Здавалка
Главная | Обратная связь

Осада и взятие Мемеля 19–24 июня 1757 г.



 

17 июня отряд прибыл к Мемелю, на следующий день к городу подошли войска генерала В.В. Фермора. В 6 часов утра 19 июня, встав по диспозиции, корабли начали обстрел крепости с моря. Прамы «Дикий Бык» и «Элефант», вооруженные пушками, и бомбардирские корабли, вооруженные мортирами и гаубицами, начали обстреливать город и цитадель с расстояния 870 саженей. Вскоре в Мемеле начались большие пожары. Огонь кораблей не прекращался до 24 июня. 20 июня началась бомбардировка крепости с суши. За первые два дня обстрела было выпущено около тысячи снарядов. При действии с берега и бомбардировке со стороны моря Мемель, выдержав четыре дня осады, 24 июня сдался русским.

Взятие портового города Мемеля обеспечило снабжение русской армии морским путем, что было очень важно для развития дальнейшего наступления. Отряд грузовых судов под командованием капитана 3-го ранга Н.И. Сенявина доставлял в Мемель провиант.

После взятия Мемеля отряд А. Вальронда в ожидании дальнейших распоряжений оставался на Мемельском рейде.

В соответствии с указом императрицы Елизаветы Ревельская эскадра (6 линейных кораблей и 3 фрегата) под командованием вице-адмирала В.Ф. Люиса в конце апреля вышла в крейсерство к прусским берегам для блокады Мемеля, Пиллау и Кенигсберга. Кронштадтская эскадра (11 линейных кораблей, 2 фрегата, бомбардирский корабль) вышла на месяц позже и 19 июня соединилась с Ревельской. Корабельному флоту под общим командованием адмирала З.Д. Мишукова предписано было блокировать прусские порты и действовать против английского флота, если бы он пришел на помощь Пруссии.

Пруссия не имела военного флота, но союзная с ней Англия могла направить свою эскадру в Балтийское море. Эта угроза значительно осложняла задачи русского и шведского флотов, которые должны были находиться в постоянной готовности встретиться и сразиться с сильнейшим английским флотом.

В начале августа, когда стало известно, что англичане в Балтийское море не придут, З.Д. Мишуков, оставив для блокады прусских берегов отряд контр-адмирала В.А. Мятлева (5 линейных кораблей и фрегат), сам с главными силами флота направился в Карлскрону, куда он прибыл 23 августа. Проведя переговоры со шведским командованием, он возвратился с эскадрой в Кронштадт.

 

 

Брандер «Митау». В составе эскадры З.Д. Мишукова блокировал берега Пруссии

 

Вышедшие 11 сентября из Ревеля 5 кораблей и 1 фрегат, под командованием вице-адмирала А.И. Полянского, блокировали прусские берега до 12 октября, а 27-го вернулись в Ревель.

В результате крейсерства русского флота прекратилась перевозка морем войск, снаряжения и продовольствия гарнизонам приморских крепостей противника.

Отряд А. Вальронда до 8 сентября оставался у Мемеля, после чего направился в Кронштадт. Возвращение судов отряда было еще более трудным, чем переход в Мемель весной. 9–10 сентября они выдержали сильный шторм у Готланда. Фрегат «Вахмейстер» 3 октября у острова Вульф попал в шторм. От ударов волн открылась сильная течь, и фрегат затонул, погибли 14 человек. Прам «Элефант» 13 октября пришел на Кронштадтский рейд, но у Толбухина маяка вмерз в лед. Ветром льды вместе с прамом понесло на берег. 17 октября «Элефант» разбился, экипаж был спасен.

В кампании этого года участвовала и гребная эскадра, состоявшая из 41 галеры под командованием контр-адмирала П.Г. Кашкина. Она занималась перевозкой войск и провианта из Либавы в Мемель и даже имела стычку с неприятелем. 22 августа отряд из 10 галер, шедший с провиантом, при входе в Куриш-Гаф у устья реки Лабио был обстрелян прусской батареей. Став на шпринг, галеры открыли огонь по батарее и сбили ее.

Контр-адмирал П.Г. Кашкин со своими галерами остался на зимовку в Либаве. Он вел тщательную разведку от Кенигсберга до Пиллау и составил подробные карты, которые оказались очень полезными в дальнейшем ходе войны.

В январе следующего 1758 года русские взяли Кенигсберг. Надобность в сильной эскадре корабельного флота для действий у прусских берегов отпала. Поэтому к будущей кампании в Кронштадте и Ревеле готовились только 15 судов. Однако были получены секретные сведения о спешной подготовке и вооружении в Англии эскадры для отправления в Балтийское море.

В связи с этим 15 апреля в Стокгольме была подписана русско-шведская декларация о совместных действиях для «действительного недопущения английского флота в Балтийское море».

Вышедший в начале июля из Финского залива русский флот (17 линейных кораблей и 5 фрегатов) 9 июля у острова Борнгольм соединился со шведской эскадрой (6 линейных кораблей и 3 фрегата) и под общей командой адмирала З.Д. Мишукова направился в Зунд. К вечеру того же дня соединенные флоты остановились у острова Амагер близ Копенгагена. Все лето флоты простояли близ Копенгагена в напрасном ожидании прибытия англичан и высылая только крейсеры для осмотра и опроса проходящих Зундом коммерческих судов.

Между тем напряженность в политических отношениях с Англией стала уменьшаться, и отношения между Лондоном и Петербургом вновь приняли нормальный характер. Стоянка соединенных флотов у Зунда стала излишней. 28 августа флоты снялись с якоря и направились в свои базы.

В 1759 году в течение всей кампании отдельные отряды кораблей осуществляли блокаду прусских берегов и также перевозку войск и провианта в действующую армию. Плавания продолжались до глубокой осени, последний отряд, отвозивший в Данциг десант в 1200 человек, возвратился в Ревель 11 ноября, когда гавань уже покрывалась льдом.

В плане кампании на 1760 год одной из главных задач была осада сильной приморской крепости Кольберга, взятием которой обеспечилось бы владение всей Померанией. Еще в 1758 году, когда наша армия одержала над пруссаками блистательную победу при Гросс-Эгерсдорфе и заняла значительную часть Пруссии, корпус русских войск под начальством генерала Пальмбаха весь октябрь провел в безуспешной осаде Кольберга. Главной причиной снятия осады был тогда недостаток провианта. 27 транспортов с провиантом, отправленных из Риги, Мемеля и Кенигсберга, встретили в море сильный шторм, 11 погибли со своими экипажами, а остальные были разбросаны по разным портам.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.