Клятва Горациев. 1784 г. Лувр, Париж.



ЖИВОПИСЬ ФРАНЦИИ

В первой половины XIX в. француз­ская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Запад­ной Европы. Два первооткрывателя новой живописной культуры — анг­личанин Джон Констебл и испанец Франсиско Гойя, — не получив при­знания на родине, нашли учеников и последователей именно во Фран­ции. Теодор Жерико и Эжен Дела­круа творчески восприняли их свободную манеру и колорит, под­готовив рождение импрессионизма и тем самым всей современной живописи.

Франция опередила другие евро­пейские страны и в демократизации художественной жизни. С 1791 г. право участия в выставках луврско­го Салона получили любые авторы независимо от их членства в акаде­миях. С 1793 г. открылись для широ­кой публики залы Луврского музея. Постепенно государственное ака­демическое образование вытеснилось подготовкой в частных мастер­ских. Власти прибегали к более гибким методам художественной политики: распределение крупных заказов на украшение обществен­ных зданий приобрело особенный размах в правление Наполеона I и Луи Филиппа (1830—1848).

ЖАК ЛУИ ДАВИД

(1748—1825)

К началу XIX в. общепризнанным лидером среди французских ху­дожников был Жак Луи Давид — са-

мый последовательный представи­тель неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени.

Давид родился в Париже в зажи­точной буржуазной семье. В 1766 г. он поступил в Королевскую акаде­мию живописи и скульптуры. Харак­терной чертой французской культу­ры тех лет было всеобщее увлечение античностью. Живописец Жозеф Мари Вьен (1716—1809), учитель Давида, создавал композиции на античные темы, сохранявшие игри­вую прелесть рококо. Молодёжь на­ходила в Древнем мире другие иде­алы: не изысканную красивость, а примеры суровой гражданской доблести, бескорыстного служения общему делу.

В такой атмосфере проходили ученические годы Давида. Он тяго­тился консервативным укладом ака­демии, мечтал посетить Италию. Наконец его мечта сбылась: в Ита­лии художник провёл 1775—1779 гг.

В 1781 г. Давид был принят в число членов Королевской акаде­мии и получил право участвовать в её выставках — луврских Салонах. Ещё в 1776 г. была разработана

Жак Луи Давид.

Клятва Горациев. 1784 г. Лувр, Париж.

*В 1667 г. французская Королевская академия живописи и скульптуры учредила ежегодные офици­альные художественные выставки. Первоначально они проходили в Квадрат­ном салоне Дувра, поэтому стали называться Салонами, Это название сохранилось до конца XIX столетия.

 

 

правительственная программа, ко­торая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять доб­родетели и патриотические чувства». Давиду был предложен сюжет из ранней римской истории — подвиг трёх братьев из знатного рода Горациев. Во время войны римлян с го­родом Альба-Лонга (VII в. до н. э.) они одолели в бою трёх лучших во­инов противника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. Двое Горациев погибли в бою. В этой драматической истории художник на­шёл миг возвышенной доблести — сцену, где братья клянутся отцу не отступать в битве.

Для работы над картиной «Клят­ва Горациев» (1784 г.) Давид уехал в Рим. Когда полотно было законче­но и художник выставил его для публики, началось настоящее па­ломничество римлян и иностранцев в его мастерскую. Действие картины разворачивается во внутреннем дво­рике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки. На втором плане — трёхпролётная аркада; в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. В середине стоит отец семейства, слева от него — готовые к сражению сыновья, справа — оцепенев­шие от горя и страха женщины с детьми. Плавные очертания жен­ской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. В основе всей композиции число три: три арки, три группы персона­жей, три меча, три руки, с готовно­стью протянутые к оружию. Эти троекратные повторения наполня­ют всю сцену настроением бодрой собранности: любое движение сра­зу обретает утроенную силу.

Следующим государственным заказом Давида стала картина «Лик­торы приносят Бруту тела его сыно­вей» (1789 г.). Луций Юний Брут — легендарный основатель республи­канского строя в Риме, возглавивший восстание римлян против царя Тарквиния Гордого (VI в. до н. э.), — при­говорил к смерти двоих сыновей за участие в монархическом заговоре. В этом полотне почти повторена композиция «Клятвы Горациев», но все акценты смещены. Брут безмолв­но сидит в густой тени колоннады. В центре картины женщины; в «Горациях» они безмолвствуют, в «Бруте» же бурно оплакивают казнённых сы­новей и братьев. Это финальный акт исторической драмы: когда герой сделал своё дело и может уйти со сце­ны, обретают голос жертвы его суро­вой доблести.

«Брут» был выставлен в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бас­тилии. Давид сразу нашёл полное по­нимание у восставших парижан. От­ныне все знали его как живописца, «чей гений предвосхитил револю­цию». В октябре 1790 г. большую кар­тину Давиду заказал Якобинский клуб, объединявший наиболее ре­шительных деятелей Великой Фран­цузской революции. Художнику предстояло запечатлеть событие, по­служившее причиной её начала. Когда 20 июня 1789 г. король Людо­вик XVI попытался распустить засе­давшее во Дворце малых забав в Вер­сале Национальное собрание, его депутаты обосновались в Зале для игры в мяч на улице Святого Фран­циска в Париже и поклялись не рас­ходиться до тех пор, пока не вырабо-

Жак Луи Давид.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.