Здавалка
Главная | Обратная связь

Бой у острова Корпо 20 мая 1743 г.



 

20 мая шведские суда двинулись на русскую позицию. Я.В. Кейт находился на береговой батарее, на судах боем командовал капитан И.И. Кайсаров.

Около 15 часов шведы сделали первые пристрелочные выстрелы, но их ядра не долетали даже до береговых батарей. Русские суда стояли дальше. Шведский прам буксировали шлюпки. В 16 часов шведы подошли на пушечный выстрел, но Я.В. Кейт приказал не открывать огня, пока противник не подойдет на ружейный выстрел. После этого русские прамы сделали первые залпы.

Шведский прам получил сильные повреждения, вышел из боя и укрылся за одним из ближайших островов. Несколько галер противника также получили сильные повреждения. Сражение длилось 2,5 часа — с 17 до 19.30. В 8 часов вечера последняя шведская галера вышла из боя.

Основная тяжесть боя легла на прамы: «Олифант» (лейтенант А. Соймонов) и «Дикий Бык» (лейтенант П. Прончищев). За время боя с русских прамов было сделано 1063 выстрела, с галер — 322, с береговых батарей — 89. Об интенсивности боя можно судить по тому, что «Дикий Бык» получил 39 пробоин, 3 орудия были повреждены, убито 3 и ранено 2 моряка, на «Олифанте» — 20 пробоин, 3 убитых, 7 раненых. Бой у острова Корпо стал единственным морским боем за всю войну.

В начале же мая двинулся из Петербурга и фельдмаршал П.П. Ласси с 9 полками пехоты, 8 ротами гренадер и 200 казаков, размещенными на 112 галерах и кончебасах, чтобы высадить десант на шведское побережье. Десантный корпус возглавил лично П.П. Ласси. Морской поход проходил очень медленно, с большими остановками.

Кронштадтская эскадра состояла из восьми линейных кораблей, одного бомбардирского и двух брандеров. В апреле командующим Балтийским флотом и кронштадтской эскадрой был назначен адмирал Н.Ф. Головин, которому по высочайшему указу повелевалось, «если нужда востребует, то атаковать неприятельский флот не только с превосходящей над неприятелем силой, в числе судов и пушек, но и с равною против оного ».

В 1743 году эскадра начала кампанию раньше, чем в 1742-м — 1 мая суда вышли из гавани на рейд. 7 мая флот посетила императрица Елизавета, она осмотрела флагманский корабль «Св. Петр». Спустя два дня Кронштадтская эскадра вышла в море и 12 мая прибыла к острову Нарген, где 15 мая соединилась с Ревельской эскадрой. 21 мая флот снялся с якоря и пошел на запад и 24 мая у Гангута обнаружил шведский флот — 21 вымпел.

Подойдя к шведскому флоту, Н.Ф. Головин на виду у неприятеля лег в дрейф, 25 мая собрал генеральный консилиум из флагманов и всех капитанов и предложил приблизиться к шведскому флоту и атаковать его брандерами и бомбардирскими кораблями. Но генеральный консилиум с ним не согласился и большинством голосов постановил: «Обождать атакою до прибытия галер, ибо атаковать в таком узком месте не способно».

П.П. Ласси прибыл с галерами 26 мая к Твереминне, но дальнейший путь на запад был прегражден шведским флотом, стоявшим у Гангута на самом фарватере. Фельдмаршал должен был ждать прихода Н.Ф. Головина, который после соединения с Ревельской эскадрой имел достаточно сил, чтобы атаковать неприятеля и тем отвлечь его от Гангута. Но Н.Ф. Головин оказался в этом случае не лучше З.Д. Мишукова. Подойдя к Гангуту с 25 судами (линейные корабли «Св. Петр», «Св. Александр», «Северный Орел», «Ревель», «Слава России», «Ингерманланд», «Основание Благополучия», «Астрахань», «Архангельск», «Кронштадт», «Азов», «Нептун», «Св. Андрей», «Северная Звезда», фрегаты «Россия», «Воин», бомбардирские корабли «Юпитер», «Самсон» и 6 мелких судов), адмирал, несмотря на настоятельные требования фельдмаршала, некоторое время простоял в бездействии на якоре вблизи шведского флота.

30 мая из-за жестокого шторма флот вынужден был укрыться, зайдя в Рогервик, а затем направился к Гангуту, 6 июня он встал на якорь на видимости шведского флота, суда изготовились к бою. Ближе к шведам встали бомбардирские корабли «Юпитер» и «Самсон» и открыли огонь. 7 июня флот снялся с якоря и, прикрывая гребной флот, пошел на сближение со шведами. Оба флота, построенные в линию баталии, продержались более суток в море, один против другого, но тихий ветер и туман позволили шведам уклониться от боя. На следующий день увидели в тумане шведские корабли. Шедший головным линейный корабль «Св. Александр» открыл огонь по противнику, но шведы не отвечали и, прибавив парусов, оторвались. 9 июня русский флот, не преследуя шведов, зашел в Рогервик. До августа флот крейсировал в Финском заливе, затем корабли ушли в Ревель и Кронштадт.

8 июня, когда шведский флот отошел от Гангута, русский гребной флот, насчитывающий 48 галер, 86 кончебасов и 46 других гребных судов, прошел мимо Гангута и 12 июня соединился с гребными судами Я.В. Кейта. Шведская гребная флотилия 13 июня ушла в Стокгольм. Русский гребной флот направился к берегам Швеции для высадки десанта, но 18 июня было получено известие о начале мирных переговоров.

Архангельская эскадра не принимала участия в кампании 1743 г., так как первые корабли из предназначенных к переходу пришли в Балтийское море после подписания мира. 15 июля из Архангельска вышли два линейных корабля и три фрегата. Соединившись с кораблями, зимовавшими в Екатерининской гавани, 6 августа вся эскадра под флагом В.Ф. Люиса пошла далее. С 10 по 21 августа суда попали в полосу сильных штормов. Три линейных корабля зашли в Екатерининскую гавань, один фрегат вернулся в Архангельск, один — разбился. Остальные — три линейных корабля, фрегат и гукор (присоединился в Копенгагене) в начале ноября прибыли в Кронштадт.

7 августа в Або был подписан мирный договор между Россией и Швецией. Граница со Швецией устанавливалась по реке Кюмень и озеру Сайма. К России отошла юго-восточная часть Финляндии с крепостями Фридрихсгамн, Вильманстранд и Нейшлот. Швеция признавала утверждение России на Балтике.

В результате русско-шведской войны 1741–1743 гг Россия упрочила безопасность своих северо-западных границ.

Во время русско-шведской войны 1741–1743 годов все недостатки нашего флота выразились с особой рельефностью, но шведы только потому не имели в эту кампанию успеха, что были снаряжены в сравнении с нашим флотом еще хуже и действовали еще более нерешительно.

Эта война показала, что настоящий флот — это не только большое количество разных судов. Чтобы флот стал действительно боеспособным, необходимы хорошо обученные матросы, опытные офицеры, решительные флагманы. Все эти качества приобретаются только во время плаваний и учений.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.