Здавалка
Главная | Обратная связь

Национальная галерея, Вашингтон.



В 1812 г. Давид писал импера­тора в последний раз. Порт­рет Наполеона в рабочем кабинете замечателен неожи­данной трактовкой образа. Император предстает здесь как рачительный и заботли­вый хозяин Европы: он про­работал всю ночь — свеча над его бумагами догорает, а часы уже напоминают о сле­дующем пункте расписания — пора ехать на военный смотр. Прежде чем пристегнуть шпагу, Наполеон бросает на зрителя значительный взгляд — жизнь вашего императора нелегка...

АНТУАН ГРО

(1771—1835)

Жан Антуан Гро, сын парижского миниатюриста, с четырнадцати лет занимался в мастерской Жака Луи Давида, не разделяя, однако, рево­люционных убеждений своего учи­теля. В 1793 г. он уехал в Италию и поселился в Генуе. Здесь Гро про­жил три года и снискал славу заме­чательного портретиста. 1796— 1801 гг. мастер провёл в свите жены Наполеона Жозефины в Ми­лане; там он стал членом комиссии,

которая отбирала художественные ценности для вывоза во Францию, затем был назначен офицером шта­ба наполеоновской армии.

В 1801 г. художник вернулся в Париж и выставил в Салоне карти­ну «Наполеон на Аркольском мос­ту» (1797 г.). Гро запечатлел одну из первых побед Наполеона: в ноябре 1796 г., во время жестоких боёв за мост близ итальянского городка Арколе, молодой генерал лично возглавил атаку и французы овладе­ли переправой. На фоне сумрачно­го неба предстаёт стройная, твёрдо

очерченная фигура полководца, уверенно шагающего навстречу вражескому огню. Эта работа при­несла художнику успех. Давид поч­тил ученика, сказав ему: «Вы ожи­вили мои статуи».

Гро с самого начала отказался от классических сюжетов — его больше привлекала современная история. Работая над серией кар­тин, посвяшённых египетско-си­рийской экспедиции наполеонов­ской армии (1798—1799 гг.), он, в сущности, открыл Восток для евро­пейской живописи XIX столетия. В 1799 г. французские войска в Си­рии сильно пострадали от чумы; го­ворили, что больные солдаты были отравлены по приказу Наполеона. Желая опровергнуть эти обвине­ния, он заказал Гро картину «Бона­парт, посещающий зачумлённых в Яффе» (1804 г.).

Другим вкладом Гро в «наполео­новскую легенду» явилась картина «Наполеон на поле битвы при Эйлау» (1808 г.). Здесь император, разбивший соединённую русско-прусскую армию, предстаёт как милосердный победитель, велящий оказать помощь раненым врагам. В этой сиене немало фальши, но трагизм войны передан без при­крас: небо черно от дыма; на пер­вом плане громоздятся замёрзшие трупы, среди которых шевелятся раненые; в глубине картины на снежной равнине проступают гряз­но-жёлтые пятна: тоже груды тел, припорошенные снегом...

После падения Наполеона Да­вид, изгнанный из Франции, оставил Гро своих учеников. Возглавив ма­стерскую учителя, Гро подчинил своё творчество его взглядам и стал насаждать классицизм. Он отрёкся от всего, чему служил в искусстве, когда в 1825 г. закончил роспись ку­пола Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII. Король пожаловал Гро баронский титул за эту работу, но художник прекрасно видел её слабости. Вскоре шестидесятичетырёхлетний Гро покончил с собой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.