Структурные составляющие механизма государственного
Управления Составной частью государственного механизма является государственный аппарат, состоящий из множества органов, каждый из которых имеет собственную структуру и наделен в соответствии с законом определенными правами и полномочиями по управлению конкретными сферами общественной жизни. Это самостоятельный элемент государственного аппарата, действующий специализированно в тесной взаимосвязи с другими органами. Аппарат строится и функционирует в соответствии с социально-политическими и организационными принципами на основе принятых в государстве законов и правовых норм. На протяжении всей истории человечество создавало такие государственные органы, которые были призваны обеспечивать нормальное функционирование общества. Одним из самых эф- Глава 5. Механизм и органы государственного управления фективных в этом отношении как раз и стал механизм государства, представляющий собой совокупность органов и учреждений, осуществляющих управление обществом и защиту его основных интересов и потребностей. Эти органы находятся в тесной взаимосвязи и с точки зрения управления обществом дополняют друг друга. Главная их роль в плане выполнения функций управления состоит в гарантировании и защите интересов, прав и свобод всех без исключения граждан. Естественно, ключевое место в этом процессе принадлежит персоналу государственных органов. Если с этой точки зрения взглянуть на государства прошлого, то мы увидим, что многие из них имели более или менее стройный механизм государства, позволявший эффективно управлять государственными делами. Так, в Римской империи основными органами государственного управления были действовавшие довольно успешно в течение многих веков сенат, народные собрания и магистраты. Одним из высших органов государственной власти империи был сенат, который выполнял довольно широкий комплекс функций — от назначения высших должностных лиц государства до утверждения бюджета и военного строительства и сношений с другими государствами. Высшие законодательные и управленческие функции осуществляли народные собрания и комиции. Магистраты, избираемые сроком на один год главным образом из числа крупных землевладельцев, также выполняли управленческие функции, в том числе и руководство армией. Они обладали такими важными полномочиями, как права заключения перемирий, созыва сената и народного собрания, издания эдиктов, наложения штрафов и т.д. В зависимости от конкретных задач, выполняемых ими, магистраты подразделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и др. Верховными магистратами являлись консулы. Возглавлял всю эгу систему император, который делил власть с только что названными должностными лицами. Примечательно то, что в период упадка Римской империи в разных ее регионах одновременно властвовали несколько императоров, а в одно время их число достигало шести. Следует еще раз подчеркнуть, что эта система успешно действовала в течение многих веков. 18 - 2187 273 Феликс Шамхалов Теория государственного управления Эффективные механизмы государственного управления были созданы с появлением национального государства в Новое время. Большое значение с этой точки зрения имело возникновение системы политической демократии и правового государства, при которых механизм государства создавался с соблюдением некоторого комплекса общих для всех стран принципов. Иначе говоря, современные механизм и аппарат государства представляют собой исторические феномены, возникшие с появлением национального государства и современной демократической политической системы. Постепенно, по мере разграничения политической, социальной и экономической сфер происходило вертикальное и горизонтальное разделение труда между различными звеньями государственного аппарата и соответственно усложнение процессов принятия разного рода решений, имеющих жизненно важное значение для общества. В разных странах в специфически национальных формах складывается своеобразная иерархия государственных учреждений и должностей по государственно-административной вертикали с главой государства или правительства на вершине властной структуры. Выше уже указывалось, что государство представляет собой политическую самоорганизацию общества, состоящую из комплекса институтов, учреждений и органов, каждый из которых выполняет свои специфические задачи и функции законодательного, исполнительного и судебного характера. Соответственно выделяются органы законодательной власти, непроизводные от других и составляющие основу для остальных органов; органы исполнительной власти, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества, и органы судебной власти, призванные осуществлять контроль за соблюдением законности как государственными органами, так и всеми без исключения гражданами. Составной частью государственного аппарата являются правоохранительные органы, обеспечивающие и поддерживающие стабильность общества и осуществляющие карательные меры и разного рода наказания в отношении лиц, не соблюдающих обязательные для всех граждан правовые нормы и законы. Здесь центральное место занимают суд, прокуратура, полиция, тюрьмы Глава 5- Механизм и органы государственного управления и т.д. Они призваны обеспечивать и поддерживать стабильность, неприкосновенность общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы). О каждом из этих органов речь шла выше. Причем такие органы присущи для всех без исключения форм государственного устройства. Однако если в правовом государстве они действуют строго в рамках права и закона, т. е. являются частью монополии на легитимное использование государством физического или иного насилия, то в авторитарных или диктаторских режимах они могут приобретать самодовлеющий характер и применяться без оглядки на право и законы данного государства. Механизм государства охватывает все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Это комплекс государственных органов, основанный на единстве принципов организации и деятельности, закрепленных в соответствующих законах государства. Государственный аппарат — один из ключевых элементов механизма государства, представляющий собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Вне и без государственного механизма и аппарата нет и не может быть государства. Для обеспечения выполнения возложенных на него задач и функций управления делами общества механизм государства располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Конечно, аппарат сам по себе не может работать без специально подготовленных для этой цели людей. Более того, можно сказать: каковы эти люди, таков и государственный аппарат, таково и государство. Как только что отмечалось, механизм государства состоит из комплекса органов, составляющих в совокупности государственный аппарат, являющийся главным субъектом управления. Само понятие «государственный аппарат» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности государственных органов в целом со- 18* 275 Феликс Шамхалов. Теория государственного управления впадает с определением механизма государства. В узком смысле под ним подразумевается аппарат государственного управления. Именно в этом значении понятие «государственный аппарат» рассматривается и в данной работе. От выполняемых им задач и функций зависит структура государственного механизма и государственного аппарата. Можно сказать, что сущность государства в значительной степени определяется тем, что для обеспечения реализации своих целей и функций оно создает свой аппарат, наличие или отсутствие связи которого с обществом, масштабы и иерархическое построение, качество персонала и многие другие параметры имеют определяющее значение для самого государства, общества и государственного управления. В структуру государственного аппарата входят органы законодательной власти, исполнительной власти, включающие, в свою очередь, исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами. Они располагают вспомогательными государственными учреждениями, аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления. Каждый государственный орган — это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками. Среди этих признаков можно назвать осуществление от имени государства отдельных его задач и функций; обладание определенными властными полномочиями и компетенциями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию; наличие определенной структуры, т.е. строение по видам отдельных служб и численному составу (штатам); территориальный масштаб деятельности и т.д. Важное значение имеет и то, что государственный орган наделен правом издания юридически-правовых актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания, которые обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно им охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государ- 276 ! I Глава 5- Механизм и органы государственного управления ства. Порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция закрепляются нормами права. Разумеется, для выполнения своих полномочий государственный орган обеспечивается необходимыми средствами из государственного бюджета, а также разного рода материальными ресурсами, предприятиями, учреждениями и т.д. Самым главным ресурсом любого государственного органа являются люди, персонал, государственные служащие, приводящие его в движение и обеспечивающие его функционирование. Помимо государственного аппарата выделяется также аппарат политический, под которым подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих органов и элементов в структуре власти, обладающих соответствующими компетенциями и полномочиями, а также кадрами, имеющих своей целью решение задач, поставленных политическим руководством страны. Политический аппарат отличается от сугубо государственного аппарата тем, что его могут создать политические партии для решения стоящих перед ними политических проблем, общественно-политические движения, организации, объединения и т.д. Особенно широко политический аппарат используется в международных организациях, таких, как ООН, Совет Европы, Социн-терн, ЮНЕСКО и др. К примеру, в Совете Европы работают 1200 чиновников. Но надо иметь в виду, что к политическому аппарату принадлежат только те лица, которые избраны или назначены в руководящие органы этих организаций и от которых зависит разработка политических программ и принятие политических решений. Каждый государственный орган, будучи интегральной частью государственного аппарата, одновременно обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью. В соответствии со своими полномочиями и компетенциями он выполняет возложенные на него задачи и функции и тем самым участвует в реализации различных функций государства. Можно сказать, что посредством государственного аппарата осуществляются властные функции государства. Аппарат государства строится в соответствии с конкретным содержанием его основных задач и функций. И естественно, он самым непосредственным образом зависит как от формы госу- Феликс Шамхалов. Теория государственного управления дарственного устройства, так и от формы правления, а также от исторического типа государства. Так, существенно различались государственные аппараты в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и так называемом социалистическом государствах. В современном государстве независимо от формы правления система военных, полицейских, налоговых, финансовых и иных правоохранительных учреждений приобретает широко разветвленный, всеохватывающий характер, дающий ему возможность контролировать всю массу населения. Механизм современного государства во главе с правительством характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. В настоящее время во всех индустриально развитых странах государственный аппарат представляет собой мощную разветвленную систему разнообразных органов, министерств и ведомств, служб управления государственными предприятиями, разного рода специализированных комитетов и комиссий и т.д. Многообразие и сложность деятельности государственного механизма обусловливают существование большого числа его органов. Они различаются по способу формирования, функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности. По способу формирования государственные органы делятся на избираемые и назначаемые. Избираемые органы, являющиеся по своему характеру законодательными и представительными, формируются путем их избрания гражданами государства в ходе прямых и тайных выборов или каким-либо иным образом на определенный, строго установленный законом срок. В большинстве демократических стран всеобщим, прямым и тайным голосованием избираются также главы государств — президенты, а в некоторых и главы правительств. То же можно сказать и о главах администраций субъектов Федерации и главах администраций муниципалитетов. В ряде стран, особенно с парламентской формой правления, главы государств в лице президентов избираются косвенным путем — парламентом или специально созданным для этого органом. Что касается назначаемых должностных лиц, то их выбор зависит от воли и желания нанимающего их органа или руководителя этого органа. В теории определяющим факто- Глава 5. Механизм и органы государственного управления ром их назначения являются высокий профессионализм и знания по соответствующей их профилю сфере. Классифицировать государственные органы можно также по количеству занятых в них людей. По данному принципу различают единоличные и коллегиальные органы. При этом особо следует отметить, что определяющее значение здесь имеет не количество занятых в том или ином конкретном органе должностных лиц, а способ принятия решений. Например, Администрация Президента Российской Федерации независимо от числа занятых в ней людей считается единоличным органом, поскольку здесь то или иное ключевое решение принимается путем самостоятельного волеизъявления руководителя администрации. Что касается правительственного аппарата, то здесь решения принимаются коллегиально, т.е. большинством голосов лиц, наделенных для этого соответствующими полномочиями. Нельзя не отметить также классификацию по месту, которое тот или иной орган занимает в иерархии государственной власти. В этом плане выделяются центральные, региональные и местные власти. Другими словами, аппарат управления государством отнюдь не ограничивается центральными властными структурами. Как в унитарном, так и особенно в федеративном государстве немаловажную роль в этом отношении играют власти среднего уровня: в унитарном государстве — это власти области, провинции, кантона, департамента и т.д., а в федеративном государстве — субъекты федерации: земли в ФРГ, штаты в США и Индии, провинции в Канаде и т.д. Согласно п. 3 ст. 136 Конституции РФ исполнительным органом субъекта Российской Федерации в лице края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения является соответственно администрация краевая, областная, автономной области, автономного округа, города федерального значения. Их полномочия, порядок формирования, организации и деятельности устанавливаются законом Российской Федерации. Для координации их деятельности с федеральным Центром, в особенности с Администрацией Президента РФ, созданы семь федеральных округов, в состав каждого из которых по территориальному принципу входит определенное количество субъектов Федерации. По мнению многих аналитиков, такая структура облегчает контроль над дея- Феликс Шамхалов. Теория государственного управления тельностыо властей субъектов Федерации, одновременно предотвращая возможные сепаратистские вылазки их руководителей. Применительно к России в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30 сентября и 12 ноября 1992 г. № 1147 и 1355 установлено, что организационно-правовыми формами центральных органов федеральной исполнительной власти являются: 1) министерство Российской Федерации; 2) государственный комитет Российской Федерации; 3) комитет Российской Федерации; 4) федеральная служба России; 5) российское агентство; 6) федеральная инспекция; 7) федеральный надзор России. Основы организации и деятельности краевой и областной администрации, ее компетенция регламентируются Законом РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 5 марта 1992 г. Краевая, областная администрация, будучи исполнительным органом государственного управления и осуществляя управление всеми входящими в ее компетенцию сферами жизни, подотчетна краевому, областному законодательным органам соответствующих субъектов Федерации. Структура, принципы, функции и полномочия по управлению субъектом Федерации, права и обязанности администрации закрепляются в его конституции или уставе, составленных на основе Конституции и законов Российской Федерации. Кроме того, различаются органы постоянные и временные. Если постоянные органы, как правило, за исключением установленных законом случаев, не подлежат ликвидации и составляют инфраструктуру государственного механизма, то временные связаны с решением конкретных конъюнктурных задач и с их реализацией подлежат ликвидации. Принцип разделения властей, присущий политической демократии, позволяет говорить об еще одной классификации в зависимости от того, к какой именно ветви власти данный конкретный орган относится. Соответственно мы имеем законодательные, исполнительные и судебные органы, каждый из которых выполняет специфические, присущие только им, законодательно фиксированные задачи и функции. Как отмечали американские политологи Ф. и Л. Нигро, «современное государственное администрирование означает скоординированные групповые дейст- Глава 5. Механизм и органы государственного управления вия в государственных делах: 1) связанные с тремя сферами власти — законодательной, исполнительной, судебной — и их взаимодействием; 2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса; 3) значительно отличающиеся от администрирования в частном секторе; 4) тесно связанные с многочисленными частными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и общинах»1, И действительно, в силу выполнения ею множества разнообразных функций деятельность государственно-административной системы и государственной службы структурно дифференцирована и специализирована. Речь идет прежде всего о дифференциации по основным ветвям власти — законодательной, исполнительной и судебной. В Соединенных Штатах это конгресс, президент и Верховный суд, в Канаде — парламент, генерал-губернатор, правительство и Верховный суд, В ФРГ — бундестаг, правительство и Федеральный суд и т.д. В Российской Федерации первая представлена аппаратами палат Федерального Собрания РФ — Советом Федерации и Государственной Думой. Судебная власть обладает собственным разветвленным аппаратом (Министерство юстиции и подразделения, входящие в его систему, Конституционный Суд, Верховный Суд и др.). Главное предназначение законодательных органов — это принятие законов и подзаконных актов. Данная прерогатива отдана законодательному собранию, в силу того что оно одновременно является представительным органом, в котором наиболее широко представлены интересы граждан общества. Для него характерны выборность всех членов и коллегиальность принятия решений, а также отсутствие властной иерархии и административного подчинения одного депутата другому или одной партийной фракции другой партийной фракции. В разных странах представительный и законодательный орган называется по-разному. Так, в Великобритании, Канаде, Индии, Японии и ряде других стран он именуется собственно парламентом, в то время как в США это конгресс, в ФРГ — бундестаг, в Дании — фолькетинг, в Nigro F, Nigro L. Modem Public Administration N.Y., 1970. P. 25. Феликс Шамхалов. Теория государственного управления Норвегии — риксдаг, в Израиле — кнессет, в России — Совет Федерации и т.д. Законодательная власть, ее палаты имеют собственный аппарат, и это вполне естественно, если учесть громадные масштабы деятельности этого органа и значимость выполняемых им функций. Во всех парламентах мира работа депутата насыщенна, многообразна и не сводится к присутствию на заседаниях, участию в обсуждении и принятии законов. Значительная часть времени уходит на подготовку законопроектов и поправок к ним, проведение заседаний рабочих групп, комитетов и комиссий, участие в заседаниях депутатских объединений и согласительных комиссий. Депутаты участвуют в многочисленных политических акциях, встречах с парламентскими делегациями других государств. Предметом особой заботы является деятельность в избирательных округах, работа с письмами и обращениями избирателей. Хорошо, если все это происходит в условиях стабильного и процветающего государства. Аппарат как раз и призван обеспечить нормальные условия деятельности депутатов, исполнения ими представительных, законодательных и контрольных функций. Он осуществляет правовое, информационное, экспертное и организационное сопровождение процесса подготовки законопроектов, их правовую и лингвистическую экспертизу, организационное обеспечение заседаний парламента и парламентских слушаний, сбор и анализ оперативной информации, поступающей из правоохранительных и других государственных органов, правовое и организационное обеспечение взаимодействия с другими ветвями и органами государственной власти, проведение организационно-кадровых мероприятий и управление государственной службой в аппарате и т.д. В этом отношении в большинстве стран аппарат парламента и его сотрудники работают в тени законодателей, о их деятельности знают только немногочисленные специалисты. Показательно, что за весь послевоенный период наблюдалась тенденция к расширению аппарата законодательных органов индустриально развитых демократических стран. Так, по подсчетам специалистов, в сенате Конгресса Соединенных Штатов было больше аппаратных наемных работников, чем самих сенаторов. По имеющимся данным, с 1950 г. по настоящее время Глава 5. Механизм и органы государственного управления штат аппаратов различных комитетов Конгресса возрос с 300 до 1100 человек, а штат личного аппарата сенаторов и членов палаты представителей — с 600 до 3600 человек. Если в 1960 г. каждый из двух сенаторов от Калифорнии пользовался услугами примерно 20 работников, то в настоящее время его обслуживают уже 60 работников. Эти данные позволяют сделать вывод, что Конгресс США превратился в гигантскую бюрократическую организацию. Именно парламент как представительный орган всего народа данной страны лучше всех знает его запросы, потребности и интересы в различных регионах, субъектах федерации и муниципалитетах. Соответственно каждый депутат отстаивает интересы населения своего избирательного округа. Поэтому парламент представляет собой место, где, с одной стороны, происходит открытое противоборство между различными интересами и, с другой — осуществляется публичная защита интересов различных социальных слоев и групп общества. Знание реального положения вещей в стране и в отдельных ее регионах делает парламент ареной преодоления противоречий между отдельными ветвями власти, между центром и периферией, а также между государством и гражданским обществом. Одна из главных функций парламента — это контроль над действиями правительства и при необходимости корректировка его курса. Такой контроль осуществляется путем принятия соответствующих федеральных законов, объявления вотума недоверия правительству, утверждения бюджета и контроля за его исполнением, установления уровня и структуры федеральных налогов, регулирования денежной эмиссии и т.д. Но в то же время необходимо отметить, что в задачи аппарата парламента не входят принятие законов или нормативно-правовых актов, непосредственная реализация политических установок избирателей, разработка или решение задач государственного управления. Главная его задача — это правовое и научно-информационное обеспечение законотворческого процесса, организация заседаний и пресс-конференций, обустройство рабочих мест парламентариев и т.д. Государственная служба в органах законодательной власти предполагает профессиональную администра- Феликс Шамхалов. Теория государственного управления тивную или аппаратную деятельность по обеспечению исполнения полномочий этих органов. Особое положение в системе публичной власти занимает судебная власть, выступающая в качестве своего рода противовеса двум предыдущим ветвям власти. Именно судебная власть призвана обеспечивать соблюдение законности как исполнительной и законодательной властями, так и всеми гражданами государства. Она имеет целью также защиту прав и свобод человека и гражданина. Но при этом необходимо отметить, что разделение власти на три ветви отнюдь не означает предоставления каждой из них полной самостоятельности и независимости. Дело в том, что все они функционируют как интегральные части единой системы и не исключают, а дополняют друг друга. Их задача в отношениях друг с другом состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения всей власти в руках одного органа или одной ветви власти, чем обеспечивается механизм сдержек и противовесов. Принципы организации и деятельности механизма государства подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и на частные принципы, относящиеся лишь к некоторым звеньям государственного механизма, отдельных органов или группы органов. С точки зрения юридически-правовых оснований различаются государственные органы, учреждаемые конституциями, федеральными законами, уставами субъектов федерации для выполнения задач и функций, имеющих для государства ключевое значение. Это прежде всего президент республики, правительство, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Эти первичные органы в свою очередь учреждают в установленном законодательством порядке собственные, вторичные аппараты для непосредственного выполнения комплекса стоящих перед ними задач и функций. Здесь речь идет, например, об администрациях президента и правительства, аппаратах парламента, его комитетов и комиссий и т. д. Здесь отметим, что в плане ведения повседневных дел в государстве ключевая роль принадлежит исполнительной власти в его лице правительства, деятельность которого осуществляется посредством функционирования работающих под его руководст- Глава 5. Механизм и органы государственного управления вом различных органов исполнительной власти: центральных министерств (в федеративном государстве — федеральных министерств), государственных комитетов (в Российской Федерации — по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, по печати и т.д.), иных органов исполнительной власти (в Российской Федерации — Федеральная авиационная служба, Федеральная архивная служба, Государственная налоговая служба и др.). И это совершенно естественно, поскольку государственное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В качестве главного такого механизма выступает аппарат государственного управления, или государственно-административный аппарат. Именно исполнительная власть в лице правительства и создаваемых им государственных органов осуществляет на практике законы, подзаконные акты и решения, принимаемые законодательным собранием. В совокупности органы исполнительной власти представляют собой наиболее сложную и многогранную часть государственного аппарата, которая концентрирует в своих руках практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного управления. Неотъемлемым признаком исполнительной власти являются властная вертикаль и вертикальная иерархия государственных органов, или подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Вполне резонно в Конституции РФ в главе «Федеративное устройство» (ч. 2 ст. 77) введено положение о том, что «в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации». При этом правительство вправе издавать собственные нормативно-правовые акты, носящие подзаконный характер. Говоря об управлении делами общества, следует выделять такую его самостоятельную область, как управление государственными делами, которое осуществляется всеми органами государства. Среди них законодательство выделяет особую группу — 285 Феликс Шамхалов. Теория государственного управления органы государственного управления, которые специально созданы для осуществления этого вида государственной деятельности. Государственный аппарат выступает как стержень современного государства, органически соединяющий в единое целое различные институты и органы по горизонтали и вертикали. Он играет главную роль в реализации функций государственного регулирования и управления экономическими и социальными процессами. Он призван обеспечивать систематическую целенаправленную деятельность по управлению государством и различными сферами общественной жизни. Аппарат управления — неотъемлемая часть государственного аппарата, имеющая собственную структуру, полномочия и прерогативы по управлению теми или иными сферами общественной жизни. Он теспо связан с другими элементами и структурами государственного аппарата. Его возглавляет правительство страны. В его задачу входит проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов, принятых законодательным и представительным органом власти. Каждая составная часть и каждый служащий аппарата управления находятся между собой в правовых отношениях. Естественно, аппарат управления наделен определенными полномочиями, или он обладает определенными властными полномочиями, установленными в законодательном порядке. Это значит, что аппарат управления, его структура и полномочия закреплены в конституции или ином законодательном акте. В Российской Федерации в государственном аппарате с точки зрения общего управления общественными и государственными делами ключевое место занимает исполнительная власть в лице центрального правительства. А в контексте управления отдельными сферами общественной жизни такое же место занимают соответствующие министерства, имеющие собственный аппарат управления и властную иерархию сверху донизу. Государственный комитет Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим на основе коллегиальности межотраслевое регулирование. Председатель государственного комитета, как и министр, входит по должности в состав правительства РФ. Его члены утверждаются и освобождаются правительством РФ. В его задачу входит госу- Глава 5. Механизм и ор?аны государственного управления дарственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам, находящимся в его ведении. Федеральная служба, российское агентство, федеральная инспекция осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Федеральный надзор России осуществляет государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения безопасности, входящих в его компетенцию, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции. Компетенции, полномочия и ответственность конкретных государственных органов устанавливаются общими, типовыми и индивидуальными положениями об этих органах, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые определяют их права и обязанности. Так, в системе МВД России компетенция милиции определяется Законом «О милиции внутренних войск МВД России» и Законом «О внутренних войсках МВД РФ»; Государственной противопожарной службы — Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Положением об этой службе и т.д. Их компетенции обусловливаются конкретными задачами, которые ставятся перед теми или иными аппаратными структурами. Каждый служащий аппарата управления ведет определенную сферу деятельности, выполняя связанную с ней работу и неся ответственность за ее добросовестное и эффективное выполнение. Принимаемые аппаратом управления подзаконные акты имеют общеобязательный характер, т.е. обязательны для всех объектов управления. В противном случае государство вправе использовать все находящиеся в его распоряжении принудительные меры для принуждения всех объектов управления к выполнению распоряжений аппарата управления. Аппарат государственно-административного управления призван обеспечивать исполнение полномочий и функций государственных органов. Он имеет целью реализацию государственно-управленческих задач и функций, обеспечение исполнения всего комплекса решений, принимаемых правительством и другими Директивными органами, прежде всего правительствами всех уровней. Аппарат ведет свою деятельность в двух направлениях: обеспечение исполнения законов и правовых актов, принятых органами государственной власти, и осуществление предостав- Феликс Шамхалов. Теория государственного управления ленных им распорядительных прав в целях реализации предписаний законов и иных правовых актов. В его функции входят взимание налогов и распределение доходов, строительство и содержание дорог и мостов, сбор и обработка статистических данных, осуществление связей с иностранными государствами, почтовое обслуживание, сбор, систематизация и хранение информации и т.д. Одна часть государственного аппарата выполняет функции собственно государства, такие, как защита его суверенитета и территориальной целостности, реализация национальных интересов и обеспечение национальной безопасности, сохранение общественного порядка и т.д.; другая занимается управлением социальной, экономической и иными сферами общественной жизни. Следует отметить, что ключевую роль в иерархии управленческих функций играет государственно-административное или административно-территориальное устройство государства, определяющее характер и особенности взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления. В данной связи уместно напомнить, что любое государство — это территориальное образование. Именно в соответствии с территориально-административным делением государства и определяются функции важнейших органов государственной власти. Государственно-административное устройство определяет формы, структуру, конфигурацию государственно-административного аппарата, являющегося главным субъектом реализации решений высшего руководства страны по управлению экономическими, социальными и политическими процессами в обществе. Форма государственно-административного устройства обусловливает, из каких именно конкретных частей или элементов состоит внутренняя структура государства; какова система взаимоотношений между этими частями и как распределяются между ними управленческие или иные функции; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами и т.д. Аппарат государственного управления разных стран характеризуется специфическими особенностями, обусловленными множеством факторов, таких, как уровень социально-экономического развития, соответствующей политической культуры, национально-исторические традиции, тип государственно-политической системы и т.д. Существуют немаловажные различия в характере и формах организации и функционирования центральных и местных органов власти. Большое значение с рассматриваемой точки зрения имеет тип политической системы, режима и государственно-административного устройства.
Вопрос № 16 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|